Вот и снесла курочка яичко: Почему в магазинах не снижаются цены на социально значимые товары
Начнем с сахара. Заводами по переработке свеклы в крае владеют в основном крупные московские, ростовские холдинги. Они-то и дают указания директорам предприятий, вернее, так: выписывают наряд — по какой стоимости отпускать сладкий продукт в оптовую торговлю. Цена сахара и в самом деле была сильно завышена: по 43 рубля за килограмм, в то время как себестоимость его производства осенью не превышала 23–25 рублей.
Хороший навар? Неплохой. Но владельцы заводов объясняли это так. Нам, мол, нужно уже сейчас по импорту покупать для своих сырьевиков семена сахарной свеклы, а они в силу колебаний на валютном рынке подорожали на 60 процентов. Та же участь постигла и средства защиты растений, в основном закупаемые в Европе. Но антимонопольная служба поправила руководителей холдингов, и те поумерили аппетит.
Что касается десятка яиц в торговых сетях, то этот продукт по итогам 2014 года стоил в среднем 46 рублей 36 копеек. Сравните: птицефабрики отпускали свой товар по 34 рубля 9 копеек, в то время как себестоимость составляла 33 рубля 25 копеек. Вывод очевиден: необоснованное подорожание яиц в магазинах полностью лежит на сфере торговли. И на ее посредниках, добавим для объективности, которыми выступают небольшие торгово-закупочные базы.
Большая часть птицефабрик края напрямую с супермаркетами не сотрудничает. Все дело в том, что сельхозпроизводители работают на едином сельхозналоге, а торговля — на НДС. Следовательно, чтобы иметь свои 10 процентов, торговля должна наценить товар на 20 процентов, ибо половину суммы приходится перечислять в бюджет. Посредники нужны были пока и потому, что фабрики фасуют яйцо по 30 штук, а на базах их упаковывают по десятку — это самый ходовой «размерчик». Сейчас, правда, департамент потребительской сферы администрации края выступил с предложением сломать такую порочную практику. Птицефабрики могут и должны вести расфасовку яиц в удобную упаковку по 10 штук и отправлять их напрямую в магазины, минуя торговые базы.
Так можно убить двух зайцев: обойтись без лишнего посредника, и главное, иметь в продаже свежайший товар, поступающий на полки непосредственно от производителя в тот же день, когда курочка снесла яичко.
Для сведения: самая большая его ценность как раз и состоит в том, чтобы потреблять в свежайшем виде, в течение одного-трех-пяти дней, пока оно числится как диетическое. Потом ценность яиц падает, поскольку они «дышат» и часть самых полезных микроэлементов улетучивается, теряет свою полезность.
В этой связи и еще один вопрос возникает: надо ли Кубани в таких огромных количествах завозить яйцо в наш регион извне — из Ленинградской, Новосибирской, Тюменской и других областей? Ведь только в дороге скоропортящийся товар находится минимум неделю. Да, завоз инорегиональных яиц можно сократить, соглашаются в департаменте, но лишь в том случае, если местные птицефабрики нарастят их производство.
Но этого быстро не произойдет, поскольку встали птицефабрики «Краснодарская», «Тихорецкая», «Кубанская», «Лебяжье-Чепигинская». Поэтому, скорее всего, надо рынок перестроить не на дальних поставщиков, а на ближних, и прежде всего ростовчан, которые производят в год 1 миллиард 890 миллионов штук яиц — в полтора раза больше, чем кубанцы.
Но важнее здесь, пожалуй, другое: заинтересовать в более тесном и взаимовыгодном сотрудничестве местные фабрики, краснодарские, отправляющие сегодня свое яйцо в Москву, Ростов, Абхазию и бог еще весть куда. Добьемся этого — собьем цены. Или хотя бы стабилизируем их.
Федор Безрук
Специально для «ВК Пресс»
Фото: meatinfo.ru