Вы удивитесь, когда узнаете, что происходит в Анапе
О строительстве порта в Анапе вопрос решается еще со времен Николая II. Что-то делалось, до чего-то так и не доходили руки. Особые подвижки стали заметными, когда в 2006 году именно компания «Черноморские скоростные линии» в лице группы предпринимателей заключила договор с ОАО «Новороссийский морской торговый порт» о передаче в собственность порядком обветшавшего здания Анапского морского порта, пассажирских судов, перегрузочной техники. Землю, находящуюся в федеральной собственности, взяли в аренду.
— На инвестиционном форуме в Сочи-2013 было подписано трехстороннее соглашение о реконструкции порта с объемом инвестиций в два миллиарда рублей, — говорит исполнительный директор компании «Черноморские скоростные линии» Марина Александровна Рыбина. — Финансирование предусматривается стопроцентно из частных вложений, — случай для проекта такого уровня достаточно редкий.
Согласно проекту реконструкция разбита на несколько этапов. Первое, самое необходимое — удлинение причала и техническая модернизация. Затем планируется построить новое здание морвокзала, а после приступить к благоустройству набережной.
На прилегающей территории должны появиться современное помещение вокзала, автопарковка на 500 мест, гостиница, офисный комплекс, оздоровительная и рекреационная зоны, детские площадки, развлекательный центр. Также в проектные планы входит создание яхт-марины «Горгиппия», что полностью соответствует концепции развития всей причерноморской береговой линии и, разумеется, создаст дополнительные коммерческие и социальные возможности.
Эксперты известной аудиторско-консалтинговой группы считают, что реализация данного проекта позволяет говорить в конечном счете о мультипликативном эффекте: реконструкция Анапского морпорта даст толчок к развитию многих смежных отраслей. Начиная от сугубо промышленной, туристической, отельной, пищевой и т.д. А это — десятки новых рабочих мест и серьезные налоговые платежи в бюджеты всех уровней.
На подводных крыльях: пока только пассажирские перевозки
Сегодня можно говорить, что у «Черноморских скоростных линий» (ЧСЛ) слова не расходятся с делом. Первый этап заявленного проекта фактически выполнен за счет собственных и привлеченных средств.
— Проектная документация по настоящему проекту была разработана проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта «Новоморниипроект», — продолжает Марина Александровна. — Проект сооружения для подъема собственных судов с причалом приемки пассажирских судов включил в себя гидротехнические и конструктивные решения; предпроектные проработки; проведение инженерной разведки на наличие взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны; топографо-геодезические работы; инженерно-геологические изыскания.
Словом, все качественно и серьезно. В итоге: за три года работ завершена реконструкция причала «Пирс насыпной» его удлинили на 141 метр (более чем вдвое), в комплексе с ним построили площадку для приема судов. На причале «Пирс насыпной» смонтирован кран «Барс» (последнее слово техники), предназначенный для перегрузки крупногабаритных, тяжеловесных грузов массой до 150 тонн внутри пролета крана, в том числе для подъема судов, для докового обслуживания и хранения.
— Отмечу, — дополняет Рыбина, — что технические характеристики нового крана позволяют осуществлять перегрузку штучных грузов, например контейнера до 40 футов.
— Что дают проведенные улучшения?
— Основным направлением работы морской судоходной компании «Черноморские скоростные Линии» является развитие морского пассажирского транспорта и регулярных морских пассажирских перевозок. Мы имеем флот собственных комфортабельных судов — теплоходы и суда на подводных крыльях. Проведенные работы позволяют одновременно принимать до трех пассажирских судов, в то время как прежде мы могли принять только одно.
...В марте прошлого года, после вхождения полуострова Крым в Российскую Федерацию, компания приняла активное участие в организации морского сообщения с полуостровом, выступив как оператор порта и полностью организовав в Анапе обслуживание пассажиров и судов данного маршрута. Прибывшая в Анапу по случаю открытия нового маршрута правительственная комиссия высоко оценила тот факт, что порт так оперативно и своевременно подготовился к изменившимся реалиям.
В 2014 году по маршруту Анапа — полуостров Крым было перевезено около 15 тысяч пассажиров. В целом же за летний период ЧСЛ перевозит теперь до 100 тысяч пассажиров. И это — не предел!
— А собственно, какие маршруты вы осуществляете?
— Из Анапы осуществлялись рейсы в Новороссийск, Сочи, Туапсе, Геленджик, а теперь — в Керчь, Феодосию, Ялту. Небольшие теплоходы курсируют по экскурсионным маршрутам, перевозят пассажиров и внутри Анапского района. Спрос на такой вид сообщения очень высок — учитывается существенная экономия времени и точное соблюдение графика отправления — ведь в том же Керченском проливе ввиду эффекта турбулентности воды часто неспокойные, а Анапская гавань выводит суда сразу в открытое море.
Тяжелый вопрос о тоннах грузов...
— Однако пассажирские перевозки значительно сужают перспективы развития порта, — вступает в разговор председатель совета директоров Дмитрий Сергеевич Хомутянский. — Проведенный в предварительном режиме анализ наших возможностей по перевалке грузов с учетом сезонности перевозок показывает, что после модернизации порт в среднем способен принять 15–20 судов в месяц и переработать до 450 тысяч тонн грузов в год против советского максимума в 150 тысяч тонн.
Предваряя вопрос, скажу, что характер грузов предусмотрен и ограничен строгим перечнем разрешенных к перевалке в порту Анапа.
— И все-таки основной вопрос вы не предварили. Анапа с середины девяностых позиционирует себя как исключительно пассажирский порт...
— Вероятно, пришло время вспомнить распоряжение Правительства РФ от 11 октября 1993 года, которого никто не отменял. Первый пункт документа гласит: «Принять предложение администрации Краснодарского края и Минтранса России об открытии морского порта Анапа для международного грузового и пассажирского сообщения (предложение согласовано с Минэкономики, Минфином, МБ РФ, МВД, МИД, Минсельхозом, Госсанэпиднадзором и ГТК России. — Авт.)».
Понятно, что концепция развития Анапы как курорта выстраивает соответствующую городскую экономику. Но она зависит от сезонности. Город пытается ее преодолеть, но неизбежно упирается в непреодолимое препятствие — климат. Мы же предлагаем по окончании курортного сезона (с 15 октября по 15 апреля) с целью бесперебойной работы порта, сохранения рабочих мест и удержания положительного финансового баланса предприятия рассмотреть возможность перевалки грузов в осенне-зимний период. Все необходимые мощности у нас есть — начиная от спецтехники до оборудованных площадок-автоприемников, чтобы не выстраивать автомобили вдоль трассы. Мы ощущаем очень высокий интерес к таким перевозкам различных торговых, сельскохозяйственных предприятий. А с другой стороны — чувствуем социальную ответственность перед обществом, понимая, насколько грамотно и аккуратно должны действовать в городе-курорте. Новороссийский порт — морские ворота России. Там концентрируется крупная стратегически важная грузоперевалка. Новороссийску сегодня просто неинтересно заниматься малым каботажным судоходством. Это как раз та ниша, которую сегодня можно и нужно занять, развиваясь на благо города Анапы, Краснодарского края и Крыма. При возможности грузового судоходства в межсезонье жители Кубани, к примеру, с точностью до дня знали бы, когда на их столе появится дешевый инжир, а крымчане не испытывали бы дефицита в кубанской скоропортящейся молочной продукции.
— В каком режиме работает порт сейчас?
— Ждем пассажирского сезона, — разводит руками Дмитрий Сергеевич. — На данный момент на предприятии работают 105 человек. И мы с трудом, но продолжаем выполнять свои обязательства по заработной плате и налоговым платежам, несмотря на практически нулевые объемы морских пассажирских перевозок в зимнее время.
— Но мы убеждаемся: компания с жестким сезонным графиком работы не может работать в плюс и аккумулировать средства на дальнейшее развитие. Да, рассчитанные показатели эффективности проекта свидетельствуют о целесообразности вложений, но — только при работе порта в круглогодичном ритме. Иначе — под вопросом реализация второго этапа проекта.
Вместе с тем, — отмечает Хомутянский, — при условии функционирования грузового комплекса порта хотя бы с декабря 2014 года, только НДС к уплате в 2015-м составил бы около 20 миллионов рублей.