Жилье от хозяина в Краснодаре, или Как наживаются аферисты


Одним из актуальных способов «честного отъема денег» является информационное мошенничество в сфере услуг по аренде жилья. Если действия «черных риэлторов» единичны и рано или поздно находят свое отражение в криминальных сводках и заканчиваются скамьей подсудимых, то информационные агентства недвижимости — это юридически защищенные «насосные станции», которые выкачивают деньги из населения, и к ним невозможно подкопаться. Они действуют напористо, слаженно и наполняют свои глубокие карманы без перерыва на обед.

Квартира в поднаем — вопрос вечный 

Почему именно аренда? Потому что аренда жилья — это неиссякаемая тема. 

Краснодар, как хорошее вино, с каждым годом становится все более притягательным. Испить эту чашу тянутся не только наши земляки, но и соотечественники. Даже москвичи и питерцы все чаще перебираются к нам с чемоданами. Не сдержит этого порыва даже краевед Виталий Бондарь, который восклицает на своей странице в «Фейсбуке»: «Люди, не приезжайте в Краснодар, не покупайте здесь жилье! В Краснодаре очень тесно, город перенаселен!». Кто его послушает? Звание самого комфортного города у кубанской столицы никто не отнимал, поэтому будем жить в тесноте, но не в обиде. 

Чтобы окопаться на новом месте, не каждый способен с ходу обзавестись собственными квадратами. Первый шаг — это съемное жилье. Пока нашему брату не начнут выдавать квартиры за красивые глазки, вопрос аренды будет таким же актуальным, как семечки или туалетная бумага. 

Читайте также: Цены на аренду жилья в Краснодарском крае выросли на 7,1 процента.

На первый взгляд, дело нехитрое: выбрал, заплатил, въехал. Однако не всегда хватает сил и времени, чтобы самому найти прибежище, поэтому народ возлагает надежды на третьих лиц: на крупные и крохотные агентства недвижимости, на маклеров-частников и на «пятачковых» пройдох с перекрестка Рашпилевской и Буденного. О последних в народе ходит дурная слава, но они в отличие от информационных агентств недвижимости всегда находятся на прежнем месте и не испаряются ни при каких условиях. Даже памятник атаману Рашпилю ни на метр их не сдвинул. 

Примечательно, что термин «информационное агентство» в природе общепринят и связан с деятельностью средств массовой информации, а вот «информационное агентство недвижимости» в результате поиска в системе «Яндекс» непременно сочетается со словами «мошенничество», «обман», «аферисты». На самом деле это юридически грамотно построенный бизнес, который официально торгует воздухом. 

Если человеку в лоб сказать, что ему продают воздух, он, ясное дело, откажется — не дурак ведь. Однако если этот воздух как следует приукрасить, наделить ценностью, обернуть в нарядный фантик — от клиентов не будет отбоя. То есть главное — привлечь, остальное дело техники. 

«Мы верим» — не значит «правильно» 

Автору не раз приходилось искать съемные метры и сталкиваться с деятельностью информационных контор. 

Однажды, возвращаясь из одного такого наспех слепленного офиса на улице Рашпилевской, умудренный, но не обманутый, я встретил женщину с двумя детьми, которая отчаянно дозванивалась кому-то по телефону. 

— Вы случайно не по аренде квартиры звоните? — спросил я.
— По аренде дома.
— Смотрите, это агентство, они будут требовать у вас деньги. Только что был там.
— Нет, — уверенно ответила мне женщина. — Она сказала, что хозяйка.
— Я вас предупредил, будьте внимательны. 

Женщина бросила на меня безразличный, отсутствующий взгляд и, дозвонившись, стала выслушивать инструкции «хозяйки». 

Удивительно доверчивым бывает человек в ситуациях крайней необходимости. Из него будто кричит идея личной неприкосновенности. Каждый «я» считает, что он застрахован от плохих сценариев, и если кто-то вляпывается в дурные истории, то только не он. Со мной не случится глупой оплошности, меня невозможно обмануть, потому что я в этом уверен на все сто. А потом, когда что-то все-таки происходит, когда вдруг вместо правил оказываются исключения, мы стремимся поскорее закрыть глаза на это безобразие и выдавить из памяти любой неприятный случай. Этим и пользуются мошенники. 

Как работает «конторка» 

Я не заговорил бы с человеком столь уверенно, если бы сам не угостился блюдами махинаторской кухни. Объявление о сдаче квартиры-студии в самом центре города за очень доступную цену, украшенное снимками достойного ремонта и убранства, привлекло внимание в социальной сети «ВКонтакте». 

Само сочетание удобного расположения, стоимости на четверть ниже рыночной, отличное состояние — это уже повод насторожиться и проявить бдительность, потому что перед вами наживка. Это пустышка, на которую, как дети, клюют те, кто страстно желает получить высший пилотаж по цене кукурузника, то есть люди экономные. 

По пути на встречу я еще не знал, что деятели сомнительного бизнеса взламывают страницы в социальных сетях школьников из других регионов и публикуют от их имени заманчивые предложения. 

Читайте также: Что ждет строительный рынок Кубани: статистика, причины падения и прогнозы

Придя на место, долго не мог дозвониться «хозяйке». Оказывается, если в офисе находится один клиент, то других игнорируют до тех пор, пока не обработают имеющегося. 

В конце концов меня пригласили подойти к ближайшему магазину. Из офиса, лишенного опознавательных знаков, вышла девушка и пригласила пройти внутрь. 

Контора — это голое помещение со столами, за которыми сидят девочки и мальчики с ноутбуками. На стене сиротливо висит грамота, в которую детским подчерком вписан обильный текст благодарности за помощь в заселении. С ходу у меня уточняют стоимость квартиры, которая меня заинтересовала. 

— У вас ведь агентство, а почему вы говорили, что вы хозяйка?
— Потому что услуги агентства оплачивает хозяин, и варианты у нас эксклюзивные. 

Спасибо, сразу успокоили: платить ничего не надо. Пусть не хозяева, но вариант-то — он ведь того стоит. 

— Сейчас я позвоню хозяйке, и вы договоритесь о встрече. 

Девушка моментально набирает номер, и «хозяйка» тут же поднимает трубку. Фантастическая оперативность. Оказывается, квартира сдается в двадцати минутах ходьбы от офиса. 

— Как хорошо, что вы без домашних животных. Как хорошо, что вас двое. Меня это очень устраивает, — звучит вежливый и заинтересованный женский голос. 

Она назначает встречу через 20 минут, потому что в другое время ей неудобно. Я прикидываю: чтобы попасть на встречу, нужно выходить из конторы как можно быстрее. Странно, что за такую цену я беспрепятственно вышел на владельца жилья и передо мной не обнаружилось никакой очереди. По условиям ведь вариант — очень лакомый кусочек. 

— Так как квартира стоит девять тысяч рублей, вы нам уплачиваете шесть тысяч, — протараторила девушка, как только разговор с «хозяйкой» был закончен. — Мы вам выдаем сертификат, и вы предъявляете его хозяйке, потом платите ей остаток. Это для того, чтобы у нас была гарантия, что хозяин оплатит наши услуги. 

Она протянула полноцветный листок с какими-то неизвестными миру гербами и узорами. Что же вы до разговора с «хозяйкой» об этом молчали? Поверь я на слово — пришлось бы тотчас расплатиться с конторой и мчаться на встречу. Любопытно, что бы случилось, если бы я сделал так, как от меня требовали? 

Как рассказывают жертвы информационных услуг, обыкновенно «хозяйка» жилья к моменту встречи либо перестает отвечать на звонки, либо сообщает, что уже нашла себе квартирантов, либо указанный телефон вообще перестает существовать. Если вернуться в контору, то вам выдадут огромный список с адресами и телефонами, которые совершенно не соответствуют вашим запросам. Если вы будете сопротивляться, то вам покажут пункт договора, с которым вы в спешке не успели ознакомиться. Обычно там говорится, что такой-то ИП оказывает информационные услуги по поиску жилья, то есть рассказывает вам сказки, предоставляет пачку вариантов из Интернета и вдогонку обещает высылать на почту кучу этого бесполезного хлама. 

Отметим, что главный пункт договора, составленный грамотным юристом, заключается в том, что информационное агентство ответственности ни за что не несет и факт оплаты и подписания договора не гарантирует заселение. Простым языком: деньги заплатил, а заселился или нет — как повезет. 

Будьте бдительны 

В своей деятельности сотрудники информационных агентств недвижимости, так же как и прочие «продажники», используют самые разнообразные речевые манипуляции. Чтобы справиться с лингвистической атакой, оставайтесь критичными и следите за логикой сказанного, не принимайте сразу на веру все, что услышите. 

Как признаются сами риэлторы, есть сорт «серых» бизнесменов, которые вместо того, чтобы получать деньги за уже оказанную услугу, берут деньги за будущее оказание услуг. 

Юрист крупного краснодарского агентства недвижимости рассказала, что профессиональные риэлторы не зря берут деньги за свой труд — они гарантируют безопасность сделки на всех этапах: от поиска жилья до заключения договора и передачи денег. Кроме того, честные агенты не берут денег вперед. Оплата услуг риэлтора за проведенную сделку всегда происходит после выполнения обязательств перед клиентом. Если у вас нет возможности платить агентскую комиссию, придется искать жилье самостоятельно на специализированных сайтах в открытых базах недвижимости. Но помните, что безопасно, дешево и без договора снять жилье можно только у очень хороших знакомых или родственников. 

И самое важное, что нужно помнить в любой ситуации: чувствуя себя в этом мире как дома, важно не забывать, что мы в гостях, что береженого бережет Бог, а тот, кто предупрежден, тот вооружен. 

Доходы информационного агентства недвижимости 

Обычно работают пять менеджеров, каждый из которых заключает два договора в день на сумму от трех до шести тысяч за вариант. В среднем это девять тысяч рублей в день от одного сотрудника, или 45 тысяч в день на все агентство. За 22 рабочих дня это приблизительно 900 тысяч рублей. На зарплату сотрудников и бухгалтера уходит около 130 тысяч, на аренду помещения и прочие затраты — около 40 тысяч. В итоге владельцу конторы достается около 700 тысяч рублей чистой прибыли. 

Это, конечно, идеальный вариант, и сейчас не те экономические условия, чтобы стабильно паразитировать на слабостях человека, однако вопрос съемного жилья никогда не потеряет актуальности, а значит, никогда не иссякнут стаи хищников, желающих легких денег, и стада их легковерных жертв. 

Что делать?

В краевом управлении Роспотребнадзора рассказали, что в случае некачественного оказания услуг клиент в первую очередь должен обратиться к хозяйствующему субъекту с требованием устранить нарушения. В том случае, если поставщик услуг этого не сделает и при этом оказанная услуга не будет соответствовать тому, что прописано в договоре — выполнена не вовремя или некачественно, — нужно обращаться в Роспотребнадзор.

Артем Коноваленко, руководитель пресс-службы УМВД РФ по Краснодару:
— Каждый гражданин России вправе обратиться в полицию, если считает, что его права нарушены. По данному обращению будет проведена проверка и дана правовая оценка действиям предпринимателя. Если нарушения будут установлены, то бизнесмен будет обязательно наказан. В полицию города часто поступают подобные обращения, но в большинстве случаев вину предпринимателя установить не удается, потому что в договорах, которые граждане подписывают не глядя, черным по белому написано, что агентство оказывает информационные услуги, но не несет ответственности за предоставляемую информацию и тем более не возвращает деньги за предоставленную услугу. Получается, что люди платят деньги за варианты квартир, которые для них находят в Интернете. К этим вещам нужно относиться серьезно и внимательно читать договор перед тем, как его подписывать. В любом случае мы рекомендуем гражданам обращаться в полицию, потому что каждый эпизод нужно изучать индивидуально. Иногда вину предпринимателя установить удается. 

Сергей Корниенко.

Фото: Савва Юдин, "ВК Пресс".