Распил по-местному: как в Энеме аэродром ДОСААФ ликвидируют


Почему федеральная земля в Республике Адыгея вдруг оказалась в частных руках? Является ли аэродром ДОСААФ стратегическим для Минобороны, а значит для страны? И почему Российская Федерация не отстаивает земли, которые являются ее собственностью, скромно выступая третьей стороной в суде?
Нынешний ДОСААФ уже не тот…

В январе 2021 года легендарному ДОСААФ (добровольному обществу содействия армии, авиации и флоту России) исполнится 92 года. В советские годы в общественной организации занимались не только патриотическим воспитанием молодежи, но и по заданию государства готовили специалистов для армии, авиации и флота. Например, Юрий Гагарин был воспитанником Саратовского аэроклуба ДОСААФ.

Сегодня о былой славе можно только мечтать. В лихие 90-е ДОСААФ практически перестал существовать. Организацию переименовали в РОСТО и фактически бросили на произвол судьбы. В некогда мощном обществе почти два десятилетия в основном занимались подготовкой водителей. Многочисленные вертолетные и самолетные парки не только не пополнялись новыми воздушными судами, но и из имевшихся выжимался весь лётный ресурс в личных целях.

На сегодняшний день у большей части воздушных судов отсутствует запас ресурса из-за того, что своевременно не выполнялся капитальный ремонт воздушных судов и их двигателей. Где-то воздушные суда пришли в полную негодность по недосмотру и нерадивости менеджеров. Где-то их увели налево. Некоторые руководители региональных подразделений сделали на наследии ДОСААФ состояния, в частности, за счет организаций ДОСААФ приобретали дорогую недвижимость, автомобильную технику. Сегодня по всей стране – и в Краснодарском крае в том числе – есть частные аэродромы, которые укомплектованы летательными аппаратами, ранее числившимися на балансе ДОСААФ.

И вроде бы в 2009 году российское правительство приняло постановление «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту», которым признало, что ДОСААФ выполняет государственные задачи. Но финансирования на их выполнение в бюджете не предусмотрело. В своем постановлении правительство лишь рекомендовало региональным властям разработать областные программы подготовки молодежи к военной службе, заложив деньги на них в своих бюджетах. Слова о новом витке развития ДОСААФ говорили все высшие должностные лица страны, в том числе президент Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу.

Однако не все регионы выполнили рекомендацию, спущенную сверху. Как правило, в правительствах субъектов это объясняется отсутствием средств в региональных и местных бюджетах.

Словом, нынешний ДОСААФ уже не тот. И если бы Юрий Гагарин рос в современной России, то почти наверняка не стал бы первым космонавтом. Увы…

Аэродром в Энеме: конфликт вокруг поля

Одно из важных и ключевых подразделений кубанского подразделения ДОСААФ - Краснодарский авиационно-спортивный клуб. На аэродроме в Энеме (сейчас это Тахтамукайский район Республики Адыгея) открыл свой путь в небо и получил первые навыки пилота легендарный ас – маршал авиации трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Здесь же делал первые шаги космонавт Анатолий Березовой, родившийся в поселке городского типа Энем.

В 2008-2010 годах в Энеме приняли генплан развития территории, в который не включили земли аэродрома. Почему? То ли из-за обычной для юга России коррупции, то ли из-за некомпетентности чиновников, правоохранителей и надзирающих ведомств. Сейчас это не столь важно.


По какой-то причине ни титульный владелец - Российская Федерация в лице Росимущества, ни арендатор в лице ДОСААФ не предпринимали никаких усилий, для того, чтобы размежевать земли и внести их в генплан в том качестве, в котором они существовали много лет.

Безымянный.jpg
Скриншот: yandex.ru/maps.

– Начальником Краснодарского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России я был назначен недавно, около двух с половиной лет назад, – рассказывает Николай Вальчук. – И все это время мы пытаемся разобраться, почему так произошло. С западной стороны – больше 250 участков отдали частным лицам, с Восточной – 17. Общая площадь аэродрома, которая сейчас задекларирована по государственному земельному акту, – 116,9 гектаров. Против 350 гектаров, что были в советское время. То есть территория сократилась более чем в два раза. Вопросов – великое множество. Почему при принятии генплана Энема не поставили на кадастровый учет территорию аэродрома и прилегающие к нему территории? Почему местная администрация не разработала высотный регламент застройки территории с учетом как раз требований к подобным объектам? Почему эти местные, в общем-то, вопросы сейчас решаются в судах – как арбитражных, так и общей юрисдикции? И почему местные прокуроры не проверили действия чиновников на предмет соблюдения федерального законодательства? И это лишь часть вопросов, на которые мы уже несколько лет не можем получить вразумительных ответов.

По мнению собеседника, при принятии генплана Энема его составители допустили ряд системных ошибок, что сказалось и на безопасности полетов.

Но это, судя по всему, никого не волнует. Николай Вальчук рассказывает о долгом общении с представителями администрации Тахтамукайского района и Энема. Десятки писем, а в ответ – тишина. Аэродром Энем просили внести в генеральный план. Отправили документы, в которых полностью подтвердили, что он зарегистрирован в качестве аэродрома государственной авиации в Вооруженных Силах России. Подали в суд. Разбирательства еще идут.

4554554.jpg
Скриншот: сайт Минобороны РФ.

– Ситуация очень сложная. Земельные участки распределили людям, которые уже перепродали их и имеют свидетельства о праве собственности. Иными словами, являются добросовестными приобретателями.

Руководство аэродрома обращалось в Минтранспорта, Минсельхоз, Минобороны. Писали даже Владимиру Путину. Из приемной президента России пришел ответ: ваши обращения не содержат конкретных жалоб на конкретного человека.

Бизнес в Энеме: нужны правила, но их почему-то нет?

На одном из участков, которые должны находиться в бессрочном пользовании у Краснодарского АСК ДОСААФ, уже запланировано строительство завода по производству стиральных машин. И история, которая сейчас разворачивается вокруг этих земель, мягко говоря, не радует и представителей бизнеса.

– Я простой российский предприниматель, который несколько лет назад купил землю, оформил все документы и теперь вынужден разбираться, как построить завод, чтобы не нарушить ничьих интересов, – рассказывает “ВК Пресс” Александр Атаманчук. – По сути, сейчас формально у меня нет никаких ограничений, для того чтобы возводить производственные мощности. Причем без всякой разрешительной документации. А затем судиться и узаконить постройки, как это делается в нашей стране? Мы же, не теряю надежды, живем в правовом государстве. И я готов соблюдать установленные правила игры. Но их, похоже, пока нет.

По словам собеседника, он неоднократно обращался в различные инстанции, в том числе в администрацию Энема, чтобы ему объяснили, какие же все-таки ограничения наложены на этот участок.

– Конфликта как такового нет, – уверен собеседник. – Все завязано на вопиющей некомпетентности должностных лиц - работников прокуратуры, которые не очень-то разбираются в законодательстве, администрации Энемского городского поселения и невнятной позиции руководства регионального подразделения ДОСААФ. Дважды – в феврале и в июне нынешнего года - мы запрашивали разъяснения в этой организации. Но ответа так и не получили. За исключением устных предложений “подождать немного”. Это та конкретика, которую опровергнуть невозможно. Вся переписка задокументирована.

У семи нянек дитя без глаза: позиция власти

Впрочем, молчание руководителей ДОСААФ объясняется просто. Первое – это нежелание местной власти решать созданную ею же проблему. “ВК Пресс” связался с главой Энемского городского поселения Хизиром Хотко и предложил встретиться лично или онлайн, чтобы записать видеоинтервью, однако он, сославшись на занятость, отказался. Отправил отдуваться перед камерой подчиненного. Мы так и не получили ответа на вопрос, почему возникла ситуация, связанная с землей.

якунин.jpg

– Мы за то, чтобы поселок развивался, инфраструктура развивалась, чтобы предприниматели вкладывали в муниципальное образование деньги и получали от этого доход, – комментировал главный специалист отдела архитектуры и градостроительства Энемского городского поселения Дмитрий Якунин (полный ответ в видеосюжете).

Чиновник, кажется, не понимает, о чем идет речь. Или просто делает вид, что не понимает.

Второе. Титульный собственник земель – Российская Федерация. По крайней мере этот статус сохранялся за аэродромом, пока часть его территории не разбили на участки и не включили их в состав поселения. Ведомство, которое курирует вопросы федеральной собственности, – Росимущество. Однако в региональном управлении отказались встречаться с журналистами, сославшись на сложную эпидобстановку. Но в официальном ответе признали, что именно Росимущество “осуществляет полномочия собственника”. Вопрос о том, почему в этой истории ведомство не отстаивает (не вчиняет иски, не инициирует проверки) интересы Российской Федерации, остался открытым.

И третье. Как признали в Министерстве обороны РФ, ДОСААФ - подведомственная общественная организация, которая выполняет государственный заказ по подготовке призывников различных военных специальностей. Курирует работу ведомства в части авиации заместитель министра Юнус-Бек Евкуров. Именно его подчиненные, как следует из данных, опубликованных на официальном сайте оборонного ведомства, определяют нормы годности объекта, руководствуясь приказами с грифом “Для служебного пользования”. Однако в пресс-службе министерства оставили наш запрос без ответа.

История, которую мы рассказали, беспрецедентной не назовешь. Земельные споры вокруг аэродромов ДОСААФ ведутся по всей стране. Проблема по сути одна - отсутствие единой позиции в решении этих проблем. Так, в Калининграде именно местное управление Росимущества вчинило иск к ДОСААФ и потребовало освободить землю. Министерство обороны же выступило против: аэродром ДОСААФ - стратегический и пригодится в случае военных действий. В Кирове Росимущество выступило в качестве соответчика. В Краснодарском крае и Республике Адыгея случается по-разному. Однако делать какие-то выводы было бы неправильно. В конце концов, главная задача чиновников - попытаться оправдать свое существование.

Так, может, просто пора начинать работать?