Андрей Фомочкин: И гордо поднял Флаг России!
Напоминаем: на параде открытия XV летних Паралимпийских игр в
После вручения диплома и приза «Вольной Кубани» Андрей Фомочкин ответил на вопросы нашего корреспондента. Но прежде поясним: вручение наград «Вольной Кубани» произошло именно сейчас потому, что Андрей Васильевич живет и работает в Белоруссии. И только в эти дни, что называется, вырвался в командировку в Сочи. Впрочем, читайте беседу с ним нашего корреспондента.
— Андрей Васильевич, прежде всего — примите наши поздравления! Ваш благородный поступок потряс не только граждан Белоруссии и России, он вызвал широчайший резонанс в мире. Не случайно читатели «Вольной Кубани», голосуя во время референдума за победителя в номинации «Поступок», отдали вам предпочтение. Пожалуйста, расскажите немного о себе. Всем интересно, откуда появляются люди, способные к совершению героических поступков.
— Начну с простого биографического факта: в 1963 году я родился в Советском Союзе. Отец Василий Павлович Фомочкин — военный, мама Нина Андреевна — детский врач. Вероятно, всем хорошо известен образ жизни семей советских офицеров.
Отца часто переводили, он служил вначале в дальних гарнизонах, потом в Польше и ГДР. Как говорится, всюду, где приказывала Родина. У меня с раннего детства в душе возникло чувство глубочайшего уважения к нашей великой Советской стране, в которой дружно жили люди разных национальностей. Всегда и во всем я ощущал заботу своей страны — и дома, и в школе, и в спортивной секции. Кстати, в моей биографии есть и кубанская страница. Когда учился в шестом классе, отца перевели из ГДР в Армавирское Краснознаменное училище военных летчиков. Мы переехали в Армавир, жили на улице Красноармейской, учился я в первой школе. Самые лучшие воспоминания остались о том времени.
— Когда в вашей жизни появился спорт?
— Именно в Армавире меня направили от школы на городские соревнования по легкой атлетике. А там меня заприметил тренер детской спортивной школы Анатолий Львович Плоткин. И бег ему мой понравился, и прыжки. Вечером домой к нам пришел, поговорил с родителями, пригласил на стадион, записал в секцию легкой атлетики. Начались у меня интенсивные спортивные занятия и соревнования. Особенно хорошие результаты показывал в легкоатлетическом многоборье. Выступал за команду общества «Спартак». Вначале за город Армавир, затем — за Краснодарский край. Установил рекорды Армавира: по прыжкам в длину — 7,24 метра, по бегу на 110 метров с барьерами — 14,1 секунды.
В 1979 году в составе команды Краснодарского края поехал на первенство Советского Союза по легкой атлетике в Пермь. Школу уже окончил, собирался в институт, долго ломал голову, как совместить этот турнир со вступительными экзаменами. Однако все разрешилось само собой. Выступил на беговой дорожке очень хорошо, меня заметил и пригласил тренироваться один из лучших тренеров СССР Анатолий Леонтьевич Лобанов. Он тогда работал в Минске и сразу же посоветовал поступать в Белорусский государственный институт народного хозяйства. Поступил, начал учиться. Выступал за команду легкоатлетов Белоруссии, а с 1984 до 1990 года тренировался в составе сборной СССР по легкой атлетике, участвовал во многих турнирах. В Минске женился, жена Галина тоже была легкоатлеткой. Появились у нас два сына — Андрей и Юрий. Кстати говоря, оба в Армавире родились, у моих родителей. Распад Советского Союза мы пережили очень тяжело, и единственное, что всегда утешало, — так это сохранение теплых и братских связей народов Белоруссии и России.
— Как сложилась жизнь дальше?
— После завершения спортивной карьеры остался работать в этой сфере. Мне помогали и знания экономиста, и многолетний опыт профессионального спортсмена. Был старшим тренером сборной команды республики, работал в Министерстве спорта Белоруссии, последние годы тружусь директором республиканского центра олимпийской подготовки по зимним видам спорта «Раубичи». Всегда самое серьезное внимание уделял развитию спортивного движения инвалидов, поэтому в качестве одного из руководителей делегации Белоруссии в 2016 году был направлен на XV летние Паралимпийские игры в
— Подготовка к ХV Паралимпийским играм проходила в условиях настоящего политического психоза и закончилась отстранением от соревнований российских атлетов. Как все это стало возможным?
— Разумеется, дело было не в спорте и не в допинге, а в большой политике. Представители западных стран стремились
— Как всю эту мерзость воспринимали белорусские паралимпийцы?
— Возмущены были до предела! К тому же санкции применялись по отношению к нашим близким друзьям и братьям — россиянам. Дружно решили, что на параде кроме белорусского флага поднимем еще и флаги России, выразим таким образом свой протест против несправедливости. Защитим честь Белоруссии и России! Приготовили несколько российских флагов, с ними и отправились на церемонию открытия XV Паралимпиады.
— Допустили вас без проблем…
— Как же — без проблем! Едва вступили в зону досмотра, начали подходить представители службы безопасности. «Покажите свои флаги. Российские флаги нельзя, изымаем». В тот момент я стоял в конце колонны, наблюдал за таким произволом. Не забывайте, что я
— Разумеется, без последствий для вас такой вызывающе смелый поступок не остался?
— Да, не остался. Уже через несколько часов сообщили о решении Международного паралимпийского комитета лишить меня аккредитации. К этому известию была добавлена настойчивая просьба как можно скорее покинуть
— Ну, а какой была реакция спортсменов и болельщиков?
— Удивительная! Мир, все народы сразу поняли, что таким образом мы выражаем солидарность с несправедливо отстраненными от соревнований россиянами. Мобильный телефон у меня просто разрывался: за первые сутки счетчик зафиксировал более 800 звонков. На страничку Министерства спорта Белоруссии в социальных сетях хлынули отклики россиян из самых разных городов и поселков. Мои коллеги читали и плакали, такими трогательными были эти послания. Позже белорусские спортсмены мне говорили, что к ним на тренировках, на стадионах, в столовых подходили паралимпийцы из разных стран — и все говорили: молодцы, что поддержали незаконно отстраненных россиян! Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что очень правильно поступил наш представитель — белорусы и россияне всегда поддерживают и защищают друг друга. Мельком увидел по телевизору выступление официального представителя МИД России Марии Захаровой, она вообще мой поступок геройским назвала.
— Ну и что за вопросы были?
— Все благодарили по большей части. Правда, один западный репортер спросил с удивлением: «А зачем вы это сделали? Вот сейчас вас аккредитации лишили, и что, какая лично для вас будет финансовая польза?». Я даже с недоумением на него взглянул. Как вы понимаете, ни о каких деньгах я и не думал совсем. Нет, не понять им нашей славянской души! Они же считают, что все в мире только деньгами и измеряется! А наутро отец позвонил. И просто сказал: «Молодец, сынок!». У меня в тот момент горло сжалось и в глазах защипало…
Через
— Вот прошло уже почти два года после того случая. На ваш взгляд, сыграл роль этот акт солидарности белорусов с российскими спортсменами, незаконно отстраненными от Паралимпиады?
— Убежден, что сыграл. И очень значительную роль! Одно за другим стали появляться в прессе сообщения. Пробы, оказывается, не подтверждают применения допинга. Затем и сам Григорий Родченков от показаний начал отказываться. И судебные разбирательства завершаются в пользу россиян. А сейчас, думаю, все отчетливо понимают, что дело было не в спорте и не в спортивной медицине, а в политических делах. Грязная провокация! Ну не нравится недругам смелая позиция России, вот и сводят со страной счеты всюду, где только могут. Но пусть при этом знают, что Россию поддерживают миллионы людей разных стран. В первую очередь, конечно же, братья из Белоруссии! Ведь мы — один народ и не забываем об этом никогда!
Беседовал Игорь Сизов.