ЕГЭ: имитация успеха. Очередной стресс или отличная возможность?
Ответ на публикацию исполняющего обязанности министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Константина ФЕДОРЕНКО:
— В отношении материала «ЕГЭ: имитация успеха», опубликованного в газете «Вольная Кубань», могу сказать, что он не оставил меня равнодушным, заставил задуматься. И прежде всего — о необходимости более плотного взаимодействия, сотрудничества с вузами. Министерство, пожалуй, как никто другой заинтересовано в вузовской науке, готово поддерживать и внедрять в жизнь современные инновационные технологии — и не только образовательные, способствовать развитию, повышению эффективности производства.
К сожалению, в статье приведены только аргументы против ЕГЭ и нет конкретных предложений, какие необходимы шаги для повышения качества общего образования. Этому прежде всего — решению сложных задач — на мой взгляд, должна служить наука.
Да и аргументы, приведенные командой ученых из Славянского филиала КубГУ, неактуальны. Они характеризуют ситуацию до 2013 года.
Многие тезисы, обозначенные в статье, не бесспорны. Например, утверждение, что «советская система образования доказала свое качество», в конце
Вузы самостоятельно принимали вступительные экзамены, опять же каждый отбирал студентов по своим собственным меркам. Субъективный подход присутствовал как в школе, так и в вузе, а это одно из условий коррупциогенности, как сейчас принято обозначать. Поэтому в советской системе образования времен позднего застоя проблем и нарушений было в разы больше, но они имели более латентный характер.
Именно для того, чтобы разорвать порочный круг, действительно сделать государственной итоговую аттестацию в школе и объективными вступительные экзамены в вузе, был введен единый государственный экзамен. Его основная идея — принимать экзамены у детей должны независимые люди, не те, кто учил и не те, кто будет учить.
Не согласен, что ЕГЭ трудно приживается. Прошло 15 лет с его введения
Единые для всех задания, единые правила — справедливая и благодаря институту общественных наблюдений прозрачная система сдачи экзаменов.
С 2014 года в стране абсолютно честные результаты ЕГЭ. Это дорогого стоит, так как объективная оценка — точка отсчета для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему, совершенствовать содержание образования, что сейчас и делается. Кстати, рейтинги по результатам ЕГЭ, которые критикуются в статье, с 2014 года Министерством образования России запрещены.
Для школ, показывающих стабильно низкие результаты, реализуются программы адресной поддержки, финансируемые из федерального бюджета. Наш край второй год участвует в подобном проекте.
Эффективность деятельности школ оценивается в настоящее время не только по результатам ЕГЭ. Принимаются во внимание другие оценочные процедуры, такие, как ОГЭ, всероссийские проверочные работы, Всероссийская олимпиада школьников, а также итоги независимой оценки качества, учитывающей мнение родителей и учащихся школ.
Трудно согласиться с утверждением, что выбор вуза, а точнее — возможность выпускников сдавать документы и участвовать в конкурсе одновременно в нескольких вузах (до пяти) и на различных направлениях подготовки (до трех) — дополнительная нагрузка, а не дополнительное благо для выпускника, большая свобода и условия для самореализации. И талантливые ребята из глубинки в ведущих столичных вузах благодаря ЕГЭ — это уже не миф, а реальность. До введения единого госэкзамена доля иногородних студентов в столичных вузах была всего десять процентов, сейчас — более 60. Эту цифру озвучил Президент РФ в ходе программы «Недетский разговор с Владимиром Путиным» в июле 2017 года в «Сириусе» (Сочи).
Конечно, в таких условиях широкого выбора возрастает конкуренция между вузами, заставляет их бороться за свою привлекательность. «Благодаря ЕГЭ вузы сегодня включились в борьбу за качество образования», — считают эксперты Высшей школы экономики. Но не у всех это получается. ЕГЭ действительно не только изменил всю систему образования, но и стал достаточно заметной социальной инновацией.
На фоне проведения ЕГЭ выпукло обозначилась такая проблема, как недостаточно высокая мотивация у школьников, с одной стороны, и нацеленность родителей на высшее образование любой ценой — с другой стороны.
В первые годы отсутствие возможности повлиять на результаты ЕГЭ как раз и вызывало недовольство родителей, привыкших жить в другой парадигме отношений.
В настоящее время целевая установка родителей только на высшее образование уступает место осознанному выбору жизненного пути ребенка в соответствии с его способностями.
Подтверждением тому стал рост доли девятиклассников, поступающих в техникумы и колледжи. В нашем крае он выше, чем в среднем по стране.
Еще один воспитательный эффект ЕГЭ — это то, что он наглядно демонстрирует молодому человеку: его будут оценивать по знаниям, по труду, вне зависимости от социального статуса, экономического положения его семьи. Два указанных достижения наиболее значимы для развития общества в целом.
Дискуссии о пользе и недостатках ЕГЭ начались с момента его внедрения. На мой взгляд, это демонстрирует лишь одно: ЕГЭ — действительно знаковое явление для современного общества. Что касается технологии, то она все время совершенствуется. Но, полагаю, положительные системные процессы, происходящие в сфере образования под влиянием ЕГЭ, становятся все более очевидными для различных слоев российского общества.
Ректор КубГУ, член Общественного совета при министерстве образования и науки Краснодарского края кандидат педагогических наук доцент Михаил АСТАПОВ:
— Наблюдая за коллегами, ведущими пусть уже и арьергардные бои против ЕГЭ, невольно задаешься вопросом: а была ли альтернатива введению новой системы контроля знаний выпускников школ, проверке уровня готовности абитуриентов вузов и ссузов?
Совершенно ответственно могу утверждать, что старая добрая система государственной итоговой аттестации в школе себя полностью изжила и дискредитировала.
Некоторые противники ЕГЭ с ностальгией вспоминают прежнюю форму испытаний. А форма эта была порочна по своей сути: учитель, который учит, сам же и оценивает. Вместо необходимой максимальной объективности в оценке знаний мы получали субъективизм, отчасти неизбежный даже у принципиального учителя. Иначе говоря, получали искаженную картину качества подготовки выпускников школ.
Часть ректоров и сегодня высоко оценивают потенциал устного экзамена, утверждая, что только беседуя с абитуриентом «глаза в глаза», можно выявить истинный уровень его подготовки. Позволю себе не согласиться с коллегами. В реальной жизни, в условиях потока, когда в группе большое количество абитуриентов, такая беседа превращается в действие, имеющее очень мало общего с выявлением истинного уровня знаний, а уж тем паче таланта.
Некоторые оппоненты в начале введения ЕГЭ и даже сейчас продолжают уподобляться тому знатному рабочему, который в известные времена решительно заявлял со страниц газеты «Правда»: «Я произведений
ЕГЭ развивается. И с устранением недостатков, в том числе некорректности формулировок (особенно по гуманитарным предметам), разработчики ЕГЭ сейчас справляются. Здесь принципиально важно отметить, что область разработки материалов ЕГЭ не монополизирована
Важно, что в обществе начинает формироваться понимание: решить вопрос поступления в вуз незаконным путем становится все более сложно. Приходит осознание того, что залог поступления — добросовестная учеба, хорошие знания и успешная сдача ЕГЭ. Это уже само по себе свидетельствует об оздоровлении ситуации.
Другое не менее важное достижение ЕГЭ — появление мощного инструментария управления качеством образования. ЕГЭ не имеет ничего общего с закамуфлированными четверками и пятерками, которые совершенно не отражали того, что ученик знает и чего не знает. Впервые получена возможность, анализируя результаты ЕГЭ по тому или иному предмету, влиять на качество образования.
Я говорю «да» ЕГЭ, если есть заинтересованность в том, чтобы в вуз поступали абитуриенты, имеющие наиболее высокий уровень подготовки, независимо от материального положения и прочих условий. Если хотим оградить вузы от тех, кто имеет деньги, но не имеет знаний. Если необходимо создать равные возможности при поступлении в вуз для выпускников городских и сельских школ.
Председатель Краснодарской краевой организации Общероссийского профсоюза работников образования Сергей ДАНИЛЕНКО:
— Однозначно трудно ответить на вопрос об отношении к системе ЕГЭ. За время его существования сложилось большое количество мнений как за, так и против, что подкрепляется конкретными фактами и статистикой. Кроме того, этот процесс постоянно совершенствуется. С моей точки зрения, большим плюсом является значительное снижение коррупционной составляющей.
Кроме того, ЕГЭ дает возможность выпускникам из отдаленных, сельских территорий поступить в престижные вузы, в том числе и столичные, что раньше считалось лишь преимуществом детей из богатых семей. Много дискуссий вокруг формы сдачи ЕГЭ, которая представляет собой многочисленные тесты с вариантами ответов. В связи с этим добавилась необходимость помимо изучения предметов учиться работать с самими тестами.
На этом фоне возникает множество различных центров, издается масса методических пособий по подготовке к ЕГЭ, и все это, разумеется, с одной целью — заработать деньги. Хорошо, когда конечный результат будет положительным, а если нет… В любом случае это и для ребенка, и для родителей большой стресс.
Доктор исторических наук профессор кафедры общей и профессиональной педагогики филиала КубГУ в
— Для публикации в газете была правильно взята часть исследований, которые волнуют читателей. В настоящее время действительно многие ошибки при введении ЕГЭ исправлены, другие стоят как первоочередные. Программа ясна. Но наша монография не о ЕГЭ — эта инновация использована как иллюстрация. На основе анализа фактов сделаны выводы о закономерностях. Поэтому невозможно понять, что значит «аргументы, приведенные командой ученых из Славянского филиала КубГУ, неактуальны. Они характеризуют ситуацию до 2013 года». Закономерность актуальна сегодня и останется актуальной всегда. Если один показатель будет доминирующим и от него зависит благополучие всех участников образовательного процесса, то он будет подвергаться искажениям. Не случайно министр образования РФ сказала, что ЕГЭ нельзя использовать как рейтинговый показатель.
Еще одна доказанная закономерность — недоверие к учителю повышает безответственность. Высказано мнение, что надо отстранить учителя от итоговой аттестации. Исследования же показывают, что чем выше уровень доверия, тем лучше качество, выше ответственность. Но, я думаю, со временем и эта закономерность будет практиками осознана и принята.
Рассмотрение закономерностей — это уровень научный. Мы работаем, чтобы было меньше ошибок в нормативных документах. Поэтому обсуждение закономерностей — это скорее для научных конференций и для тех, кто разрабатывает нормативные акты. И здесь наше мнение учтено. Мы получили грант на исследование. А вот в газете хорошо бы освещать мнения не только рядовых учителей, родителей, но и руководителей отрасли по вопросам перспектив развития образования.
Фото: 2017god.com.