Смертельная немощь сельской медицины.
В пункте 1 статьи 41 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».
Проще говоря, Конституция РФ запрещает медицинским госучреждениям заниматься коммерческой деятельностью. Но в том-то и дело, что на Конституцию чихали все кому не лень, наплевали на многие ее статьи… Никто и не собирается соблюдать ее нормы. Почему? Да не может, в частности, существовать государственная медицина, если рядом, порой в одном и том же здании, действует коммерческая клиника. Если вообще узаконена медицина частная, коммерческая, главная цель которой — нажива. Вопреки клятве Гиппократа, любой ценой. Считаю, что он (Гиппократ) точно проклял бы такое положение дел в части современного врачевания.
О том, что государственные медицинские учреждения обречены на вымирание, если параллельно будут существовать частные клиники, многие специалисты говорили еще в конце 80-х прошлого века, на заре зарождения нашего бандитского капитализма…
Государственная медицина застыла в своем развитии из-за скудного бюджетного финансирования. Ни о каких высоких технологиях здесь речи не может быть. Перечень ее услуг отнюдь не расширяется, особенно в провинции, а те средства, которые и выделяются государством, привлекают внимание и меркантильные интересы нечистых на руку чиновников (вспомните скандальные события в бытность Т.Голиковой министром с закупками медицинских томографов и другого медицинского оборудования).
Какой же выход из сложившейся ситуации? Надо выбирать что-то одно.
Либо вносить поправки в Конституцию, исключив из нее норму бесплатности государственной и муниципальной медицины, так как при современном упадке производственной составляющей невозможно материально обеспечить эти конституционные требования без государственного бюджетного финансирования. Либо жестко контролировать соблюдение конституционных требований, т.е. ввести полный запрет на коммерческую деятельность государственных и муниципальных медучреждений, отказавшись от системы обязательного медицинского страхования (ОМС), которая черпает средства только из постоянно снижаемого фонда оплаты труда. И это оправданно, ведь медицинская отрасль производит очень важный общественный продукт — здоровье граждан!
Я хочу остановиться на положении дел с медициной в нашем Щербиновском районе, наверняка они во многом схожи с ситуацией в других местах. Занимая лидирующее положение по количеству онкозаболеваний и сахарному диабету в крае, район не имеет врача-онколога, врача-эндокринолога. Эндокринолог приезжает к нам из Ейска два раза в неделю и принимает всего лишь с 17 до 20 часов по предварительной записи. В настоящий момент в очередь к нему можно втиснуться для получения талона только на конец мая. Причем приоритетом на прием пользуются пациенты с коммерческим статусом. Это нормально?
16 марта в наш район прибыл из краевого центра онкопатруль для отслеживания ситуации по этому виду заболевания. Мероприятие, конечно, благое…
Но эту проблему при нынешних раскладах такими стихийными наскоками не решить! Здесь уместно будет не патрулирование, а массированное системное десантирование с созданием хорошо укрепленной паспортизированной базы и системы экспресс-диагностики. Объектом внимания должен быть непрерывный контроль состояния здоровья каждого жителя, независимо от места проживания. Ведь главная беда онкологии — позднее диагностирование!
Так что с выполнением территориальных программ государственных гарантий у нас очень большой вопрос.
Реформа здравоохранения, которая не сходит с уст высоких чиновников, оставляет глубинку без врачей и больниц. Сегодня медициной, к сожалению, управляет бухучет. А когда здоровье граждан оценивается с бухгалтерской точки зрения, как нерентабельный показатель, это опасный подход!!!
Так, в селе Шабельском приказом № 1036 от 28.12.2012 г. главврачом ЦРБ (чиновником от медицины) с целью оптимизации медицинского обслуживания закрыта участковая больница, которая обслуживала самые отдаленные от райцентра населенные пункты — это села Шабельское и Глафировка, хутор Молчановка и игровой центр «Азов-Сити» (около 4000 человек населения).
Таким же образом закрыта больница в селе Екатериновка, обслуживающая еще два населенных пункта — хутора Красный Дар и Любимов (плюс еще примерно 3000 человек).
Помимо того ликвидированы лаборатории при этих больницах, где раньше все результаты анализов, сданных утром, были готовы во второй половине дня. Сейчас забор крови и остальные исследования производятся два раза в неделю. Их везут в районную лабораторию, обычно на это уходит неделя и более.
Все функции по медицинскому обслуживанию забирает ЦРБ, которая переходит под прямое управление региональных властей. Реформа, проводимая якобы в целях удешевления и улучшения качества оказания медицинских услуг населению, запускает механизм ликвидации, сокращения и… социальной напряженности.
Выброшенными за борт оказались десятки медработников в этих селах. Я держу в руках перечень вакантных должностей по МБУЗ ЦРБ МО Щербиновский район по состоянию на 28.12.2012 г., подписанный главным врачом. Как издевка, в нем перечислены три ставки медсестры с окладами по 4696 рублей, и четыре дробленые ставки от 0,25 до 0,75 с оплатой труда от 872 до 2616 рублей, хотя на эту дату размер прожиточного минимума составлял 6643 рубля.
Не выдерживает никакой критики и заработная плата врачей, среднего и младшего медперсонала в провинции. Поднять ее до уровня средней зарплаты по региону — задача из области фантастики. Наблюдается устойчивая тенденция оттока медицинских кадров. Уходят опытные специалисты.
Зато главный врач как организатор здравоохранения работает по совершенно другой схеме оплаты труда. Это практически номенклатура местного муниципалитета, то есть зарплата у него не как у практикующего врача, а как у чиновника.
Сегодня вся реорганизация медицины сводится к ее централизации, и в ней заинтересованы, прежде всего, страховщики. Потоки больных переключают в более крупные медицинские учреждения. А существующие в перспективе будут реорганизованы и превратятся в отстойники социально-амбулаторного типа. Абсолютно недееспособные! Что там предложат? Помогут померить температуру, давление, сделать очередную прививку…
А где томограф, где УЗИ, где стоматологическое современное оборудование, где лабораторные исследования общих анализов (не говорю об исследованиях на содержание онкомаркеров и т.п.). Где? Или это из области фантастики?
И будет сидеть в этом отстойнике задерганный врач, утонувший в бумагах, обремененный рамками допустимых разрешений, и выписывать пурген и аспирин!
Но у таких «отстойников» есть одно существенное преимущество: на их содержание уходит минимум средств ОМС. Ближайшая перспектива такой «оптимизации» — это дезорганизация и необратимая деградация (а точнее, парализация и ликвидация) отрасли и кадровый кризис!
Ни одна реформа в здравоохранении пока не улучшила ни положение самих медработников, ни состояние людей, для которых должна служить медицина.
11 апреля с.г. депутатская комиссия МО Щербиновский район вела диалог с инициативными группами сельских поселений Шабельского и Екатериновки по вопросам здравоохранения в этих населенных пунктах. Руководитель депутатского корпуса В.Г. Ким рассказывал, как сложно в финансовом плане осуществлять требования по нормальному медицинскому обслуживанию, так как выделяемый краем тариф далеко не обеспечивает нужды нашего здравоохранения. С недоумением слушали люди его эмоциональное выступление о безнадежной ситуации в медицине и о беспомощности депутатского корпуса.
Сложно, конечно, программировать финансирование в дотационных условиях, которыми наделено наше МО, это закономерно накладывает свой негативный отпечаток на наше бытие…
Но разве виноваты законопослушные налогоплательщики, что район приобрел этот унизительный статус? Почему они не имеют прав на нормальные условия обитания? За какие провинности их лишили этого?
А может быть, господа народные избранники, стоило бы поставить такие вопросы, попытаться на них ответить и определить меры по исправлению тревожной ситуации?
1. Почему уходят у нас опытные врачи?
2. Почему на глазах у районной власти в течение последних лет разваливалась муниципальная аптечная сеть? Почему она сейчас в предбанкротном состоянии?
3. Почему не укомплектованы профильными специалистами проблемные направления в нашем здравоохранении?
Это лишь маленькая толика — полагаю, как раз те вопросы из многих, над которыми нужно энергично систематически работать не только депутатскому корпусу, но и всей властной вертикали от муниципалитета до региона и выше!
А пока хочется пожелать каждому чиновнику любого ранга, чтобы он потолкался в очередях за здоровьем в наших поликлиниках, и посоветовать: всякий раз, когда вы приходите в кассу получать денежное довольствие, спрашивайте себя: «А заработал ли я эти средства?». Уверен: если внутренний голос сосредоточится на этом вопросе, отношение к своим должностным обязанностям изменится в лучшую сторону…
Я призываю вас, господа чиновники, большие и малые, продекларировать свою совесть! Если вам эта работа не по плечу, то скажите об этом прямо!
ст. Старощербиновская.
P.S.
Появились первые результаты «оптимизации». Пока по предложенной схеме оказывали медицинскую помощь бывшей доярке из Екатериновки Е.Ф. Беликовой, отрезок пути длиной 40 километров от дома до ЦРБ, а затем 35 километров до Ейска оказался для нее смертельным, она впала в кому и так и не вышла из нее…
В ночь с 9 на 10 апреля жителя Екатериновки Г.Н. Голиченко с острой сердечной недостаточностью «скорая помощь» привезла на госпитализацию в ЦРБ, но, увы, там не оказалось свободных мест. Отправили обратно домой!..
Как бы не превратить нам в результате таких реформ скорую медицинскую помощь в медицинскую немощь!