Ректор КубГУ Михаил Астапов: Доступность высшего образования влияет на кадровый голод

Ректор КубГУ Михаил Астапов: Доступность высшего образования влияет на кадровый голод

Кубанский государственный университет — ведущий научный и образовательный центр юга России, настоящая кузница профессиональных кадров. Сегодня здесь обучаются более 31 тысячи студентов, и уже в следующем году флагман высшего образования Кубани отпразднует 105-летний юбилей.
КубГУ — один из самых авторитетных университетов юга России. Это стало возможным благодаря сплоченной команде единомышленников.

КубГУ 1.jpg

Однако основную роль в этих успехах сыграл эффективный руководитель и профессионал высочайшего уровня. Ректор — ключевая фигура в вузе. А с приходом Михаила Астапова, несомненного лидера, университет находится в непрерывном и уверенном движении вперед, в постоянном поиске и самосовершенствовании.

Недавно он дал эксклюзивное интервью независимой краевой газете «Вольная Кубань».

Михаил Борисович Астапов

● Герой труда Кубани

● Почетный гражданин города Краснодара и Тихорецкого района

● Лауреат Общенациональной премии «Ректор года» в номинации по Южному федеральному округу, 2020 год


— Михаил Борисович, прошла приемная кампания. Цифры, которые публиковали, говорят об ее успехе. Но тенденция, когда лучшие абитуриенты едут в столицы, осталась? Довольны новыми студентами?

— Приемная кампания-2024 прошла, как и в предыдущие годы, достаточно успешно. Еще 10 лет назад цифра приема составляла шесть тысяч человек, в этом году — девять тысяч. Колоссальный рост — на одну треть. Студентами Кубанского госуниверситета стали представители 83 регионов России. И в условиях непрекращающихся попыток международной изоляции к нам поступили представители 64 стран мира, это даже больше, чем пять-семь лет назад. Интерес к вузу растет.

Другой аспект приемной кампании — это качество. Для нас вопрос качества подготовки абитуриентов всегда в приоритете. Мы боремся за лучших. Крайне важно, что КубГУ устойчиво входит в десятку классических вузов РФ, имеющих наиболее высокий средний балл ЕГЭ среди поступивших. Всем понятно, что этот показатель потом повлияет на уровень подготовки специалиста на рынке труда.
Третий аспект: Кубанский государственный университет является лидером по количеству бюджетных мест на Кубани. Из 9 тысяч 3066 поступили на бакалавриат и специалитет (бюджет), кроме того, более 700 человек поступили на бюджетные места в магистратуре.
Средний конкурс в этом году был 13,7 человека на место. За этими цифрами — серьезная, кропотливая работа, которую мы ведем в течение года, начиная с 1 сентября. На уровне университета, на уровне факультета, на уровне конкретной школы и даже профильного класса. В ближайшие выходные у нас будут заниматься около тысячи школьников. Они познакомятся с вузом, факультетами, инфраструктурой. Эта работа носит системный, целенаправленный характер.

Если говорить о самых популярных направлениях в этом году, то абсолютным победителем стало такое направление, как «Реклама и связи с общественностью» — 53,3 заявления на одно место. На втором месте «Фундаментальная прикладная лингвистика» — 43,4. Специалисты говорят, что такой повышенный интерес вызван тем, что направление тесно связано с цифровыми технологиями, которые сегодня активно внедряются в жизнь. На третьем месте «Востоковедение и африканистика» — более 42 заявлений на место. И это закономерно сейчас… Чуть меньше заявлений в этом году на «Политологии» — около 40. Радуют IT и инженерные сферы — тоже 40. Неплохой конкурс на педагогические направления. Кроме того, здесь довольно высокий проходной балл ЕГЭ — в среднем 256. Самый высокий проходной балл — 275 — на направлении «Фундаментальная прикладная лингвистика».

Приемная кампания-2024

► Количество обучающихся — 31 тысяча
► Количество поступивших — 9 тысяч
► Средний балл ЕГЭ первокурсников — 74,6
► Средний конкурс — 13,7 человека на место
► Призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников — 1 человек
► Победители заключительного этапа олимпиад школьников — 2 человека
► Призеры заключительного этапа олимпиад школьников — 5 человек
► Стобалльные результаты ЕГЭ — 62 человека
► Результаты по трем ЕГЭ 280 баллов и выше —
30 человек
► Количество зачисленных, имеющих высокие результаты ЕГЭ (90—100 баллов), — 572 человека

Мы удовлетворены приемной кампанией — как количественными, так и качественными показателями.
А по поводу того, что «лучшие едут в столицы»… Будем реалистами: эта тенденция полностью преодолена быть не может, пока есть выбор и возможности. Вопрос в другом: понятие «лучшие» достаточно широкое. Есть победители олимпиад, есть призеры, есть высокобалльники. Нам очень важно, чтобы часть из них оставалась в университете.

— Много таких в этом году?

— Да, немало. В этом году к нам поступили более 60 человек, у кого 100 баллов ЕГЭ по одному из трех предметов. Почти 600 человек заработали высокие баллы (от 90 до 100). Один молодой человек заинтересовал меня, я с ним встретился в период подачи документов. Он поступал на физико-технический, для этого факультета стобалльники редкость. А он получил наивысший балл ЕГЭ по физике и больше 90 по математике и русскому языку. Молодой человек мечтает заниматься преподавательской деятельностью в вузе. Таким ребятам нужна индивидуальная программа подготовки, чтобы сохранить интерес к обучению. Поэтому педагоги готовы работать с ними, привлекать к научным проектам. Также у нас есть стипендиальный фонд для их поддержки. Максимально можно получить до 14 тысяч рублей ежемесячно к академической стипендии. Согласитесь, для студента это немало.

Если 40—50 процентов таких «лучших» останутся у нас — хорошо. Значит, мы не зря работали в течение года, а с некоторыми и больше.

— Есть и другая проблема — катастрофическая нехватка кадров в стране практически во всех отраслях. Студентов много, учителей, журналистов, айтишников — мало. Куда они все пропадают? Как КубГУ решает проблему востребованности своих выпускников на рынке труда? Очень важно взаимодействие вуза с работодателями. Насколько оно тесно и в каких формах происходит в КубГУ?

— Да, проблема острая. Но когда мы говорим о таких глубинных процессах, должны понимать, отчего это происходит. Почему сейчас остро встал вопрос с кадрами? Много разных факторов. Однако, на мой взгляд, главная причина — все же демографическая. Людей, вступающих в работоспособный возраст, сейчас гораздо меньше, чем нужно народнохозяйственному комплексу. Аукнулась демографическая яма прожитых лет. Все ведь взаимосвязано…

Объем рынка труда сегодня больше, чем количество выходящих на него людей. Поэтому здесь власть, бизнес и вузы должны работать сообща, солидарно, создать систему, которая поможет выпускникам адаптироваться, — это с одной стороны. И снять остроту кадрового голода — с другой.

Если проанализировать занятость не только выпускников КубГУ, а студентов старших курсов вообще, то выяснится, что они нередко совмещают работу и учебу. Один из наиболее ярких примеров у нас в вузе — студенты факультета компьютерных технологий и прикладной математики. Многие из них к третьему курсу получают заманчивые предложения от работодателей. Приходится проводить разъяснительно-воспитательные беседы, чтобы сохранить их в университете, чтобы, получив образование, они могли зарабатывать еще больше.

Если брать показатель трудоустройства КубГУ на основании мониторинга Минобрнауки России по данным Пенсионного фонда, он превышает 80—85 процентов. Абсолютное большинство — востребованы.

— Интересно получается: работают, востребованы, но где?

— Если решать проблему с кадрами, то мы должны смотреть несколько шире. В 2011 году опубликовали мое интервью в одном известном журнале. Статья вышла с заголовком «Высшее образование стало слишком доступным». Известно, что только 20—22 процента выпускников советских школ поступали в вузы. Большая часть шла в учреждения среднего и начального профобразования.
Сейчас 70—80 процентов поступают в вузы. Перекос колоссальный. Ситуация абсурдная. Сейчас стоит задача изменить порочную практику, когда большая часть выпускников стремится во что бы то ни стало получить высшее образование. У нас огромная нехватка рабочих во всех отраслях. Не хватает строителей, рабочих-станочников, поваров, и этот ряд можно долго продолжать.
Когда в отношении школ, которые не берут учеников с низкой обучаемостью в 10-й класс, принимают жесткие меры, с моей точки зрения это неверно и недопустимо. Скажу больше: не все должны заканчивать 11 классов. Это бессмысленное времяпровождение для части наших школьников. Мы должны создать траекторию для их обучения, они должны учиться, но рабочим специальностям. Часть, если захочет, сможет поступить в вуз после колледжа. Это нормально. Но другая, большая, пойдет работать по специальности. У нас не хватает не только учителей, врачей, но так же остро не хватает поваров, которые бы правильно могли организовать питание для школьников. Нет рабочих на открывающихся заводах.

От тотального стремления к получению высшего образования надо уходить. Обязательно необходимо завершить процесс оптимизации сети вузов. Я имею в виду не только государственные, но и негосударственные. И речь идет не о слиянии вузов или об укрупнении. Речь должна идти о ликвидации неконкурентоспособных.

— Один из показателей востребованности вуза — насколько он вовлечен в науку. Наука в КубГУ многогранна. Это и участие студентов, и практическая значимость проектов, и зарплаты молодых ученых, и международное сотрудничество… Выгодно заниматься наукой в КубГУ? Да. Кстати, говорят, у вас тут бутилированная вода «самая правильная» — дело рук ваших ученых. С кем еще они сотрудничают?

— В высшей школе остра проблема отсутствия преподавателей среднего возраста. Мы — не исключение. Именно поэтому сейчас принимаем целый комплекс мер, направленных на привлечение наших лучших выпускников. Для этого мы стали максимально использовать возможности аспирантуры. Для поощрения у нас проводится конкурс молодых ученых, по результатам которого не только определяются победители, но и вручается ежегодная премия до 100 тысяч рублей. Если говорить о других мерах, мы в прошлом году подводили итоги года и всем молодым преподавателям до 39 лет (не только тем, кто победил в конкурсе) выплатили 14-ю заработную плату. Весь коллектив получил 13-ю, а они еще и 14-ю. Наша задача — привлечь как можно больше талантливых молодых людей для работы в университете в качестве преподавателей и ученых.

37.jpg

Теперь о науке как таковой, о связи науки и производства. В случае с бутилированной водой наука и практика соединились. Ученые факультета химии и высоких технологий разработали технологию очистки. Мы установили производственную линию, теперь полностью обеспечиваем себя качественной питьевой водой. Около 300 точек в университете со знаком «АкваКуб». Полагаем, что скоро с нашей водой мы выйдем на рынок.

У нас интересный проект с Абинским электрометаллургическим заводом. Ученые работали над технологией усовершенствования переработки отходов производства. Совместный проект в рамках программы импортозамещения реализован с компанией «Норникель». Компания планирует организовать в стране производство щелочи и обратилась к нашим специалистам, которые занимаются мембранами... И таких примеров множество. Мы стараемся откликаться на разные вызовы, используя научные знания, опыт.

Необходимо, чтобы наши достижения были реализованы на практике, чтобы они стали достоянием хозяйственного комплекса. Вот тогда мы можем говорить о том, что наука действительно дает максимальный эффект.

46.jpg
Связь науки, инноваций и производства является ключевым для нас направлением. С моей точки зрения, это показатель эффективности вуза, показатель того, насколько мы востребованы.

В 2023 году ученые вуза привлекли около 270 миллионов рублей. Причем наши ученые заработали эти средства своим интеллектом, участвуя в различных конкурсах, проектах, грантах. Это высокий показатель.

— Мы с вами по традиции в больших интервью затрагиваем ЕГЭ. В этом году снова, еще громче, стали говорить о его отмене, преобразовании. Как думаете, что могло бы стать альтернативой этому?

— До тех пор, пока существует конкурсная система поступления в вуз, а она, я полагаю, будет всегда, у общества будет вызывать интерес тема вступительных испытаний. Я должен сказать, что разговоры на эту тему происходят не из-за того, что эта тема поднимается исключительно родителями или выпускниками. Это популизм определенной части нашего общества, наших политиков, которые разыгрывают эту карту в своих интересах. Сейчас забыли, почему в свое время ввели ЕГЭ в нашей стране. Это произошло потому, что прежняя система государственной итоговой аттестации в школе и прежняя система поступления в вуз, к которым нас призывают вернуться, полностью себя дискредитировали. Хорошая учеба в школе абсолютно не гарантировала поступления. Я в этом лично убедился, работая тогда в системе общего и высшего образования.

Вот когда начинают опять говорить, что ЕГЭ — это угадайка, хочется спросить: а вы сами-то видели задания? ЕГЭ совершенствуется постоянно и будет видоизменяться. Но когда говорят об альтернативе: ЕГЭ или традиционный экзамен, это полный абсурд. Мы это уже проходили, я уж не буду приводить подробности того, как это происходило.

Я глубоко убежден, что вузы не должны проводить вступительные испытания, кроме специальных, творческих. Основой для поступления в вуз должен оставаться единый государственный экзамен. Отмена может привести к слому вообще всей системы образования. К полному хаосу.

К сожалению, кто-то бездумно, кто-то в политических целях эту тему разгоняет. Не ведают, что творят.

— Интересно узнать, как вы относитесь к онлайн-образованию. Сейчас эта тема как никогда актуальна для всех участников образовательного процесса.

— Все хорошо в меру. Онлайн-образование должно быть дополнением к традиционному образованию. Оно имеет право на существование как дополнительная возможность обучаться. Но оно не является заменой традиционному. Особенно если брать общеобразовательную школу, да и вузы. Но есть отдельные случаи, когда онлайн-образование может стать доминирующим. Например, дополнительное профессиональное образование, когда в высшей степени мотивированные люди задействованы для получения знаний. В вузах и школах мы не только учим, но еще и воспитываем. С онлайн-образованием это мало совместимо. Но еще раз говорю: здесь надо поступать максимально гибко.

photo_5427334221455811379_w.jpg

— Российская сфера высшего образования сегодня не только находится под колоссальным давлением из-за введенных западными странами ограничений, но и стоит на пороге значительных перемен: отказ от Болонского процесса и поиск новых путей развития. Однако у государства, общества и работодателей может быть разным видение целей вузов. Какой вы видите новую систему высшего образования?

— Надо помнить всегда, что система образования консервативна по своей сути и ее изменения в одночасье или по щелчку невозможны. Действовать надо поступательно и обдуманно. Мы в свое время по решению, принятому свыше, подстроились под Европу, потеряли национальную самобытность. Это же решение принималось не вузами, оно принималось на определенном уровне и реализовывалось в течение не одного года. Сейчас всем совершенно понятно, что нужна национальная система образования. Но нам очень важно верно определить ее контуры. Вернуться к прежней системе образования уже невозможно. Это не даст своего результата. Новая система должна взять за основу лучшее, что было в прежней советской системе, и отчасти — в действующей ныне. Поэтому эксперимент, который проводится по инициативе Министерства науки и высшего образования в отдельных вузах, очень важен, чтобы проанализировать и критически отнестись к результатам, чтобы потом масштабировать на всю систему образования. Спешка, с моей точки зрения, недопустима, она чревата очень серьезными последствиями.

— Сейчас ведут разговор о сокращении срока обучения в школах. Вместо одиннадцати лет — десять, а может, восемь и семь? Как вы к этому относитесь?

— Надо быть предельно аккуратными в этих вещах. Потому что изменение срока обучения влечет за собой изменение содержания обучения, образования в целом. Поэтому, когда мы сокращаем на год, мы должны продумать и понять: а что мы будем сокращать? Чтобы не получилось так, что фундаментальные наши науки, предметы за счет этого сокращения потеряли еще больше. То есть здесь вопрос и количества, и содержания, он одинаково важен.

— Лицо КубГУ — оно какое? Студенты, преподаватели или же обсерватория, бизнес-инкубатор, библиотека?

37 (1).jpg

  — Интересный, но сложный вопрос. Я считаю, что лицом университета является наш студенческий городок. Если брать изменения, которые произошли в нем за 15 лет, то они колоссальные. Они показывают, с одной стороны, что университету 104 года. Сохранили лучшее из прежнего… Мозаичное панно как наследие или сохранение архитектуры здания. И вместе с тем это очень молодой вуз. Обновление коснулось и учебных корпусов, и спортивной инфраструктуры, и общежитий, и обустройства территории. Сейчас мы очень много внимания уделяем ландшафтному дизайну, и хочу сказать, что красота и эстетика прививают культуру молодым людям. Любопытно: нагрузка на наших дворников с точки зрения уборки территории сократилась кратно. Говорят, окружающее нас воспитывает. Это как раз тот случай.
Из последнего, что мы сделали, — благоустроили общежитский комплекс. Территорию между общежитиями. Наш замечательный выпускник Сергей Галицкий там построил площадку для пляжных видов спорта. Мы обустроили площадку для мини-футбола, две воркаут-зоны. И уже по своей инициативе Сергей Николаевич строит для вуза новый физкультурно-оздоровительный комплекс.
Ну и, конечно же, теперь неотъемлемая составная часть нашего студенческого городка, наша гордость — православный храм, строительство которого завершается.

5I5A0023.jpg
Вот все это вместе и есть лицо университета. Мы создали условия, которые кардинально, революционно отличаются от тех, которые были в конце десятых годов. Университет, вне всякого сомнения, является тем местом, куда хотят прийти и преподаватели, и сотрудники, и студенты. Они гордятся тем, что у нас есть.

— Официальная дата вашего вступления в должность ректора КубГУ — декабрь 2008 года. Как говорится, декабрь — время подведения итогов. Позвольте философский вопрос: чем гордитесь, из-за чего расстраиваетесь, что мечтаете осуществить?

— Итоги всегда сложно подводить. Безусловно, вуз стал более привлекательным, об этом говорят цифры. Количество обучающихся выросло с 25 тысяч человек до 31 тысячи — несмотря на то, что количество филиалов мы сознательно сократили. Кардинальные изменения инфраструктуры — вне всякого сомнения. Потому что это предпосылки как для развития образования, науки, так и для создания социальных условий. Очень важно, что мы сейчас строим студенческое общежитие. Я надеюсь, летом 25-го года оно будет введено в строй. По сути дела, это не общежитие. Это такой малосемейный дом. В нем будет 32 квартиры для студенческих семей. В целом общежитие рассчитано на 500 мест. Удовлетворение от того, что наука вуза стала ближе к реальной экономике хозяйствующих субъектов. Появилась большая заинтересованность в результатах наших научных разработок.

Пока не получилось нам увеличить учебные площади университета. Они крайне нужны, без них дальнейшее развитие затруднено.

— Вы ректор одного из лучших вузов с очень насыщенной жизнью. Как управляете своим временем? Это непрекращающаяся работа? Или все-таки удается выкроить время для чего-то еще? Книги? Спорт? Кулинарные пристрастия? Путешествия? Тихие вечера с семьей?

— Свободного времени действительно совсем мало. Моя страсть — она давно известна. Это футбол. Даже отпуск использую в значительной степени для того, чтобы побыть с нашей студенческой футбольной командой на различных соревнованиях и сборах. Вот недавно был с ней в Евпатории на соревнованиях. Бываю на всех домашних матчах ФК «Краснодар».

Интерес к книге у меня сохранился, хотя, к сожалению, читаю нынче намного меньше. Появилось желание найти книги, которые читал в детстве, юности и которые на меня тогда произвели очень сильное впечатление. Например, у Каверина есть произведения «Освещенные окна» и «Открытая книга». Я перечитывал их несколько раз. А сейчас нашел, обрадовался, снова прочитал. Кроме того, всегда интересовался военной тематикой. Книга Георгия Жукова «Воспоминания и размышления» дома у нас была утрачена. Я ее недавно тоже нашел. И еще одна книга, потрясшая меня в школьные годы, авиаконструктора Сергея Яковлева «Цель жизни». Сейчас я словно открываю их вновь и как будто возвращаюсь в прошлое. Ностальгия. Наверное, возраст (смеется).

Люблю ухаживать за газонами. Это для меня настоящий отдых. Не знаю, то ли они напоминают футбольное поле, то ли, как говорят, к земле тянет, но мне важно этим заниматься, я получаю удовольствие, подпитываюсь энергией. Время словно останавливается, нет безумного его бега.

— Часто удается собраться всей семьей? Есть ли у вас традиции?

— Мы свято следуем одной традиции на протяжении уже многих лет: 1 января собираемся всей большой семьей в 14.00. Очень весело проводим время, посиделки оканчиваются за полночь. Независимо от того, кто где находится, всегда 1 января мы вместе. Еще, наверное, на юбилеи так многочисленно собираемся…

Семья — это основа, которая позволяет преодолевать сложности, дает устойчивость. На работе бывают разные ситуации, порой совсем уж сложные. Поэтому должна быть некая опора, которая позволяет все выдержать, сохранять равновесие. Семья — это самое важное в жизни.

В понедельник, 28 октября, ректор КубГУ отметит свой славный юбилей — 65-летие!

Михаил Астапов — несомненно личность, созидатель, который много сделал для образования не только в крае. Такие люди, как он, уникальны. Его жизненный опыт и профессиональная деятельность полезны и поучительны для многих. Астапов — интересен и авторитетен, с ним всегда приятно говорить. По большому счету, он сам себя выковал, воспитал. Это и помогает ему ставить высокие цели, идти к ним и добиваться, покорять новые вершины. За 16 лет руководства вузом пройдено немало дорог и испытаний, он приобрел ценнейший опыт! Проявил себя еще как великолепный футбольный организатор. Под его началом сборная КубГУ в кратчайшие сроки превратилась в сильнейшую студенческую
команду России, а потом и Европы!

Ему 65, но останавливаться некогда! Неуспокоенность и харизма флагмана заставляют сплачиваться энергичных людей для новых прорывов и свершений.

Мы, вольнокубанцы, сердечно поздравляем Михаила Борисовича с наступающим знаменательным юбилеем. Желаем крепкого здоровья, осуществления намеченных планов, удачи и успехов!