Нина Стрижова: "Прививка искусством поможет не заболеть пороками"

Нина Стрижова: "Прививка искусством поможет не заболеть пороками"

Кто может быть героем очерка? Мы все созданы настолько разными и не похожими друг на друга, каждый из нас пережил столько интересных, а порой и драматических коллизий, в каждом из нас живет Личность, которую древние философы справедливо сравнивали с бескрайним космосом.

Именно такой человек Нина Стрижова — руководитель художественной галереи «Сантал». Она — образец неиссякаемой веры в собственные силы. Что бы ни происходило на жизненном пути, никогда не опускала рук, смотрела проблемам в глаза и шла вперед. Она, несомненно, счастливый человек. И это видно…

Энергичная, стремительная натура, но в этой ее порывистости все гармонично, легко. Этой привлекательной женщине, у которой в планах еще столько грандиозных проектов, вовсе не дашь ее возраста. Она полна жизни, оптимизма, неравнодушия к людям. Нина Антоновна влюблена в свое дело: о каждом художнике или поэте, писателе Кубани она может говорить часами. И творческие люди знают это, чувствуют и воздают сторицей. Они друг друга подпитывают. Нина Стрижова — муза для творцов, они для нее — источник вдохновения, важная составляющая жизни.

Еще одно качество директора галереи — неравнодушие. Ей не все равно, что происходит в крае, стране. В галерее объединились художники созидательной направленности, верные основным архетипам русской культуры, способные в своем творчестве развивать идеи патриотизма и народности. Живопись воспитывает в нас чувство прекрасного, а значит, может изменить общество, сделать добрее, сострадательнее.

При встрече накануне юбилея условились: говорить только про нее, про личное. И не получается, разговор постоянно переходит на выставки, проекты, художников, касается их влияния на хозяйку галереи. И все же…


— Нина Антоновна, все начинается с детства, не правда ли? Вы уже рассказывали о сакральности места, где родились. Но интересно узнать, как вы формировались, кем были родители?

— Да, я родилась в удивительном месте, в классической русской деревне, в самом центре древней русской земли — в Тверской области, в деревне Терелесово, что рядом с городом Вышний Волочек. Здесь же недалеко находится Дом творчества «Академическая дача» имени И. Е. Репина, куда приезжают творить и известные на весь мир, и начинающие художники. Уже позже, когда произошло знакомство с живописцами Кубани, те, кто ездил в те места, стали мне понятны и близки.

Да, фактор места играет большую роль. Вот возьмем этот дом, где находится галерея. Ему больше ста лет, и в нем такое переплетение судеб и истории… Раньше улица Коммунаров в Екатеринодаре называлась Борзиковской. Так вот этот дом построил священник Иоанн Кущ, служивший в войсковом соборе Святого благоверного князя Александра Невского с 1876 по 1893 год. В период с марта 1893 года по декабрь 1912 года он служил в кладбищенской церкви во имя Всех святых Екатеринодара в сане протоиерея. У него была большая дружная семья, шестеро детей. Семья необычайно талантливая. Есть упоминание, что сам протоиерей и его дети обладали прекрасными голосами.

Позже, с 1945 года, в этом доме жила племянница знаменитой актрисы немого кино Ирины Володко Тамара Даниловна Купленикова. Сама актриса тоже здесь жила некоторое время. В 1970-х Ирина Николаевна подрабатывала натурщицей в Краснодарском художественном училище, где когда-то училась сама. Ее писали многие наши художники, тогда еще студенты: Эдуард Данильян, Владимир Андрющенко, Анатолий Мельников, Иван Ващенко, Владимир Тарасенко. А портрет актрисы кисти художника Григория Устиновича Кравченко, написанный в 1971 году, теперь постоянно находится в галерее. Представляете, какой витает здесь дух времени! Так что неспроста здесь уютно творческим людям.


— Да, не зря говорят про фактор места. Словом, на вас повлияло место рождения. Но вернемся к родителям, к формированию личности.

— Раньше человека формировал труд. И особенно в деревне. Для ребятишек лето обычно — это отдых, но только не для деревенской детворы. Нас у родителей — трое: старшая сестра, я и младший брат. Вставали рано утром, шли в лес по ягоды. В тех местах — белые ночи. Принесешь ягоды — надо перебрать, воды наносить. Колодец глубокий, ведро вытянуть непросто. Это позже появился ворот с ручкой. Потом домашнее хозяйство: накормить живность, полить огород. Позже — сенокос. Зимой — свои заботы. Например заготовка дров. Мама — руководящий работник, много лет проработала секретарем, потом председателем сельского Совета, была депутатом. Очень часто наша изба превращалась в приемную по жалобам. Хозяйством занимался отец. Он расписывал задания на троих. Как мы тогда обижались, ведь хотелось побегать, поиграть со сверстниками. Ответ всегда один: «Управитесь — идите». Еще на всю жизнь запомнила слова отца: «Смена работы есть отдых». Лишь в зрелом возрасте я поняла, как это все пошло на пользу. Труд нас закалил.


— Понятно, лидерские качества у вас от мамы, а тяга к творчеству? Вы, наверное, уже с детства рисовали? Какие у вас любимые предметы были в школе?

— Мамочка — да, настоящий лидер. Когда я родилась, она назвала меня Ниной, потому что прочла где-то значение имени — мечтательница, фантазерка. И она, реалист, искала во мне именно это. Никогда не ругала за какие-то чудачества. Например, за банями расстилалось колхозное поле, в нем цвели васильки. Утром, чтобы никто не видел, я собрала их целую охапку, потом расставила во все банки, крынки, что были в доме. Отец ругался, а мама успокаивала. Нет, к рисованию у меня не было способностей. Очень любила литературу и историю. Знаете сколько раз я меняла свои решения насчет будущей профессии? Кем я только не хотела быть! Меня ничто не останавливало. И приехала я на Кубань к сестре после окончания школы поступать на юридический. Этакий правдоруб, мечтающий сделать мир чище, лучше. Но на первом экзамене — по немецкому языку — увы, знаний оказалось маловато.


— И что, это остановило?

— Нет, не остановило. Год работала в ПМК-1 на строительстве рисовых систем, бегала с нивелирной рейкой и… влюбилась в другую профессию. По сути, это геодезические изыскания. Стала геодезистом после окончания техникума. В те времена — профессия романтиков. Работа, связанная с передвижением, увлекала. По распределению попала в знаменитый «Севкавтисиз». Здесь же и замуж вышла за геодезиста. Вместе объездили Северный Кавказ, побывали в загранкомандировке во Вьетнаме.


— Сколько лет с вами знакома, но вы как-то всегда вскользь говорите о семье. Не поддерживают ваше дело?

— Нет, что вы! Семья — это моя опора. Мне было 20, Олегу — 27 лет. Я к нему по распределению попала в геодезическую партию. Тогда еще начальник сказал: «Вот тебе, Олег, невесту прислали». Я обиделась — и старше, и ростом ниже меня — какой жених? Но судьба сблизила нас. Меня привлек в нем опыт, всесторонние знания. Родилась дочь Надя. Декрет тогда давали небольшой, возможности в садик устроить не было. Меня в очередной раз выручили мамочка и отец. Надя практически у них выросла. А я выкраивала время от командировок и стремилась к себе на родину. Сейчас Надя и ее муж Илья — мои союзники. Надя много помогает в делах, связанных с галереей. Ей стало нравиться то, чем я занимаюсь. А муж — пенсионер, по сути это мой деловой секретарь и главный помощник по хозяйству. Внуки — замечательные ребята 13 и 10 лет, умнички, отличники. Пока их главная работа — учеба. Хотелось бы, чтобы они выросли самостоятельными.


— Знаем, что вас очень волнует воспитание человека, воспитание в глобальном смысле. Помнится, мы уже говорили о значении прививки искусством. Чего не хватает в воспитании нынешних детей?

— Да, эта тема злободневна и актуальна всегда, сейчас особенно. Говорят, советское воспитание грешило перегибами. И все же. Понимания «я» не существовало — было «мы». Это прошло через всю нашу жизнь. Подтянуть отстающих, подставить дружеское плечо — само собой разумеющееся. Мы были помощниками родителей. «Надо» — для нас главное слово. Ничего плохого не было в нашем воспитании. 



Никто не говорил лишних слов о культуре, но каждый ребенок знал, что такое хорошо и что такое плохо. Все воспитание шло от лучших образов, начиная с дома, школы, телеэкрана. Сегодня ушло само понимание образности и на бытовом уровне, и в культуре вообще.


— На ваши выставки приходят школьники, студенты, курсанты. И, по их отзывам, такие экскурсии в галерею — нечто большее, чем рассказы о живописи и художниках. Часто вы стараетесь на выставках раскрыть детям нравственные идеалы, провести связь с современностью?

— Постоянно. Ни одной выставки не было, где бы не проводились параллели с современностью. Например, нынешняя «На пути в Аркадию» Константина Каннского посвящена Году экологии. Рассказываешь детям о вымышленной стране, где нет войн, агрессии, разрушений, где чистая вода в реках и много рыбы, где художники спасаются от несовершенства мира. Почему раньше приезжали на море лечиться, поправлять здоровье, а сейчас не разрешают купаться, находят заразные микробы. В Краснодаре, где летом плавится асфальт, не работает ни один пляж. Катастрофы, оползни, наводнения — все это результат бездумной деятельности людей. Эстетическая прививка искусством поможет не заболеть пороками. Поэтому детей как можно раньше надо приводить в музеи, в галереи. Порой не нужно ничего говорить, просто научить смотреть и видеть.


ЭКСПРЕСС-ОПРОС:

— Что ближе из живописи, если говорить о классиках — не о кубанских?

— Мне ближе реалистическое направление, поэтому можно назвать много имен из Товарищества передвижников: И. Е. Репин, И. Н. Крамской, К. А. Коровин… И задачу они ставили перед собой благородную: пропаганда искусства и общественно-эстетическое воспитание народных масс. Без их влияния на Федора Акимовича Коваленко и музея в Екатеринодаре могло не быть.

— Архитектура какой страны, города нравится?

— Та, которая сохранена. В каждой стране и городе есть свои уникальные достопримечательности. Это и является предметом гордости и отношения к своей истории, ну еще и понимание его настоящей ценности. О современной архитектуре пусть скажут потомки.

— Какие книги читаете?

— Сейчас я занимаюсь самообразованием. Читаю книги по искусству, не могу же я отставать от художников, ведь они учатся всю жизнь. Мне нравится узнавать новое, я делаю для себя такие замечательные открытия.

— Какие любимые фильмы?

— Отечественные лирические. Почти все. Фильмы «Девчата», «Весна на Заречной улице», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Москва слезам не верит» можно пересматривать много раз — и не надоест.

— Любимое место (на Кубани, вне ее)?

— Это, конечно, отчий дом. Снится мне моя деревня, не отпускает, там я отдыхаю душой, черпаю силы. Слава Богу, что жизнь в доме продолжается. Сейчас там живет семья племянника, и у них растет сын Антон. Кубань же для меня всегда будет раем. Тепло, яркая природа, море, овощи, фрукты. Здесь любое место прекрасно.

— Что для вас отдых?

— Еще раз повторю слова отца: «Смена работы». Но отдыхать, конечно же, надо. Для меня это общение с природой. Наедине.

Инна МОЧАЛОВА.