Сергей Даниленко: Наша школа такова, каково общество и государство
— Сергей Николаевич, давайте начнем с самого свежего события — итогов конкурса «Учитель года». Ваши впечатления?
— Впечатления у меня особые. Дело в том, что я был членом оргкомитета конкурса и работал на заключительном этапе в составе счетной комиссии. Но и переживания были, если учесть, что финал конкурса проходил на территории нашего края. Ведь, как вы знаете, учителем года России в прошлом году стал наш учитель из Армавира Александр Шагалов. Администрация, министерство образования, науки и молодежной политики края, руководство
Это был финал конкурса, но ему предшествовали муниципальный и региональный этапы, что тоже немалый труд как для участников, так и для организаторов. К сожалению, в этом году наш представитель из Новороссийска Ирина Храмова не вошла в число победителей. На мой взгляд, победить преподавателю иностранного языка сложнее,
— Как вам представляется, важнее заключительный этап конкурса или все же весь его процесс?
— Безусловно, процесс. Ведь это огромный опыт, влияющий на личностный и профессиональный рост даже тех, кто не вышел в финал, кто шел к победе через муниципальный и региональный этапы. Это показатель смелости учителя, мужества, умения и стремления бороться за победу, способность мобилизовать талант, знания. И, конечно же, поделиться им со своими коллегами. Каждый, кто побывал на финале, уехал с определенным багажом знаний, умений и навыков. Ну, а везет тому, чьи звезды сошлись, как во всяком конкурсе. В этом году победил учитель истории и обществознания из
— Конкурс — важен и значим, но это олимп, вершина. Но нашу школу держит основание пирамиды, огромная масса педагогов, которые пришли 1 сентября в школу и снова отправились вместе с учениками непростой дорогой к знаниям. Но опять мы говорим о многих проблемах российской школы. Тут и содержательная часть образования, и нехватка кадров. У нас, в благодатном крае — тоже. Может ли профсоюз оказывать влияние на процесс кадрового обеспечения школ?
— Я бы не стал так драматизировать ситуацию. Да, проблемы есть. Но я не могу сказать, что проблемы не решаются на государственном уровне. Вакансии в школах есть — это так. Очевидно недостаточное пополнение коллективов молодыми педагогами. И вот это как раз и есть главная задача для органов власти, курирующих сферу образования. Не стоит в стороне от проблем и наш краевой профсоюз. Совместно с нашими социальными партнерами — министерством образования, науки и молодежной политики, профильным комитетом ЗСК не первый год мы проводим планомерную работу по решению социальных проблем учителей и созданию условий для их плодотворной работы, стремимся совместными усилиями в рамках полномочий и ресурсов каждого способствовать притоку молодых кадров в образовательные организации края. Разработан комплекс мер, направленный на привлечение молодых специалистов в образовательные организации Краснодарского края.
Краевая организация профсоюза проводит большую работу по индивидуальному, творческому и профессиональному становлению молодых педагогов Кубани. С 2007 года создан совет молодых педагогических работников краевой организации профсоюза. В его составе — активные, инициативные и творческие педагоги, которые помогают узнать проблемы педагогической молодежи изнутри, обнаружить и продвинуть идеи, изменить ситуацию. Усилия совета направлены на укрепление и развитие кадрового потенциала системы образования края, профессиональный и личностный рост, повышение социальной активности молодых педагогов.
— Но я назвал в числе возможных причин и неадекватную зарплату молодых учителей.
— Что касается зарплаты, то, согласен, это весомый фактор. Молодой учитель приходит после вуза в школу, и ему положена только минимальная ставка за выполнение нормы часов учебной нагрузки, без
Что еще важно, на наш профсоюзный взгляд? Обращать внимание на жилищные вопросы, особенно там, где необходимо решить проблемы кадрового голода. В нашем крае действует программа, предусматривающая предоставление бесплатного земельного участка под строительство жилья для педагогов. Но нужны некоторые доработки закона или принятие подзаконного акта, который регламентировал бы порядок и условия предоставления земельных участков. А то, скажем, в
Читайте также. Болонский процесс: размышления на тему двухуровневого высшего образования в России.
— Но это уже ваша область, профсоюзная. Вы, скажем так, по определению обязаны отстаивать интересы работников отрасли. И на этот счет есть майский указ Президента России…
— Да, это наша прямая обязанность. И есть майский указ. Он был издан в 2012 году. А сейчас на дворе
— И тогда будет настоящее преподавание, а не «шабашка», уж извините за такое малоприменимое к педагогике слово.
— Я считаю, что во многом качество образования повысится, если уменьшить нагрузку. И воспитание — тоже, что немаловажно. А еще надо внимательно посмотреть на отчетность. Бумажная работа — это излишняя нагрузка для учителя. Этот вопрос поднимается на федеральном уровне, министерство нас поддерживает. Задача состоит в том, чтобы сделать универсальный, минимальный по трудозатратам, четко очерченный перечень обязательных отчетных документов.
— Не могу не задать этот вопрос человеку, имеющему непосредственное отношение к системе образования, к учителям. Что бы ни случилось, начинают с претензий к школе. Виноватых прежде всего там ищут. И этот подход уже утвердился в общественном сознании: куда смотрела школа, что пришел ученик с пистолетом и начал стрелять? А спрос с родителей?
— Конечно, это так. Действительно, сознание людей как бы перевернулось. Далеко не все родители осведомлены о своих обязанностях и о функциональных обязанностях школы. Растет число тех родителей, кто считает, что вместе с ребенком они передают школе и все функции воспитания и надзора. Вот отсюда и вопросы: куда смотрит школа, куда смотрит учитель? А свою позицию оправдывают занятостью, необходимостью много работать, чтобы содержать семью. Более того, есть достаточно молодых родителей, которых надо самих воспитывать, настолько они дезориентированы в плане ответственности за своих детей. А школа не может 24 часа в сутки отвечать за ребенка. Школа формирует, в определенной степени конечно, мировоззрение, психологическое состояние детей. Но основная нагрузка должна лежать на плечах родителей.
В некоторых регионах из экономии стали сокращать в школах даже должность
И здесь взаимодействие родителей и школы крайне важно. Классному руководителю, будь он самым ответственным и работоспособным, одному с задачей не справиться. Не случайно ведь Президент России в свое время обратил внимание на поддержку классных руководителей.
— И сколько платят за классное руководство?
—
Мы постоянно исследуем ситуацию в стране и от своих коллег слышим, что у нас на Кубани положение гораздо лучше, чем у других, даже в ЮФО. Кубань по уровню заработной платы на первом месте в Южном федеральном округе, причем не только учителей, но и педагогов системы дошкольного образования.
Читайте также. Сергей Даниленко о профсоюзах работников образования, правах и зарплатах учителей.
— В связи с переполненностью школ классы комплектуют из большого числа учеников, в садиках, говорят, есть группы по сорок человек. Это чтобы удовлетворить потребности общества и выполнить указания. Но как работать педагогу? Способен ли он уделить должное внимание каждому ребенку?
— Эти вопросы поднимаются и в повседневной работе, и на августовских совещаниях. Мы обязательно реагируем. Министерство выступает контролером ситуации, Роспотребнадзор изучает и реагирует на обстановку. Надо понимать, что содержание образования, комплектация, оборудование школ и детских садов — это задачи ведомств. А что касается трудовых прав, то это забота профсоюза. Конечно, мы ставим задачу так: за повышенную нагрузку работодатель обязан доплачивать.
Тут есть еще одна проблема. Ведь в системе образования есть разные категории работников. И профсоюз стремится не выпускать их из поля зрения. В школах и садах работает обслуживающий персонал. Мы хотим, чтобы этим людям уделялось больше внимания. 18 процентов обслуживающего и
— Сергей Николаевич, как безмерна значимость школы, так и бесконечны проблемы, с которыми ей и вам, профсоюзу, приходится встречаться. Когда их не будет или хотя бы станет меньше?
— Я вам скажу так: доблесть не в том, чтобы не делать ошибок и не допускать просчетов, а в умении их вовремя исправлять и двигаться дальше. Наша школа такова, каково общество и государство, как это общо ни звучит. Но при этом путь преобразований в стране начинается в школе и со школы! С ясным пониманием этой истины мы и идем по пути перемен вместе со всеми педагогами края, краевыми структурами.
— Удачи вам. И спасибо за откровенный разговор.
Беседовал Александр САХНОВСКИЙ.
Фото: Аолина Титкова, "ВК Пресс".