Еврейское кладбище в Краснодаре: мифы и легенды самого закрытого городского погоста

Еврейское кладбище в Краснодаре: мифы и легенды самого закрытого городского погоста

Почему на могилах иудеев лежат камни, какое отношение к кладбищу имеют советский поэт Самуил Маршак и Фанни Каплан — женщина, которая покушалась на жизнь вождя.

Когда было основано еврейское кладбище в Краснодаре

Еврейское кладбище найти легко. Оно расположено на перекрестке улиц Бабушкина и Котовского. Но проникнуть на территорию погоста не так-то просто. Могилы спрятались за высоким забором. Здесь открывают ворота редко, ключи находятся у общины, которая и следит за кладбищем. 

Соня Горелик

Специально для «ВК Пресс» в Краснодарской краевой общественной организации «Общество еврейской культуры «Шалом» нам выделили экскурсовода — юную Соню Горелик. Она рассказала несколько занимательных историй из жизни еврейской общины кубанской столицы. Однако обо всем по порядку.

Относительно Всесвятского кладбища Еврейское более молодое.

— Точной даты его основания в архивных документах, к сожалению, не сохранилось, — рассказывает Соня Горелик. — Но можно утверждать, что образовано оно было в конце 70-х начале 80-х годов XIX столетия. Почему спустя век после основания Екатеринодара? Потому что город был войсковым, и в нем было запрещено жить представителям других вероисповеданий и национальностей.

За «чертой оседлости»

Как известно, отношение к евреям в Российской империи было особое. В стране существовала так называемая черта еврейской оседлости. Она определяла территории, на которых евреям жить разрешалось, за исключением некоторых специалистов-поселенцев. Кубанская и Терская области в этот список не входили.

_BAL1241.jpg
 Немного ситуация изменилась после 1867 года — года, когда Екатеринодар получил статус гражданского города, — продолжает Соня Горелик. — Иноверцам и гражданским разрешили жить в городе. Но для евреев условия были особыми. Только в 1880 году 266 еврейским семьям разрешили проживать и работать в Екатеринодаре.

Исторический факт и позволяет утверждать, что примерно в это время в городе было основано Еврейское кладбище. Официально получать статус «гражданин Екатеринодара» евреям разрешили в 1900 году.

Когда было закрыто еврейское кладбище в Краснодаре

Еврейское кладбище занимало гораздо больше места, чем сейчас.

Можно предположить, что Еврейское кладбище было частью Всесвятского, на котором встречаются и еврейские захоронения.

— На старой карте Екатеринодара хорошо видно, что погост расположен рядом с мусульманским кладбищем, — рассказывает гид. — Более того, на нашем кладбище есть два мусульманских надгробия. Можно предположить, что Еврейское кладбище было частью Всесвятского. Ведь на нем встречаются и еврейские захоронения. 

После Великой Отечественной войны город разрастался и захватывал новые территории.

— В декабре 1964 года кладбище был закрыто по распоряжению Краснодарского горисполкома, — говорит Соня Горелик. — Оно утеряло официальный статус, закрылись сторожка и молитвенный домик. За могилами еще какое-то время приглядывали родственники усопших. Но по объективным причинам их становилось все меньше. Конечно же, потихоньку кладбище заросло густым кустарником и деревьями, что произошло и с другими кладбищами Краснодара, к примеру с Всесвятским.

Памятником пока не является

В начале 90-х представители еврейской диаспоры в Краснодаре расчистили и привели кладбище в порядок. Интересная деталь: с территории вывезли 104 грузовика с мусором.

Девушка рассказывает, что за более чем четверть века общественникам приходилось отбиваться от разных нападок. Многие коммерсанты хотели прибрать лакомые куски земли к рукам. Следы этой битвы за землю кубанской столицы в виде фундаментов разных коммерческих помещений, словно раны зияют на кладбище.

Еврейское кладбище

Придать какой-то статус территории кладбища удалось лишь в 2007 году. Представители еврейской общины заключили с мэрией города договор о восстановлении и сохранении еврейского кладбища.

— Однако статуса объекта культурного и исторического наследия у погоста нет, — говорит экскурсовод.

В архивах не значится

В начале 90-х годов на кладбище провели комплекс этнографических исследований. Общественники в архивах пытались разыскать документальные следы о том, что за люди похоронены на Еврейском кладбище. Тщетно. Все бумаги были утрачены. Некоторые сведения удалось восстановить лишь с помощью родственников и старожилов города. В специально созданный реестр внесли сведения о захоронениях, которые есть сегодня на кладбище. На сегодня в реестре числятся около ста распознанных могил (с установленными именами), однако же на деле их гораздо больше.

Камни на могилах напоминают нам об осколках разрушенного иудейского храма в Иерусалиме. Но есть и вполне практичные версии: живые цветы завянут, искусственные потеряют цвет и яркость, камни же лежат очень долго, по сравнению с человеческой жизнью — вечно.

Почти все надгробия установлены в 40-60-х годах прошлого столетия с надписями на русском языке.

— Безусловно, памятники представляют интерес не только для ученых, но и для всех людей, — рассуждает девушка. — По ним можно увидеть, как изменились традиции местного еврейского сообщества. Например, на дореволюционных памятниках, их здесь несколько, подписи на иврите. А после Великой Отечественной они уже стали другими, более стандартными, что ли. На некоторых из них даже есть фотографии, что для еврейской традиции нехарактерно.

_BAL1231.jpg

Единственное, что осталось неизменным, — камни на надгробиях. Пожалуй, именно по этому обычаю в России можно отличить еврейские могилы. Объяснений этой традиции много.

— Камни напоминают нам об осколках разрушенного иудейского храма в Иерусалиме, — рассуждает Соня. — Но есть и вполне практичные: живые цветы завянут, искусственные потеряют цвет и яркость, камни же лежат очень долго, по сравнению с человеческой жизнью — вечно.

Врач, первым оперировавший аппендицит, захоронен в Краснодаре

В центре сохранившейся части погоста — могила Исая Мееровича. Для Краснодара этот человек сделал неимоверно много.

— Во-первых, он был известным хирургом, первым главным врачом первой городской больницы, — рассказывает о знаменитом соотечественнике Соня Горелик. — Собственно, он ее и строил по поручению Кубанского казачьего войска. При Мееровиче она стала городской.

У знаменитого эскулапа огромное количество профессиональных достижений. Исай Яковлевич — первый в Екатеринодаре врач, защитивший докторскую диссертацию. Также он первым в России оперировал аппендицит.

Именно в его бытность в кубанской столице открылись два отделения — рентгенологическое и родильное. За многочисленные заслуги доктор был удостоен ордена Святого Владимира. Эту награду очень редко вручали гражданским. Этот факт только подчеркивает важность фигуры Исая Мееровича.

Isai.jpg

Заметный след в истории города и региона оставили и его потомки. 

 Точно известно, что один из четверых детей также был врачом, — продолжает рассказывать девушка. — Его внук Владимир Бенсман также стал известным хирургом, стоял у истоков создания травматологического отделения краевой больницы и долгие годы его возглавлял.

Могила матери Маршака

Также доподлинно известно, что именно в Краснодаре похоронена мать известного советского поэта Самуила Маршака, который несколько лет провел в кубанской столице, работал в одной из газет и даже содействовал созданию в Краснодаре детского драмтеатра. Но могила матери знаменитого детского автора не сохранилась.

Килограмм платины для государства

На Еврейском кладбище похоронена уникальная женщина – Ревекка Григорьевна Серебряная. До начала Великой Отечественной войны он была главным бухгалтером одного из крупных ленинградских предприятий. 
Семья.jpg
Во время блокады эта удивительная женщина хранила государственный килограмм платины. Даже не пыталась ее продать, а когда осада города закончилась, передала драгоценный металл в государственные фонды. Но какой наградой ее отметили, история умалчивает. Потомки, которые поныне проживают в Краснодаре, говорят, что ее чествовал всесоюзный староста Михаил Калинин.

Семья Каплан в Екатеринодаре

Одна из самых известных легенд, касающихся Еврейского кладбища, связана с Фанни Каплан — женщиной, которая в 1918 году стреляла во Владимира Ленина. Некоторые местные историки с удовольствием подхватили рассказанную журналистами легенду о том, что в Краснодаре похоронены родители несостоявшейся убийцы вождя. Но наш гид в эту историю не верит.

 Да, действительно, в Краснодаре были захоронения семьи Каплан, — подтверждает Соня. — Моисей Каплан был владельцем аптекарским магазином, который располагался на перекрестке улиц Красной и Горького (ранее она называлась Полицейской). Но он точно не имели никакого отношения к Фанни Каплан. Хотя бы потому, что настоящая ее фамилия была другой Ройтблат.

Так безжалостно гид развенчала красивую легенду. На этом экскурсия по самому закрытому кладбищу завершилась.

За границами текста осталось немало нерассказанных историй о жизни еврейской общины Краснодара. Но о них в следующий раз…