Любить по-русски: О времени. О русской душе. О Леонарде Гатове. И о кино…


Разговор с автором идеи, режиссёром-постановщиком и хореографом спектакля «Формула любви» заслуженным деятелем искусств Краснодарского края Александром Мацко. О времени. О русской душе. О Леонарде Гатове. И о кино…
Работа над самым грандиозным проектом КМТО «Премьера» завершена. Как большой белый пароход, спектакль пущен на воду и отправился в свободное плавание. Пусть оно будет счастливым…
А мы вспоминаем, как это было.
Как на сцене Дворца искусств встретились, жили и дышали в унисон артисты разных амплуа и жанров: Кубанский симфонический оркестр, Музыкальный шоу-театр «Премьера», Русский вокально-хореографический ансамбль «Родник», Новый театр кукол и Молодёжный театр.
Это было больше, чем работа, и больше, чем кино.
Маленькая модель мира.
Уютный тёплый дом, в котором хорошо всем…

–Итак, первый день премьеры позади. Зрители спектакль приняли, и приняли очень тепло. Когда вас как режиссёра, что называется, «отпустило»?
– Ой, не знаю, меня до сих пор не отпустило… Как режиссёр я ужасно вредный и страдаю, что не могу себе дать разрешение на расслабон.
– Это и есть профессионализм. Вы же не в клубе самодеятельности работаете…
– Я всегда так и говорю артистам: стараются в самодеятельности – это моя любимая фраза…
– После спектакля было такое приятное чувство – что всё будет хорошо, ушла злоба, захотелось позвонить родным, заварить чай и посмотреть хорошее кино… Это было сверхзадачей?
– Ну конечно! Главная задача, которую я хотел решить этим спектаклем, – чтобы нам захотелось множить добро, дарить позитив. На первый взгляд, незамысловатая идея… Но сегодня это крайне важно.
А ещё мне хотелось бы, чтобы семейственность, ради которой я затеял эту масштабную постановку, по-настоящему случилась. Так и произошло: на репетициях, на премьере все были друг за друга, все друг другу помогали, что-то подсказывали… Это бесконечно приятно! Сегодня люди трудно открываются, даже актёры. Даже им сегодня тяжело: так много в душу летит всего, что ты не хочешь пускать…
И несмотря на это, у нас получилось за постановочное время побыть одной семьёй, одним целым, плыть в одной лодке… Сегодня моё дело как постановщика закончено – пост сдал, пост принял… Но мне хочется, чтобы в будущем на репетиции спектакля, на его прокате – чтобы это чувство оставалось.


– Как тут не вспомнить основателя обеих «Премьер» - краевой и городской - Леонарда Гатова…
– Я сегодня вдруг понял, что я выступаю связующим звеном между двумя «Премьерами». Нет, во мне говорит не тщеславие, но это крайне приятно! Я подумал: Господи, какое счастье! Много лет назад, когда я только приехал работать в Краснодар, я ещё этого не понимал: что есть такое явление, как «Премьера», обладающее огромным творческим потенциалом. И только когда не стало Леонарда Григорьевича, – только тогда я стал понимать, каким богатством мы располагаем… Вместе мы можем дополнять друг друга, можем поднимать такую махину, как сегодня… И всё это богатство – наше. Это так ценно, так дорого… Так счастливо, что это есть.
– «Мёртвые души», «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита», «Война и мир»… В последние годы вы поставили целый ряд спектаклей по великим произведениям русской литературы. В «Формуле любви» что вам хотелось сказать нового о загадочной русской душе, русском коде, чего вы не сказали прежде?
– Очень хочется осознавать и верить в то, что мы, русские люди, способны на сострадание. На всепрощение. На сопереживание. На терпение… Эти свойства души сегодня кем-то ставятся под сомнение. Для меня они никогда не были под вопросом. Я всегда знал, что русский человек будет сострадать, прощать, сопереживать, сочувствовать и терпеть. Это всё присуще нам. В нас нет агрессии, она нам не свойственна. Не могу ответить за всех, но что касается меня – да, я в это верю...
– Подборка фильмов, на которые вы опираетесь в сценах из любимых фильмов в жанре музыкальной пародии (у «Формулы любви» такой жанровый подзаголовок) – глубокое ретро. Для чего вам нужна временная дистанция: чтобы мы осознали некую истину, месседж, послание, которое нам завещал режиссёр?
– На мой взгляд, на фильме «Утомлённые солнцем», а это 1994 год, закончилось кино, от которого щемит в груди. Дальше в фильмах появились расчёт, коммерциализация… Всё это неплохо, но это уже другое… В те годы, вплоть до середины 90-х, мы ещё не поняли, что мы живём в новых реалиях. Поэтому мы взяли те фильмы, которые остались во времени, когда всё делалось с открытым сердцем: честно, по-настоящему, по-доброму, очень по-русски…
– Два очень похожих, и всё-таки таких разных спектакля: шоу оживших партитур «Симфония Голливуда» и мелодии нашего кино «Формула любви». Какие технические и какие художественные задачи стояли перед постановщиками, артистами?
– Я понимал, что люди, которые приходят на «Симфонию Голливуда», изначально хотят услышать музыку в исполнении симфонического оркестра. Это невероятно круто! Музыка голливудского кино зачастую пишется так: сначала создаётся огромный саундтрек, на который потом накладывается кино. А в нашем советском кино чаще всего музыка писалась «под кадр», когда фильм уже смонтирован. И, конечно, при этом зрителю обязательно захочется увидеть визуальный ряд.
Нашей задачей было сделать так, чтобы визуальный ряд не перекрывал оркестра – всё-таки пальма первенства принадлежит ему. Нигде больше вы не услышите такого количества саундтреков с аутентичным составом оркестра! Нужна домра – мы нашли домру, балалайка – балалайку… Задача музыкального руководителя и главного дирижёра заслуженного деятеля искусств Краснодарского края Дениса Ивенского состояла в том, чтобы сыграть так, как написал композитор.
Художественные задачи у спектаклей разные. Например, было бы смешно, если бы в шоу оживших партитур в «Пиратах Карибского моря» вдруг из кулис выскочил балет с саблями… Конечно, есть сцены, где я не мог не сделать что-то визуально – в «Дракуле», например. Когда Денис Валерьевич сказал, что у него есть партитура «Дракулы», я понял, что исполняется моя мечта…

А когда в «Формуле любви» в картине «Дождь. Утро» на сцену выходят Калугина и товарищ Новосельцев – у всех на душе становится так тепло!
Все актёры очень серьёзно подошли к своей работе, с огромным пиететом к нашим отечественным фильмам. И это приятно. В спектакле есть очень трогательный номер «Встреча» на музыку Микаэла Таривердиева из «17 мгновений весны». Он посвящён артистам, которые ушли, но остались на киноплёнке и в нашей памяти. Это дань нашего признания им.
– К фильму «Свой среди чужих, чужой среди своих» Эдуард Артемьев написал гениальную музыку – номер «Три товарища». А в фильме в аналогичной сцене играют четыре человека. Почему?
– Меня Денис Валерьевич тоже об этом спрашивает. Не могу точно ответить. Возможно, объяснение кроется в сценарии фильма. Сценарий от конечного результата часто отличается. Так случилось и с фильмом «Утомлённые солнцем».
– Как снималась сцена «Три товарища» для нашего спектакля?
– Мы поехали за город, нашли подходящую натуру… Долго снимали. Конец сентября, стояла очень правильная погода, время мы выбрали грамотно, по траве. Чтобы трава была достаточно сухой. Совсем недавно это произошло. У нас всё рождалось по горячим следам.
– Хотела задать вам вопрос, но, по-моему, вы на него уже ответили. Наши артисты. Какими они вам показались?
– Очень талантливые, искренне желающие постичь новый для себя жанр, преодолеть трудности… Когда они начали понимать масштаб поставленной перед ними задачи, то приложили такой максимум усилий, и тогда произошло то, что произошло… Для меня это очень радостно. Мы собрали артистов разных жанров. Мне было очень важно, чтобы с нами были артисты Нового театра кукол. Я вчера им сказал: пожалуйста, не думайте о том, что на вас смотрят две тысячи глаз. Не надо пытаться кого-то удивить, стараться докричаться до кого-то. Те зрители, в ком живёт их внутренний ребёнок, вас поймут. Живите куклой. Делайте свою работу. Вы её делаете прекрасно. Получайте удовольствие – это самое важное. А мы вас догоним.

Записала Нелли Тен-Ковина


Ранее писали: «Время глазами художника»: в Краснодарской галерее выставлены акварели Александра Герасименко. Сейчас в Краснодарской «Художественной галерее «САНТАЛ» проходит выставка художника Александра Герасименко. Она началась 10 октября и продлится до 28 октября.
В основу выставки «Время глазами художника» вошли 35 акварельных работ художника. Среди экспозиций представлены портреты, пейзажи и жанровые композиции. Их особенность заключается том, что все они посвящены Краснодарскому краю, его природе и жителям.
Театр драмы в Краснодаре открыл новый сезон: какие премьеры ждут зрителей? В Краснодарском академическом театре драмы имени Максима Горького начался 103-й театральный сезон. «ВК Пресс» узнал о нововведениях и премьерах.
В России закрыли более 150 кинотеатров. Наши кинотеатры страдают из-за того, что с российского рынка ушло голливудское кино.
Солист краснодарского Музыкального театра номинирован на "оперный Оскар". Игорь Горбань представлен в номинации «Роль второго плана» за исполнение партии Юродивого в опере «Борис Годунов».