Почему надо смотреть новую экранизацию "Мастер и Маргарита": великий роман не пострадал
«Сейчас все обсуждают одного режиссеришку, который снял частично на американские, частично на… почему-то ему государственные деньги дали… великое произведение русского классика, не хочу называть, какое. При этом [оно] в такой острой памфлетной, в антисоветской, в антироссийской теме. При этом он ещё донатит ВСУ. И мы так к этому относимся: ну да, ладно. Серьёзно?» – высказался В.Соловьев.
В фильме действительно советская власть и индустриализация показаны гротескно, и эта линия фильма занимает большУю часть экранного времени. Однако это умело встроено в общий смысл фильма. Цензура и бюрократия лишают Мастера возможности свободно творить, что повторяет биографию самого Булгакова, который как и многие в то время писал свои произведения в стол. Постановка “Пилат” снимается с показа по причине того, что в ней видят религиозный посыл. Сам роман также становится поводом для осуждения среди членов “Союза писателей”, а Мастер исключается из него. Эти обстоятельства приводят Мастера к состоянию сумасшествия.
С художественной точки зрения, на мой взгляд, фильм сделан довольно хорошо: красивые, масштабные декорации, большое количество спецэффектов и графики. Большой актерский состав, который достойно справился со своей задачей. С первых минут фильма в глаза бросается внешнее сходство Евгения Цыганова (Мастера) и самого Михаила Булгакова.Фильм отличается от привычной зрителю экранизации Владимира Бортко, который сохранил фабулу романа и буквально стремился экранизировать каждую строчку произведения. И это стало, с одной стороны, отличной возможностью визуализировать уже прочитанный роман или же впервые ознакомиться с историей, но, с другой стороны, практически прямой пересказ текста не дает зрителю никакой зацепки, так как не имеет никакого акцента. Однако сериал - качественный и довольно интересный. Но, на мой взгляд, интерес вызывает в первую очередь прекрасный актерский состав и не менее таинственный первоисточник.
Фильм Локшина же отходит от текста. История начинается не с привычной встречи Берлиоза и Бездомного с Воландом на Патриарших прудах, а с предпосылок к тому, почему Мастер сошел с ума. Такой взгляд на текст Булгакова и на его жизнь, которая безусловна отражается в судьбе главного героя, позволяет отойти от привычного понимания текста.
Любовная линия Мастера и Маргариты является одной из ключевых в фильме. Это сложная часть романа, поскольку появляется ближе к середине произведения. Но Евгений Цыганов и Юлия Снигирь смогли в полной мере передать красоту и сложность чувств их героев.
Однако и с качеством художественной стороны фильма не все согласны. Фильм обвиняют в утверждении сатанизма и бездарности воплощения:
“…Он проявил всю бесовщину. Это в принципе бездарно. Художники там поработали — сделали советскую действительность 1930-х годов вроде бы, но понастроили то, чего не было создано в архитектуре в те годы.
Ну а дальше — полный распад. Бездарные актёры абсолютно. Маргарита, которая из кожи вон лезет, чтобы сыграть что-то этакое. Актёр немецкий, приглашённый на роль Воланда, делает потуги какие-то, чтобы сыграть сатану. Весь этот антураж… Коты Бегемоты, Коровины… Всё бездарно. И всё устремляет сознание зрителей в преисподнюю, где царствует сатана…”- Николай Бурляев
Это довольно распространенное мнение, но оно одностороннее.
В фильме появление Воланда и его свиты являются плодом воображения самого Мастера. Все, что происходит в Москве под влиянием “темных сил” является исключительно фантазией героя. Роман, который пишет Мастер это некая попытка отомстить за то, что общество и власть сделали с ним.
О бездарности картины говорить неуместно, на мой взгляд.
Это сложная картина, с новым взглядом на великий роман Булгакова.«Мастер и Маргарита» Локшина – это всего лишь еще одна попытка перенести на экран Великую книгу, которая в процессе не пострадала. Ведь ее можно взять с полки и еще раз перечитать, и создать в своем уме свою экранизацию. Ведь признайтесь, вы же так делали и прекрасно знаете как должна выглядеть Маргарита и Мастер.
Екатерина Голубева