Почему надо смотреть новую экранизацию "Мастер и Маргарита": великий роман не пострадал

Почему надо смотреть новую экранизацию "Мастер и Маргарита": великий роман не пострадал

В российский прокат вышел фильм Михаила Локшина “Мастер и Маргарита”. Это уже третья отечественная экранизация романа М.А. Булгакова. Фильму Локшина предшествовали сериал В.Бортко, 2005 года и фильм Ю. Кары, 1994 (2011) года. Самой известной экранизацией (до 25 января) была именно версия Владимира Бортко.
Фильм Локшина сразу стал самым обсуждаемым кинособытием нового года. Но причиной для обсуждения стала не столько художественная, сколько политическая сторона фильма: Михаил Локшин уехал из страны после 24 февраля 2022 года, осудив СВО. В большей степени именно это вызвало большие споры в обществе. Режиссера обвиняют в антисоветской и антироссийской позиции, негодуя, как такого рода кино могло финансироваться государством и выйти на российские экраны:

«Сейчас все обсуждают одного режиссеришку, который снял частично на американские, частично на… почему-то ему государственные деньги дали… великое произведение русского классика, не хочу называть, какое. При этом [оно] в такой острой памфлетной, в антисоветской, в антироссийской теме. При этом он ещё донатит ВСУ. И мы так к этому относимся: ну да, ладно. Серьёзно?» – высказался В.Соловьев.

В фильме действительно советская власть и индустриализация показаны гротескно, и эта линия фильма занимает большУю часть экранного времени. Однако это умело встроено в общий смысл фильма. Цензура и бюрократия лишают Мастера возможности свободно творить, что повторяет биографию самого Булгакова, который как и многие в то время писал свои произведения в стол. Постановка “Пилат” снимается с показа по причине того, что в ней видят религиозный посыл. Сам роман также становится поводом для осуждения среди членов “Союза писателей”, а Мастер исключается из него. Эти обстоятельства приводят Мастера к состоянию сумасшествия.
С художественной точки зрения, на мой взгляд, фильм сделан довольно хорошо: красивые, масштабные декорации, большое количество спецэффектов и графики. Большой актерский состав, который достойно справился со своей задачей. С первых минут фильма в глаза бросается внешнее сходство Евгения Цыганова (Мастера) и самого Михаила Булгакова.
3e4ed6bc-9669-4af1-a724-f3e37562b91c.jpg
Фильм отличается от привычной зрителю экранизации Владимира Бортко, который сохранил фабулу романа и буквально стремился экранизировать каждую строчку произведения. И это стало, с одной стороны, отличной возможностью визуализировать уже прочитанный роман или же впервые ознакомиться с историей, но, с другой стороны, практически прямой пересказ текста не дает зрителю никакой зацепки, так как не имеет никакого акцента. Однако сериал - качественный и довольно интересный. Но, на мой взгляд, интерес вызывает в первую очередь прекрасный актерский состав и не менее таинственный первоисточник.
Фильм Локшина же отходит от текста. История начинается не с привычной встречи Берлиоза и Бездомного с Воландом на Патриарших прудах, а с предпосылок к тому, почему Мастер сошел с ума. Такой взгляд на текст Булгакова и на его жизнь, которая безусловна отражается в судьбе главного героя, позволяет отойти от привычного понимания текста.
Любовная линия Мастера и Маргариты является одной из ключевых в фильме. Это сложная часть романа, поскольку появляется ближе к середине произведения. Но Евгений Цыганов и Юлия Снигирь смогли в полной мере передать красоту и сложность чувств их героев.
Однако и с качеством художественной стороны фильма не все согласны. Фильм обвиняют в утверждении сатанизма и бездарности воплощения:

“…Он проявил всю бесовщину. Это в принципе бездарно. Художники там поработали — сделали советскую действительность 1930-х годов вроде бы, но понастроили то, чего не было создано в архитектуре в те годы.
Ну а дальше — полный распад. Бездарные актёры абсолютно. Маргарита, которая из кожи вон лезет, чтобы сыграть что-то этакое. Актёр немецкий, приглашённый на роль Воланда, делает потуги какие-то, чтобы сыграть сатану. Весь этот антураж… Коты Бегемоты, Коровины… Всё бездарно. И всё устремляет сознание зрителей в преисподнюю, где царствует сатана…”- Николай Бурляев

Это довольно распространенное мнение, но оно одностороннее.
В фильме появление Воланда и его свиты являются плодом воображения самого Мастера. Все, что происходит в Москве под влиянием “темных сил” является исключительно фантазией героя. Роман, который пишет Мастер это некая попытка отомстить за то, что общество и власть сделали с ним.
О бездарности картины говорить неуместно, на мой взгляд.
Это сложная картина, с новым взглядом на великий роман Булгакова.
«Мастер и Маргарита» Локшина – это всего лишь еще одна попытка перенести на экран Великую книгу, которая в процессе не пострадала. Ведь ее можно взять с полки и еще раз перечитать, и создать в своем уме свою экранизацию. Ведь признайтесь, вы же так делали и прекрасно знаете как должна выглядеть Маргарита и Мастер.

Екатерина Голубева