К юбилею! Чуткое сердце и золотые руки хирурга Барбухатти

К юбилею! Чуткое сердце и золотые руки хирурга Барбухатти

В НИИ — ККБ № 1 экстренно доставили молодого мужчину без сознания с предположительным диагнозом «обширный инфаркт». Но когда сделали КТ, оказалось, что все намного хуже — разрыв аорты. Чудо, что его довезли до больницы. У хирургов на принятие решения времени практически не было. Остановили сердце и легкие, подключили к аппарату искусственного кровообращения. Шансы на благополучный исход операции были минимальные. Каждая операция с расслоением аорты — медицинское чудо. И в этот раз случилось волшебство! Пациент выжил… Принимал решения и руководил операцией Кирилл Барбухатти. На счету заведующего кардиологическим отделением № 2 краевой больницы, главного кардиохирурга ЮФО Героя труда Кубани, заслуженного врача России, профессора — множество спасенных жизней. У хирурга с золотыми руками Кирилла Олеговича Барбухатти сегодня юбилей — ему исполняется 60 лет. В медицине он уже около 40 лет.
Героическая профессия

Хирург — это не только талантливые и точные руки, от которых зависит человеческая жизнь. Это душа, соединенная воедино с душой больного на операционном столе, это мысли о нем. И днем и ночью. Это постоянный умственный труд, бесконечная тяга к знаниям и самообразованию, а также просто глобальная ответственность и трудоспособность... Хирургия — несомненно, удел смелых, мыслящих неординарно личностей, труд которых полон стрессов и парадоксов.
Именно таков наш герой. Именно герой, потому что в его руках сердце, до этого с пороками и изъянами, снова начинает ритмично биться.
Кирилл Барбухатти не любит выражение «уникальная операция». Иногда самая стандартная может пойти не в то русло, и тогда нужно будет на ходу принимать нестандартные решения.
Он считает, что характер врача куется именно в небольших клиниках. Медик, которого выучило государство, обязан пять-десять лет отработать по распределению в районах. Именно там он учится, набирается опыта. А хирургия, по его мнению, вообще долгий и очень трудный путь, тяжелая физическая и духовная нагрузка. Ведь получить образование по хирургии и стать хирургом — две разные вещи. Должен быть талант. Хирург — это штучная профессия.
Сам доктор Барбухатти после окончания вуза сразу же попал в лучший кардиологический центр страны в Ленинграде (ныне Санкт-Петербургский НИИ имени В.А. Алмазова). Хотя тоже мечтал уехать в глушь, на Байкал, в Сибирь. Но судьба приготовила другой путь.
Кирилл Барбухатти — коренной ленинградец. Родился в семье инженеров, одна бабушка — военно-полевой хирург, другая — учитель. Они и повлияли на формирование его личности. Много родственников — блокадников, героев Великой Отечественной войны. Одна из бабушек со своей сестрой — узницы фашистских концлагерей. Поэтому тема войны — священна для него.
Любознательный мальчишка решил стать хирургом уже в первом классе. Поступил без труда в Первый Ленинградский мединститут. По рекомендации педагогов позже его взяли в знаменитый центр. Академику Владимиру Андреевичу Алмазову в те времена разрешили набрать в свою клинику выпускников по специализации «кардиохирургия» самостоятельно, без согласования с партийной номенклатурой. Барбухатти ему рекомендовали как «одаренного и подающего надежды». Там Кирилл работал 15 лет. К 30 годам уже защитился.
Свою первую операцию будет помнить всю жизнь. Он оперировал сердце ребенка размером с наперсток. Страшно, но патологию ликвидировал. Судьбу этого малыша прослеживает по сей день. У него все хорошо.
Как же успешный кардиохирург оказался в Краснодаре?
Его переманил человек-локомотив Владимир Алексеевич Порханов. Тогда только-только построили центр грудной хирургии, и Порханов набирал команду единомышленников — высокопрофессиональные кадры. Сейчас Владимир Порханов говорит, что без сплоченного коллектива ничего бы не получилось. Не было бы такого грандиозного успеха НИИ — ККБ № 1! Именно Порханов как магнит притянул лучших из лучших. И все стремятся быть на него похожими, идти с ним в ногу, догонять во всем. И он горд и счастлив, что сумел воспитать учеников, последователей. Барбухатти — как раз один из команды, который стоял у истоков центра грудной хирургии. Позже произошло слияние с ККБ № 1 под руководством Порханова, и клиника добилась еще более грандиозных успехов. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в крае снизилась в разы. Именно Порханов буквально переломил положение дел в здравоохранении края, повысив качество медицинской помощи.
Владимир Алексеевич держит в секрете, чем он заманил столичного кардиохирурга. Но явно не заработком, потому что и в центре В.А. Алмазова Барбухатти на отпускные мог себе позволить купить автомобиль.
Кирилла Олеговича долго не отпускали. 13 декабря 2002 года подписали заявление по собственному желанию, 14 декабря — рейс в Краснодар. Накануне ночью провел экстренную сложную операцию. И вот уже более 20 лет Кирилл Олегович живет на два города. В Краснодаре начался его новый этап жизни. Здесь стоял у истоков центра грудной хирургии, более 12 лет не ходил в отпуск, жил буквально в отделении. И у него есть последователи, ученики, а краснодарская кардиохирургия — одна из лучших в стране.
У него двое детей. Дочь Мария живет в Питере, врач-невролог. Сын Родион родился уже в Краснодаре — 13-летний школьник. И кто знает, может, он тоже пойдет по стопам отца.

Уникальные операции

В сердечную хирургию обычно идут люди решительного склада характера. Кроме определенной смелости для того, чтобы брать на себя ответственность и рисковать для спасения жизни, кардиохирургу нужно постоянно поддерживать взаимодействие со всеми членами команды, уметь находить общий язык с коллегами, пациентами. Важны коммуникативные качества, умение убедить в своей правоте, внушить доверие пациенту и коллегам. Сдержанность и внимательность в равновесии с решительностью, упорством в достижении результата и ответственностью — вот из чего, пожалуй, складывается портрет кардиохирурга. А еще, конечно же, талант и удача.
Кроме того, большая часть хирургов — люди верующие. Потому что любая операция — это огромный риск, стресс для организма, а операция на сердце — риск вдвойне.
Однажды в разговоре Кирилл Олегович заметил, что хирургия — это как атака на войне. Каждый день битва со смертью, каждый день подвиг. Иногда бывают совершенно необъяснимые вещи: операция несложная и пациент не тяжелый, а все идет не так. Тянешь его к свету, к жизни, а он не хочет, сопротивляется. А иногда наоборот: по всем канонам и правилам человек при его состоянии уже не должен жить, а операция проходит успешно, он идет на поправку, живет долго и счастливо.

хирург барбухатти.jpg

Вот был случай в подтверждение сказанных выше слов. В Кореновске мужчина получил несколько ножевых ударов. Несмотря на месиво вместо груди, он был в сознании. Его довезли живого к команде Барбухатти, что уже волшебство. Травмы были несовместимы с жизнью. Когда раскрыли грудную клетку, сердце было словно решето. Но мужественные хирурги принялись оперировать. Буквально перекроили сердце, сшили множество сосудов. Космически сложная операция прошла успешно. На четвертый день он пошел на поправку.
Еще одна операция, исход которой иначе как чудом не назовешь, заслуживает внимания. Обследовали пациента из Крымска и выяснили, что он находится в критическом состоянии, причем патология обнаружилась в сердце и в почках. Оперировать надо было срочно, без промедления, и кардиохирургам и урологам. Бывают же такие ситуации! Оперировали две бригады. Бригада урологов под руководством профессора Владимира Медведева занималась удалением раковой опухоли, а бригада кардиохирургов во главе с профессором Кириллом Барбухатти в это же время удаляла тромб в сосуде сердца. Пациент выжил, операции прошли успешно, практически без потери крови. Профессионалы применили инновационный метод, разработанный в НИИ — ККБ № 1: организм пациента охладили до 30 градусов.

Любовь и тяга к жизни

Кирилла Олеговича знаю давно. Профессор Владимир Порханов всегда стремился, чтобы о лучших врачах НИИ — ККБ № 1 знали все на Кубани, поэтому журналисты стали частыми гостями и в центре грудной хирургии, а потом и в НИИ — ККБ № 1. Порханов старался всегда при встречах с журналистами привести их в операционную, чтобы наглядно показать, как человек сам себя губит. Чтобы представители СМИ на эмоциях смогли рассказать другим, что здоровье нужно беречь. И он добился своего! На Кубани снижается уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, люди стали следить за своим здоровьем. Словом, Порханов сдвинул с мертвой точки огромную махину, изменил сознание людей. И продолжает этим заниматься без устали. 
барбухатти и порханов.jpg

Впервые пересадку донорского сердца на Кубани провели в центре в 2010 году. Владимир Алексеевич не побоялся привести в палаты таких пациентов журналистов, рассказал об исключительной важности донорства органов. Руководил операциями по пересадке сердец Кирилл Барбухатти. Для всех такие случаи были точно полет в космос. А он тогда сказал, что технически это совсем несложно. «Мы сделали сотни операций куда более сложных, чем пересадка сердца. Просто пересадка является определенной вершиной. Да, есть какое-то необычайное чувство, когда заставляешь пересаженное сердце биться. Словами этого не передать», — сказал Барбухатти.
И именно в том, 2010 году Кирилл Олегович был признан лауреатом общекраевого читательского референдума «Человек года», проводимого «Вольной Кубанью».
Прошло 15 лет. Пациенты с донорскими сердцами живы, наблюдаются в клинике, операция дала им шанс видеть, как растут их дети и внуки. Иногда они заходят к Барбухатти рассказать о себе.
Одно время его ученики подсчитывали, сколько операций он провел. В среднем получалось около 500 в год. А если умножить на 23 года, которые он уже работает в Краснодаре, то получится примерно 12 тысяч. Это трудно представить!
Ежедневно в его отделении проводят восемь-двенадцать операций на открытом сердце. И все они не из легких — самые сложные.
Кирилл Олегович — очень интересный собеседник. Кругозор его поражает. Очень любит историю, особенно военную. Глубоко разбирается в баталиях великих полководцев. Преклоняется перед Суворовым и Ушаковым.
Любимые писатели — Чехов, Набоков, Булгаков. И коренной ленинградец не может не разбираться в искусстве. О шедеврах Эрмитажа и о сокровищах Петергофа может прочитать лекцию не хуже экскурсовода.
Отпуск любит проводить также в Питере: бродить по улочкам, где каждый дом — история. Наивысшее наслаждение — дикий отдых на природе: катамараны, палатки без телефонов и других средств связи с миром. Смартфоны считает злом, пожирателями времени, от которых возникает страшная зависимость. Влияние на молодое поколение катастрофическое. К сожалению, современные дети не представляют себя без телефонов в руках.
Всестороннее воспитание детей Кирилл Барбухатти считает основой развития многогранной личности. Поэтому свое свободное время старается проводить с сыном. Шахматы, спорт, обсуждение фильмов и книг — все, что помогает ребенку расширять кругозор.
Он уверен, что, делая добро, мы улучшаем свою жизнь. Подлость, зло всегда возвращаются бумерангом. Душа должна быть чистой, а в сердце — добро. Что продлевает жизнь? Любовь, оптимизм и позитивный взгляд на мир. Это помимо традиционных правил, которые все знают, но плохо выполняют: правильно питаться, не курить, не злоупотреблять алкоголем, быть физически активным. Нужно научиться находить радость в каждом дне.

Ученики об Учителе

Сергей Юрьевич БОЛДЫРЕВ, кардиохирург, ангиохирург:

— Кирилл Олегович — один из лучших кардиохирургов России, на счету которого тысячи спасенных жизней. Он тот человек, который поставил кардиохирургию на Кубани на мировой уровень. Мы сейчас делаем весь спектр кардиохирургических вмешательств, которые признаны мировой практикой, а это сложнейшие операции. Мы их проводим с низкой летальностью.
Кирилл Олегович — мой научный руководитель, с ним я защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Он — Учитель с большой буквы. У нас очень много совместных научных публикаций. Его мнением дорожат в научном мире медицины. Он поддерживает своих учеников в научных изысканиях, дает стимул, а это значит, что в кардиохирургии все меньше будет неоперабельных больных. Не так давно в Краснодаре прошел мастер-класс для кардиохирургов со всей страны. Краснодарская школа на слуху и имеет большой авторитет. Коллеги были восхищены организацией, количеством и объемом операций, а также удивлены тяжестью патологии, за которую мы беремся. И это все делаем небольшим коллективом. Не боимся сложных случаев, когда пациентам отказывают буквально все и в России, и за рубежом. И тогда совершается прорыв, неоперабельные становятся операбельными.
Барбухатти — достойнейший хирург, мы его любим и уважаем. Пожелать хочу здоровья, хирургической удачи, семейного благополучия.

Сергей Александрович БЕЛАШ, кардиохирург, ангиохирург:

— С Кириллом Олеговичем мы уже идем по жизни 23 года, стояли у истоков центра грудной хирургии. Он меня всему научил в кардиохирургии, очень много часов провели вместе в операционной. Очень ответственный человек, себя отдает работе полностью. Блестящий хирург, великолепный организатор и руководитель, который научил и взрастил самоотверженных единомышленников, бесконечно преданных своему делу. У него неординарный взгляд на сложные случаи, поэтому за советом идут к нему все.
Пожелать хочу помимо традиционных — здоровья и счастья — хороших и преданных людей на пути, мирного неба над головой, это так необходимо сейчас! А еще — новых творческих вершин. Когда происходит взятие таких высот, происходит прорыв в медицине, неоперабельные случаи становятся операбельными. А значит, жизнь человека становится качественнее и длиннее.
Приведу пример. Четыре года назад он руководил сложнейшей операцией, я ассистировал. Пациенту отказали абсолютно все кардиоцентры в России. Ребенок за свою жизнь перенес три тяжелые операции на сердце, первую — в двухдневном возрасте. Ситуация ухудшалась, но мы рискнули, 14-летнему подростку с частичным разрывом сердца сделали взрослую операцию. Она шла более восьми часов, но прошла успешно. Даже в мировой медицинской литературе не было описано такого случая. Парню сейчас 18 лет, он учится в Москве в транспортном колледже, занимается хоккеем, у него все хорошо.
Вот так, на фоне рутинных, происходят поистине эпохальные операции, которые становятся примером для других хирургов.

Степан Сергеевич БАБЕШКО, кардиохирург, ангиохирург:

— Какой Барбухатти человек? В нем два человека. Кирилл Олегович в операционной — очень требовательный и строгий. В первую очередь к себе и ко всем коллегам рядом. Вне операционной — доступный, доброжелательный, душевный. К нему легко обращаются за советом — как в профессиональном плане, так и в житейском, как к старшему товарищу. Очень добрый и отзывчивый человек.
Он воспитал плеяду учеников, научил в профессии всему, что сам знает. Вместе, в команде, сделали сотни операций. Посложнее, чем пересадка сердца. Как учитель и педагог — очень строгий, но это дает свои плоды. Среди его учеников — доктора и кандидаты наук, многие заведуют отделениями кардиохирургии в крупных федеральных центрах, например в Калининграде, Хабаровске, Москве. Один ученик — в Германии.
Желаю Кириллу Олеговичу как можно дольше держаться на хирургическом олимпе, идти к новым вершинам хирургии!


Инна МОЧАЛОВА
Заслуженный журналист Кубани.
Фото пресс-службы НИИ — ККБ №1.

ОТ РЕДАКЦИИ. Вольнокубанцы сердечно поздравляют талантливого хирурга Бабухатти со знаменательным юбилеем. Желаем крепкого здоровья, осуществления задуманных планов, удачи и успехов!

Ранее писали: Кирилл Барбухатти: в операционной — каждый день борьба за жизнь В 2009 году Кирилл Олегович удостоился самой престижной награды в кардиохирургии — своеобразного кардиологического «Оскара» — премии имени В. А. Бураковского. В 2010 году команда врачей под руководством Кирилла Барбухатти впервые в нашем крае провела успешную пересадку сердца. В этом же году его признали победителем вольнокубанского референдума «Человек года» в номинации «Имя — гордость Кубани».

Читайте также: Психиатр – это не страшно: почему мы рады выплеснуть эмоции на окружающих? Когда рассказывают, что творят на дорогах невменяемые хамы, думаешь, что тебя-то это точно не коснется. Ты-то, спокойный и адекватный, будешь вести себя разумно и стопроцентно сможешь избежать конфликта. Но как бы не так! Раздражение, гнев, ярость буквально заражают. Недавно стали участниками дорожного конфликта, после которого перешли в разряд потерпевших. Вот сейчас реально понимаешь, что его можно было избежать.

Владимир Бенсман: о вирусе с короной и карантине при графе Воронцове С Владимиром Михайловичем Бенсманом, известным хирургом, заслуженным врачом РФ, ученым, изобретателем, педагогом, нас заочно познакомил другой хирург — академик Герой труда России Владимир Порханов.

О героических медиках ККБ №1: Сердце мое — в руках хирурга… Началось все как-то внезапно для меня. Ведь пагубными привычками не страдал: не пил, не курил, а чувства к прекрасному полу — это разве во вред? Да это же счастье, воспетое веками, — любить! А тут, в сентябре, что-то неладное: начал быстро уставать, появилась одышка, пульс взлетал до 100, дальше — больше: не то чтобы, как прежде, на пятый этаж бодрым шагом, на каждой лестничной площадке необходимо отдышаться, передохнуть. Думал, пройдет, сбой какой-то. Но когда месяца через полтора начали опухать стопы и голени, все же обратился к врачам.