Тариф "дискомфорт": Такси на Кубани становится роскошью? Резкий взлет цен, нехватка кадров

Тариф "дискомфорт": Такси на Кубани становится роскошью? Резкий взлет цен, нехватка кадров

В последние месяцы многие на Кубани заметили резкий рост цен на услуги такси. Поездки, которые раньше считались доступным способом передвижения, становятся всё менее бюджетными. Казалось бы, сервис должен становиться дешевле благодаря развитию технологий и конкуренции между агрегаторами, но реальность оказывается иной. Чтобы разобраться в причинах роста цен, необходимо рассмотреть несколько ключевых факторов, влияющих на ценообразование.
Как сообщили в Союзе транспортников Кубани, стоимость услуг такси за 2024 год увеличилась на 11% и имеет все шансы подняться еще выше. За первые десять месяцев текущего года средний чек на поездки по нашему краю достиг 561 рубля, что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на те же 11%.
Эксперты отмечают, что оснований для снижения цен не предвидится. Дефицит водителей и новые требования к страхованию перевозок вынуждают компании пересматривать тарифы в сторону увеличения.

Критерии ценообразования на такси

Ценообразование в сфере такси — это сложный процесс, который зависит от множества факторов. Во-первых, это базовый тариф, установленный компанией-перевозчиком. Он может варьироваться в зависимости от региона, времени суток и дня недели. Например, минимальная стоимость заказа в Краснодаре через Яндекс Такси составляет сейчас 95 рублей.

«Еще год-полтора назад расстояние в 5 километров из одного микрорайона в другой обходилось мне в 90-150 рублей в зависимости от времени суток. Меня это вполне устраивало, так как я ездила к пожилой маме с кучей тяжелых сумок с продуктами. Своего транспорта у меня не было, а в общественном с тяжестями часто не покатаешься. Но чем дальше, тем цены росли все выше и выше. Теперь одна поездка даже в условиях пониженного спроса (во всяком случае, приложение агригатора показывает «зеленый свет») обходится мне почти в 300-400 рублей. Куда мы катимся? Где комфорт и удобство для людей?» – пишет наша читательница.

Во-вторых, на стоимость поездки влияют дополнительные коэффициенты, которые применяются в условиях повышенного спроса. Сюда относят:

1. Дистанция и длительность поездки. Стоимость поездки может зависеть от того, откуда вы едете и куда направляетесь. Например, поездка из центра города в спальный район будет стоить дороже, чем обратная дорога, поскольку водителю придётся возвращаться обратно без пассажира. Кроме того, чем дальше и дольше едет автомобиль, тем выше стоимость.
2. Пиковые нагрузки. Вечером и ночью, когда общественный транспорт работает менее интенсивно, а люди возвращаются домой после работы или отдыха, спрос на такси резко увеличивается. То же самое происходит в выходные дни, когда многие предпочитают передвигаться на такси вместо личного транспорта. Когда спрос на такси растёт, агрегаторы автоматически увеличивают цены, чтобы стимулировать больше водителей выйти на линии.
3. Погодные условия. Плохие погодные условия – дождь, снегопад, гололед, сильный ветер – замедляют движение транспорта и повышают риск аварий, тем самым значительно увеличивают нагрузку на службу такси. Люди реже пользуются общественным транспортом или личными автомобилями, предпочитая комфорт и безопасность такси. В результате возрастает спрос, а предложение остаётся прежним, что приводит к росту стоимости поездок.
4. Класс автомобиля. Поездка на автомобиле бизнес-класса будет стоить дороже, чем на экономичном варианте. Разница обусловлена комфортом и качеством обслуживания.
5. Дополнительные опции. Например, наличие детского кресла, перевозка животных или негабаритного багажа также могут увеличить итоговую сумму.
6. Комиссии агрегаторов. Водители платят платформам от 10% до 30% от каждой поездки, и эти расходы нередко закладываются в общий тариф.
7. Не менее важным фактором является цена на топливо. С ростом цен на бензин и дизельное топливо, компании вынуждены поднимать тарифы, чтобы сохранить свою рентабельность. Также стоит учитывать расходы на ремонт и обслуживание автомобилей, страхование, налоги и другие операционные затраты, которые также влияют на конечную стоимость услуг.

Ситуацию может осложнить введение с 1 ноября ограничения для перевозчиков, не оформивших обязательное страхование ОСГОП, что также влияет на общую стоимость услуг. Теперь для легкового такси вводится обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Цель – обеспечение возмещения причиненного при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Плохая погода и высокий спрос

Почему же так «взлетают» цены во время непогоды? Дождь или снег — это не только неудобства для горожан, но и настоящий стресс для транспортной системы. В ненастную погоду, когда дождь или снег мешают передвижению, количество желающих воспользоваться услугами такси возрастает. Люди предпочитают комфортный и безопасный способ передвижения, что приводит к увеличению спроса.

В таких условиях компании могут устанавливать повышенные тарифы, причин этому несколько:

• Сложности для водителей. Управлять автомобилем в условиях плохой видимости, скользкой дороги и пробок становится сложнее и опаснее. Многие просто не выходят на работу.
• Время на поездку увеличивается. Пробки и ухудшенные условия движения снижают общую производительность водителя: за тот же временной интервал он выполняет меньше заказов и, соответственно, меньше зарабатывают, что также отражается на ценах для клиентов. Кроме того, увеличивается время ожидания для пассажира и длительность поездки.
• Рост спроса. На одного свободного водителя приходится в разы больше заявок. Агрегаторы используют алгоритмы динамического ценообразования, повышая тарифы, чтобы отсеять часть заказов и привлечь водителей. Это делает поездки дороже.

Почему не хватает водителей?

Один из ключевых факторов повышения цен — дефицит водителей. За последние годы профессия таксиста стала менее привлекательной по ряду причин:
1. Низкая доходность. Несмотря на повышение тарифов для пассажиров, значительная часть заработка уходит на комиссии агрегаторов, топливо, амортизацию автомобиля и налоги. В результате чистый доход часто оказывается ниже ожиданий.
2. Издержки и риски. Ремонт автомобилей, штрафы за нарушение правил, постоянный стресс на дорогах и возможные конфликты с пассажирами делают работу в такси далеко не идеальной.
3. Отсутствие социальных гарантий. Большинство водителей работают как самозанятые или индивидуальные предприниматели, что означает отсутствие оплачиваемых больничных, отпусков и других льгот.
4. Жесткая конкуренция. В условиях постоянного изменения алгоритмов агрегаторов водители нередко оказываются заложниками ситуации: чтобы получить больше заказов, приходится соглашаться на невыгодные условия.
5. Уход из профессии. Многие водители, попробовав работать в такси, разочаровываются в доходах и нагрузке. Кроме того, высокий износ автомобилей заставляет их задуматься о более стабильных альтернативных источниках заработка.

«Часто слышу от пассажиров претензии по поводу цен на такси. Почему-то народ считает, что такси – это «улучшенная маршрутка», то есть позволить себе может каждый и требуют соответствующей низкой цены. Но про нас, водителей, никто при этом не думает. Это наша работа, и мы тоже хотим достойной оплаты за свой труд. Я считаю повышение оправданным, тем более в условиях нынешней рыночной экономики», – поведал нам один из таксистов.

Таким образом, рост цен на такси — сложный процесс, зависящий от множества факторов. Плохая погода, высокий спрос и дефицит водителей играют ключевую роль в формировании тарифов.
Однако большинство работников отрасли убеждены, что лучше пассажиру заплатить больше, но быть уверенным в своей безопасности. Важно, что рынок такси выходит из тени. Раньше некоторые перевозчики работали под "черным флагом", а сейчас идет постепенный, не без трудностей, переход к прозрачному бизнесу.
Пока агрегаторы и власти не предложат решения для поддержки водителей и улучшения условий их работы, ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону. А пассажирам остается только искать способы оптимизировать свои расходы или пересматривать привычки передвижения.

Автор: Екатерина Остапенко

Ранее писали: Как пассажиров обезопасить от неадекватных водителей такси: новый законопроект В Госдуме предложили обязать транспортные компании внедрить кнопку SOS в свои приложения для обеспечения безопасности пассажиров.
При активации этой кнопки начинается автоматическая запись разговора между водителем и пассажиром, а также включается слежение за местоположением, информация о котором будет отправляться близким.

"Не хотел ждать такси": в Краснодаре мужчина избил работницу пункта выдачи заказов Как сообщает Полиция Краснодара, инцидент произошел 17 сентября на улице Тепличной. Неизвестный мужчина попросил работницу пункта вызова вызвать такси, а затем начал вести себя агрессивно, отказался покидать помещение и избил женщину. 

Сентябрьская катастрофа: время ожидания такси увеличится в разы С 1 сентября 75% таксистов потеряют работу, так как не выполнили новые требования.
Водителям необходимо было оформить обязательное страхование гражданской ответственности перед пассажирами, но для этого им нужно было получить разрешение на работу в такси.