10 лет мегарегулятору: критические заметки к юбилею ЦБ

10 лет мегарегулятору: критические заметки к юбилею ЦБ
Рукотворный топливный кризис, Восточный экономический форум, дружеская встреча Президента РФ с северокорейским лидером и достигнутые на ней договоренности, агрессивное и провокационное заявление Азербайджана о «вообще не имеющих юридической силы» выборах на новых территориях России, угрозы Киева объявить нам войну и ряд других событий последнего времени как бы оставили в информационной тени еще одно, более чем значимое, на мой взгляд, мероприятие. Так, в начале сентября глава Минфина РФ и председатель ЦБ отмечали десятилетие действа, оказавшего, пожалуй, самое сильное влияние на экономику страны, на уровень жизни россиян. Делали они это на конференции под названием «Десять лет мегарегулятору: вчера, сегодня, завтра».
Именно в 2013 году, с приходом в ЦБ Эльвиры Набиуллиной, обычный, если можно так сказать, Центробанк, какие есть практически в каждом государстве, и который до этого работал так же, как и подобные структуры МВФ в других странах исключительно в рамках своих полномочий (эмиссия денег, контроль за курсом нацвалюты), стал этим самым мегарегулятором. Этаким мегалодоном в море финансовых акул, образно говоря.
Судя по прозвучавшим на конференции высоким оценкам неоценимого вклада, который внес ЦБ в своем новом статусе в обеспечение финансовой стабильности РФ, «развитие экономики», проведение конференции должны были приветствовать толпы благодарных за «плавающий курс» рубля и таргетирование инфляции россиян, примчавшиеся по такому случаю из своих зарубежных замков и поместий экс-вице-премьеры, руководители санированных за госсчет банков, другие представители финансовой элиты страны. Но все прошло, так сказать, скромно. Ведь, как известно, деньги, особенно большие, очень любят тишину.
Так, с 2013—2014 годов фактически началось то, что многие экономисты называют искусственным сдерживанием роста экономики, а ЦБ и Минфин — лучшей в мире макроэкономической устойчивостью. Но давайте к славному юбилею вспомним, как все начиналось.

  В 2013 году российский ЦБ по срочно принятому федеральному закону «включил» в свою сферу деятельности право регулирования всех некредитных финансовых организаций, контроля и надзора в сфере финансовых рынков, в том числе страховой, кредитной кооперации, деятельности рейтинговых агентств, а также — по инвестированию средств пенсионных накоплений (бесконечная пенсионная реформа отсюда пошла). Кроме того, изменениями в закон о ЦБ основной целью денежно-кредитной политики Банка России была обозначена защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. Совершенно замечательные и благие цели! И как они это десятилетие выполнялись, мы все прекрасно видим. Но если простыми словами, то государство фактически ушло из основополагающей сферы, предоставив заниматься выработкой и реализацией важнейшей для него денежно-кредитной политики не подчиняющейся правительству структуре, как утверждают злые языки, по сути, являющейся подразделением МВФ и Всемирного банка в России. Но тогда мы еще в десны целовались с «партнерами»…

И сейчас, спустя десять лет, на конференции не говорилось о том, насколько, благодаря неконтролируемой деятельности мегарегулятора, обесценился рубль, каким мизерным стал «рост» ВВП страны, насколько выросла реальная инфляция и насколько упало благосостояние граждан. Сейчас, даже по официальным данным, на грани нищеты находятся около 30 миллионов россиян. Высокая, согласитесь, цена за макростабильность и «устойчивость» экономики. Не было сказано и про почти три триллиона рублей, которые ЦБ потратил на «санацию» трех крупных частных банковских групп. Значительная часть выделенных на это триллионов, разумеется, куда-то делась, так что удивляться тому, что и 300 миллиардов долларов золотовалютных резервов России, размещенных на Западе, недавно были «украдены» у ЦБ, без всяких последствий для последнего, не стоит.
Но надо понимать, что у Центробанка есть так называемая своя ставка рефинансирования, она такая же, как ключевая — на данный момент 12 процентов. Это тот процент, который ЦБ получает за выдачу кредитов банкам, в том числе и тем, в которые сам входит учредителем. Так что пропали или нет триллионные кредиты Центробанку, надо полагать, не суть важно — свои проценты мегарегулятор получил. А то, что рубль находится на грани обесценивания, наверное, не очень...
И как вишенка на торте: в середине августа, в день перед заседанием Совета директоров ЦБ, на котором была повышена ключевая ставка до 12 процентов, судя по опубликованным мегарегулятором данным о структуре своего ежедневного баланса за прошедший месяц, российским банкам были выданы рекордные 7,5 триллиона рублей кредитов по «старой» ставке. Примерно треть федерального бюджета! Вопрос: а не лучше бы эти деньги было направить в реальный сектор, в оборонку — задавать не стоит. И вот еще почему.

Заместитель председателя Центробанка Алексей Заботкин накануне описываемого знакового юбилея заявил, что широким массам (читай, популяции) нужно просто беззаветно верить в денежно-кредитную политику мегарегулятора! Так же, мол, как они верят в гражданскую авиацию, снизошел до сравнения центробанкир. Он также подчеркнул, что среднестатистический гражданин не будет и не должен (!) понимать детально все макроэкономические механизмы ДКП, как и физику полета на самолете. Ключевые слова здесь, надо полагать, не должен, и они прям-таки в унисон звучат со словами другого госбанкира, заявлявшего, что население не должно быть слишком образованным, так как им управлять будет сложно.

Собственно говоря, сейчас этот постулат зампреда ЦБ вполне может быть применим к любой политике, проводимой в нашей стране — что в сфере образования, что экономики, что здравоохранения. Ведь, согласитесь, трудно бывает простому человеку понять, зачем устраивать топливный кризис в разгар уборочной кампании, или разобраться, что нам дает «рост» лучшей в мире российской экономики, кроме новых цен и т.д. Но наверное, г-н Заботкин случайно выдал общий нарратив власти по отношению к народу — не ваше дело понимать и разбираться в том, что происходит, просто верьте тому, что вам говорят. И поэтому, пожалуй, уже не важно, поднимет ли вновь ключевую ставку ЦБ или чуть опустит. Наверное, простому, среднестатистическому россиянину давно очевидно, что вся эта ДКП, которую умом не понять, реализуется совсем не в его интересах. Более того, происходит это еще и с немалой долей, мягко скажем, снисходительности к финансово необразованной популяции со стороны тех, кто полагает себя элитой, годами безнаказанно выкачивая из страны, разбазаривая, теряя на мутных спекуляциях, по сути, НАРОДНЫЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ. Но, наверное, те, кто формирует ДКП государства в непонятных для постоянно затягивающего пояса народа нефтедобывающей страны и понятных только им целях, с этим мнением будут категорически не согласны. А вы как думаете?

Ранее мы писали: 

Саммит НАТО, или От Гомеля до Берлина ближе, чем от Ростова до Москвы
. Президент США Джо Байден по-голливудски прибыл в литовскую столицу на «самолете Судного дня». А Вильнюс перед саммитом натовцы превратили в крепость, защищенную специально для этого привезенными передовыми системами вооружения и воздушной обороны. Вот только от кого они отбиваться собирались? Тем более что старина Байден удачно и без происшествий сам спустился с трапа лайнера, что было воспринято встречающими с видимым выдохом облегчения. Ведь, согласитесь, если бы ненароком лидер США снова упал на трапе или был снесен с него порывом ветра, то какой после этого военный саммит?

В РФ ежегодно и до конца века нужно привлекать более одного миллиона мигрантов: так считают в ВШЭ. О проблемах миграционной политики в последнее время говорится, пожалуй, не меньше, чем о геополитических вызовах для России. Но политика — политикам, а реалии жизни со становящимися все более агрессивными «гостями», перестраивающими под себя заселяемое пространство российских городов и весей, приходится испытывать на себе простым людям.

СМИ уже месяц пестрят сообщениями о предстоящей в 20-х числах августа ежегодной встрече членов содружества БРИКС — Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. При этом особенно активно муссируется тема предстоящего раскола организации.