Военные учения с американцами, приглашение в НАТО, выход из ОДКБ: куда ведут Армению?

Военные учения с американцами, приглашение в НАТО, выход из ОДКБ: куда ведут Армению?
ПОЛИТОБЗОР. Кто еще недавно мог всерьез полагать, что Армения не теоретически, а на полном серьезе может вступить в НАТО, более того, начнет демонстративно показывать готовность к разрыву отношений с РФ, грозя выходом из всевозможных союзов, в первую очередь из ОДКБ. Или что именно Армения станет первой из стран постсоветского пространства, где начнется ратификация Римского статута, фактически обязывающего власти республики арестовать в случае появления на ее территории Президента РФ по ордеру, выданному Международным уголовным судом в марте этого года? И чем все эти «игры» могут закончиться?

Впрочем, информповестка по Армении, по теме Карабаха никогда не была спокойной, а в среду пресс-секретарь Президента РФ в отношении планов Еревана провести 11—20 сентября текущего года совместные с американскими военными учения на территории республики заявил, что они вызывают «настороженность» и добавил: «Поэтому будем глубоко анализировать эти новости и отслеживать ситуацию». Хотя, наверное, насторожиться нужно было бы гораздо раньше, еще до того, как планы нынешнего армянского руководства по, мягко говоря, выходу из орбиты российского влияния начали претворяться в жизнь. И пусть в этих учениях участвует всего сотня-другая американских «миротворцев», но процесс отторжения, как говорится, пошел…

Насколько реализуемы прожекты по вступлению Армении в Североатлантический альянс? На данный момент, думается, перспективы этого призрачные, и кроме призывов председателя Европейского комитета по развитию НАТО Гюнтера Фелингера к Николу Пашиняну других заявлений официальных лиц из ЕС или США пока не имеется. Но предположим, если Армения официально (а не на словах) признает Нагорный Карабах азербайджанским в обмен на международные гарантии прав и безопасности проживающих в этом районе армян, формальных ограничений в виде наличия территориальных споров у потенциального кандидата в НАТО не будет. Впрочем, и у Баку таких ограничений по вступлению в альянс после присоединения Карабаха не останется. Но стремиться им туда сейчас вряд ли нужно, имея в качестве военной и политической поддержки «братскую» 80-миллионную Турцию — члена НАТО, портить отношения с которой, в том числе и из-за армяно-азербайджанского конфликта, Москва в обозримом будущем не собирается. Поэтому для руководства Армении других вариантов, кроме поиска защиты у Запада, не остается. В республике считают это вполне оправданным, так как, по утверждениям того же руководства, ни ОДКБ, ни Россия не вмешались в войну с Азербайджаном за Карабах осенью 2020 года, в которой Ереван потерпел поражение. О том, что, не будь тогда «невмешательства» Москвы неизвестно, каким был бы результат той войны, в правительстве Армении, наверное, забыли.

Представить Армению без России и наоборот — это даже в голове не укладывается. И неужели удастся разрушить вековой союз двух народов? Впрочем, привычный нам миропорядок рушится на глазах. А не так давно и пандемию, и спецоперацию на Украине было невозможно себе вообразить. И надо полагать, что мы только в начале нового, после развала СССР, этапа реализации, так сказать, прав наций бывшего Советского Союза на самоопределение уже в глобальном контексте — в составе того или иного союза или объединения. Кто-то, как Украина, самоопределился сразу после госпереворота в 2014-м, кто-то, как Казахстан, — в процессе поиска, с кем ему выгоднее дружить в первую очередь, кто-то наверняка, как Азербайджан, хочет по-братски шагать в будущее со страной — членом НАТО, кто-то — с Китаем или США… Ведь полтора года спецоперации показали, что помощи России никто из нынешних партнеров, что по ОДКБ, что по ЕАЭС, не говоря уже об СНГ, официально не оказывает и делать этого не собирается. 

При том, что российские преференции «союзникам», даже несмотря на СВО, меньше не становятся. А они, страны — участницы ОДКБ, ЕАЭС, кроме Белоруссии, официально запрещают своим гражданам сражаться на стороне РФ, поддерживают антироссийские санкции и т. д. И это факт. Спрашивается, зачем тогда нужны такие, как показало время, совершенно формальные союзы? Зачем содержать огромный штат чиновников, когда самым показательным результатом торговой и экономической интеграции эксперты называют рост миграции в российские города-миллионники, увеличение объема контрабанды (не путать с параллельным импортом), рост наркотрафика, коррупции и т. д. Кроме того, все эти теневые потоки укрепляют финансовую мощь и безнаказанность всевозможных диаспор в РФ…

Для Армении же вопросы безопасности с 90-х годов прошлого века являются ключевыми и, по словам премьера Николы Пашиняна в данном им на днях интервью итальянскому изданию La Repubblica, зависимость Армении в сфере безопасности от России была ошибкой. По его мнению, сейчас РФ не смогла бы обеспечить потребности республики в безопасности, даже если бы хотела. Претензии понятны: по его мнению, Россия не помогла Армении в войне против Азербайджана, российские миротворцы не выполняют свою миссию по разблокировке Лачинского коридора и т. д. В Москве интервью Пашиняна назвали «неприемлемым по тону», также в российском МИДе подчеркнули, что «на самом деле Россию пытаются искусственно вытеснить с Южного Кавказа, причем используя Ереван как средство реализации данной цели». Что имели в виду российские дипломаты под «искусственным» вытеснением и чем оно отличается от естественного, понять трудно. Так же как и требование МИД РФ к властям Армении дать разъяснения по поводу ратификации Римского статута. Вдумайтесь: публично затребовали, более того, у страны члена — ОДКБ! Скандал, одним словом. Это ожидаемо было воспринято в Ереване как вмешательство во внутренние дела, и российский МИД получил соответствующий ответ, в духе — не ваше, мол, дело. И тут же по распоряжению Пашиняна был отозван постоянный и полномочный представитель республики в ОДКБ. Но это уже вопрос к качеству российской дипломатии текущего периода.

Впрочем, уже совершенно понятно, что внешнеполитические приоритеты развития любимой многими россиянами Армении не будут пророссийскими, но вся нынешняя политика этой замечательной страны остается, согласно национальному менталитету, многовекторной. И последние, мягко говоря, провокационные в отношении РФ шаги армянского премьера это объективно подтверждают. Однако надо понимать, что такое его поведение может объясняться тем, что угроза нового военного вторжения Азербайджана и этническая чистка в заблокированном Арцахе — объективная реальность. Не случайно же идет, по неподтвержденным официально сообщениям военных экспертов, накопление военной техники со стороны Азербайджана. Словом, высока вероятность того, что именно сейчас, когда РФ решает другие задачи, Баку попытается окончательно решить проблему Карабаха, взяв под контроль помимо Лачинского коридора еще и все 40 километров армяно-иранской границы. Иными словами, провести, так сказать, свою показательную военную операцию, пока РФ занята на Украине. Как поведет себя Иран в этом случае, понять нетрудно, власти этой исламской республики неоднократно заявляли о готовности оказать поддержку Армении. Но тогда под вопросом окажется и роль временной коалиции Турция — Иран — Россия по решению сирийских проблем.

Словом, новая эскалация конфликта между Азербайджаном и Арменией в нынешних условиях, безусловно, критически усугубит и без того напряженную обстановку в регионе. Ряд «информированных источников» даже утверждает, что Москва якобы готова «не препятствовать» планам Турции и Азербайджана по блокаде Армении и выступить посредником только при условии отставки Пашиняна и подписании нового договора о сотрудничестве с Арменией. Собственно говоря, и наш МИД в этом же ключе на этой неделе напомнил, что «в октябре 2022 года и мае 2023 года на саммитах под эгидой ЕС Армения признала Нагорный Карабах частью территории Азербайджана» и что «не следует перекладывать ответственность за судьбу армянского населения Карабаха на третьи страны. Следует незамедлительно приступить к подготовке мирного договора между Баку и Ереваном, опираясь на ранее достигнутые договоренности». Говоря простым языком, Пашинян всего лишь декларирует на словах готовность признать Карабах азербайджанским, но подписание договора он считает возможным только под гарантии безопасности для проживающего в Карабахе армянского населения со стороны ЕС и США. Россия им в качестве такого гаранта уже не рассматривается.

И тут подумалось: в случае новой военной операции Азербайджана против Армении сумеет ли РФ, даже несмотря на то, что нынешний премьер Пашинян окончательно испортил отношения с Москвой и несмотря на заявление МИДа РФ о «третьих странах», не допустить этнических чисток на территории Карабаха. Ведь если они произойдут, авторитет России на Южном Кавказе будет утрачен основательно, и не только для местного населения, но и для миллионов армян и азербайджанцев, живущих в РФ. А кто займет место основного арбитра в этом регионе, всем совершенно понятно, — Турция.
А вы как думаете?

Ранее мы писали: Так кто же поджигатели войны? В Москве собрались представители 76 стран из ОДКБ, ШОС, БРИКС, Лиги арабских и африканских стран, чтобы обсудить пути снижения международной напряженности. Речь идет об XI Московской конференции по международной безопасности в подмосковном парке «Патриот».

Раскол в БРИКС: реальность или миф? СМИ уже месяц пестрят сообщениями о предстоящей в 20-х числах августа ежегодной встрече членов содружества БРИКС — Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. При этом особенно активно муссируется тема предстоящего раскола организации. И это впервые с момента ее основания. 

Читайте также: США задумали реформу Совбеза ООН: будет ли РФ лишена права вето? Поражение Украины в любом виде неприемлемо для администрации Байдена. Поэтому не менее активно, чем в плане военной и финансовой помощи Киеву, Соединенными Штатами ведутся наступательные действия и по дискредитации российской дипломатии во всех международных институтах сотрудничества.