О допинговом скандале, главным антигероем которого стала Россия, и немного о политике спорта высших достижений в нашей стране
Допинг, следует признать, — тема весьма щекотливая, а если говорить о его применении, то очень тонкая… За много лет журналистской работы я, конечно, не раз касался этой темы в разговоре с известными тренерами, знаменитыми спортсменами, но никогда не спрашивал их о личной причастности. Нетрудно догадаться почему. Это — как чужие письма. Нельзя читать — и все.
Атмосфера сегодня в спортивном мире России — как в приемной у дантиста, заметил бы по этому случаю остроумный Сергей Довлатов. А что вы хотели, когда независимая комиссия Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) обрушила на Россию лавину громких обвинений, суть которых сводится к одному: систематическое мошенничество с допингом. Тем самым поставлены под сомнение все успехи российских легкоатлетов на крупнейших турнирах последнего времени. ВАДА рекомендовала Международной легкоатлетической федерации (ИААФ) отстранить российских спортсменов от участия во всех соревнованиях под эгидой этой организации, в том числе в Олимпийских играх в
Рио-де-Жанейро. Совет ИААФ отреагировал незамедлительно. 22 из 23 голосующих высказались за временную изоляцию России. Это уже сигнал бедствия. Российское антидопинговое агентство РУСАДА, которое, по мнению ВАДА, покрывало спортсменов, использующих запрещенные препараты, признано комитетом ВАДА не соответствующим кодексу этой организации. Можно сказать — караул!
— Это очень серьезные обвинения, — сказал олимпийский чемпион Себастьян Коу, президент ИААФ. — Нужно понимать, что масштаб этих утверждений выходит за рамки простого конкурирования, это выходит за рамки морали. Тот факт, что обвинения стали достоянием общественности, означает, что они серьезны. После такого можно сказать, что настало очень трудное время для нашего вида спорта.
Стал ли такой поворот событий неожиданностью для российской стороны? Думаю, что да, хотя появление фильма немецкого журналиста на телеканале АРД должно бы было насторожить: неспроста все это. Но, судя по реакции спортивных чиновников, они оказались не готовы к отражению серьезной атаки на спортивный имидж России. «Авось пронесет» — это правило, по которому мы живем.
Не собираюсь защищать тех, кто дружит с фармакологией. Допинг — это зло, с которым необходимо бороться, которое должно быть наказуемо. Я — о другом.
Немецкая газета Di Welt остроумно заметила: «Если русские нашпигованы, то что тогда можно сказать о тех, кто их побеждает?! Они что — на кефире бегают, прыгают, плавают, поднимают штангу, показывая феноменальные результаты?! Простите, но это противоречит законам природы. Не могут бежать одинаково быстро атлеты чистые и нашпигованные. А если это так, то против чего и с чем мы боремся?».
Да, я к тому, что допинг — «оружие» не только российских спортсменов, но и многих других — англичан, американцев, немцев, испанцев, канадцев… Я нисколько не сомневаюсь, что запрещенные препараты употребляют практически все звезды мирового спорта, выступающие в скоростно-силовых видах.
Спорт высших достижений давно вышел за рамки чисто спортивного соперничества. Это и бизнес, и шоу, и политика, и большие деньги. А «желанье славы — как отрава», и, конечно, все хотят хорошо заработать…
«Меня удивляет и точка зрения, что все это (допинговый скандал и жесткие меры, принятые в отношении России. — В.А.) связано с политикой — это с одной стороны, — написал один бойкий колумнист. — А с другой — удивляет позиция, которую нам тоже навязывают: о том, что, простите, „жрут все!“. Не все жрут, и не всё, что сейчас происходит, связано с политикой…»
Искренний оптимизм, который не может не радовать. Только, к сожалению, все дело как раз в политике — именно отсюда растут ноги разбушевавшегося скандала.
Действия ВАДА — продолжение санкций, выдвинутых Западом против России. Другое дело, что мы сами дали повод. Как известно, основанием для создания независимой комиссии стал еще снятый в декабре 2014 года фильм на немецком телеканале ARD. Документальный фильм о допинге в России, в котором главными разоблачителями являются супруги Степановы — известная бегунья Юлия Русанова (Степанова), сама пойманная на допинге, и Виталий, сотрудник (теперь, разумеется, бывший) антидопингового агентства РУСАДА. Эта сладкая парочка, уже попросившая убежища в Канаде, раскрывает «допинговую кухню» российских легкоатлетов. И ВАДА не могла упустить такой шанс устроить публичную порку непокорной России.
Называются фамилии врачей, тренеров, спортсменов, сотрудников антидопинговых органов, федерации, причастные к допинговым махинациям. ВАДА считает: употребление допинга в России происходит при поддержке государства, что не могло не вызвать возмущения российских спортивных чиновников.
Можно сколько угодно говорить об отдельных неточностях и ошибках в докладе ВАДА, о поспешном решении совета ИААФ, но факт остается фактом: мы вляпались, и теперь приходится отмываться.
О политической окраске этого крайне неприятного для России события говорит заслуженный тренер России Евгений Загорулько, выдающийся специалист по прыжкам в высоту:
— Вы видите, как за последние годы у нас вырос уровень легкой атлетики — построены манежи, легкоатлетические залы. За рубежом такого нет, их все это бесит. Откуда, мол, в такой «неправильной», по их мнению, стране, столько внимания спорту? Они уже бойкотировали нашу Олимпиаду в 1980-м, мы не поехали на Олимпиаду в 1984-м. Ну давайте тогда закрывать все олимпийское движение и будем заниматься кто чем может… Если те пять человек на самом деле виновны, то пусть забирают у них олимпийские медали. Но нельзя огульно обвинять, что все мошенники. Пусть ведут расследование, приводят факты. Нельзя на основании слов двух диссидентов строить все обвинения. Надо бороться на аренах, а не в кулуарах…
Любопытно, что один из членов комиссии, Ричард Макларен, договорился до того, что легкая атлетика может быть исключена из Олимпийских игр (?!). Это называется — Остапа понесло. Исключить легкую атлетику, самый популярный вид спорта, — значит убить спорт, убить Олимпийские игры. К счастью, программа Олимпийских игр — это прерогатива МОК, а не ВАДА, который может довести ситуацию до абсурда. И почему надо исключать только легкую атлетику? Тогда уж заодно надо выбрасывать и плавание, и тяжелую атлетику, и триатлон (там ситуация не лучше. — В.А.) — это что касается летней Олимпиады, а из зимней следует убрать коньки, лыжи, биатлон, горные лыжи…
Я к тому, что истерия ни к чему хорошему не приведет. А в бессмысленной фразе Макларена есть удивительный нюанс. Говоря об исключении легкой атлетики из олимпийских видов спорта, он тем самым невольно признает: антидопинговый кодекс чести нарушают не только российские спортсмены. Ведь куда проще и спокойнее избавиться от России, чем от легкой атлетики, слишком уж популярной в мире.
Великая и безупречная Елена Исинбаева выступила с открытым письмом, призывая не лишать российских легкоатлетов Олимпийских игр, на что глава независимой комиссии канадец Ричард Паунд отреагировал следующим образом: к сожалению, Исинбаевой, как и другим чистым спортсменам, не повезло, что они существуют внутри системы. И не забывайте, что другие ни в чем не виновные легкоатлеты уже пострадали, соревнуясь с употреблявшими допинг россиянами.
У них своя логика, они гнут свою линию: «Наша независимая комиссия была сформирована после немецкого документального фильма, и наш мандат ограничивался расследованием в отношении России. Если ВАДА примет решение создать другую независимую комиссию для расследования той же Кении — это его выбор. Посмотрим, что будет дальше. Мне кажется, в мире все были удивлены масштабами нарушений антидопинговых правил в России…».
В Кению, на Ямайку (спринтеры этой страны практически перекрыли американцам доступ к золотым медалям. — В.А.), а также в Англию, Францию или Германию комиссия ВАДА поедет? Вопрос, скорее всего, риторический. А про США я уже не говорю. Эта страна вне подозрений, как жена Цезаря. А еще недавно узнал: «Все допинг-пробы американских спортсменов проверяются исключительно в США, в национальной антидопинговой лаборатории. А допинг-пробы европейских спортсменов отправляется в лабораторию ВАДА в Лозанне. Я больше скажу: даже во время Олимпиады в Сочи допинг-пробы американских спортсменов отправлялись исключительно в США», — ошеломил член Комитета Госдумы по физической культуре и спорту и делам молодежи Игорь Ананских. Согласитесь, шокирующая информация. И труднообъяснимая. За что такие привилегии?
Но, как говорится, ближе к ветру — нас волнуют чисто российские дела. А они, как вы понимаете, незавидные. Нужно как можно скорее наводить порядок в легкоатлетической федерации, безответственность и разгильдяйство которой выставили российский спорт в столь неприглядном виде. Беда России в том, что у нас никто и ни за что не отвечает. Кто ответил за разруху в баскетболе? Никто. Кто ответил за почти детективную историю с Капелло? Никто. Подставили ни в чем не повинного Толстых — и ладно. Все довольны.
Российские спортивные чиновники поначалу к «наезду» ВАДА отнеслись не так, как должно: стали бить себя в грудь — мол, невиноватые мы. Но, быстро осознав серьезность положения, изъявили желание сотрудничать с представителями Всемирного антидопингового агентства. Предприняты первые решительные шаги по восстановлению репутации. Главное, РУСАДА — московская антидопинговая лаборатория — должна действовать в соответствии с кодексом ВАДА.
Мгновенно отреагировал на случившееся президент Олимпийского комитета России Александр Жуков, обсудивший ситуацию с президентом МОК Томасом Бахом. Известно, что эта беседа носила позитивный характер. Словом, Олимпийский комитет России (ОКР) взял ситуацию под свой контроль, в том числе займется реформированием Всероссийской федерации легкой атлетики. Жареный петух клюнул, и мы закрутились, завертелись. Как всегда….
Думаю, что все идет к тому, что российские легкоатлеты все же выступят на Олимпийских играх-2016 в Рио. Это очень важный момент, но не определяющий. Станет ли для нас случивший антидопинговый скандал поучительным уроком, сделаем ли правильные выводы — вот что важнее важного.
…Можно ли победить допинг? Откровенно говоря, сомневаюсь, что есть на свете хоть один здравомыслящий человек, который, положа руку на сердце, даст утвердительный ответ. Это болото, которое, используя человеческие слабости (тщеславие, алчность), засасывает нас все глубже и глубже. Есть ли «чистые» спортсмены? Есть, но их немного. Все в первую очередь зависит от вида спорта, от дисциплины, которой атлет занимается. Почему одни попадаются, другие — нет, одни чаще, другие — реже?
Нюансов много. Тут и богатство одних, и бедность других, тут, безусловно, субъективность внимания со стороны ВАДА, тут и организация всей системы.
Вспоминаю
пресс-конференцию председателя медицинской комиссии МОК принца де Мерода на
Олимпиаде-1980 в Москве. Он с тревогой говорил о том, что антидопинговые лаборатории не поспевают за новинками запрещенных препаратов, которые количественно растут как грибы после дождя. Против чистоты в спорте работает мощная индустрия, и ее маховик давно уже раскручен на полную мощь. В общем, одни убегают, другие догоняют. И, на мой взгляд, это, увы, вечный, безостановочный бег…
Фото: www.agregator.pro