Доживем ли до понедельника: о физкультуре в школах и здоровье детей


Раньше дети много двигались: бегали, прыгали, отжимались, подтягивались на турниках, гоняли на улице и во дворах мяч, физкультура была в школе любимым уроком… Сегодняшние мальчишки и девчонки увлечены компьютерами, айфонами и смартфонами. Они долгими часами сидят за партой, за столом, копаясь в Интернете. Вот и растут хилыми, слабыми, да что там — они просто нездоровы. Вот случаются трагедии.
Министр образования и науки России Ольга Васильева озвучила страшные цифры: в 2016/2017 учебном году на уроках физкультуры погибло более двухсот учащихся. Вы только вдумайтесь: это случилось на уроках физкультуры, на которые ребята приходят укреплять здоровье, но нашли смерть! В это трудно поверить, но факты — упрямая вещь. 

— У нас 211 человек погибли на уроках физкультуры, — заявила Васильева на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. — Персональная защита данных к чему привела — у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок. 

Как такое вообще могло быть?! Выходит, дети, страдающие хроническими заболеваниями, несут ту же нагрузку, что и здоровые?! Невероятное — очевидное… Кто виноват? Речь скорее идет о преступной халатности. Чьей? Тут конкретно надо разбираться в каждом отдельном случае. Но отсутствие медицинских карт в школах… — это понять невозможно. 


Когда я писал эти заметки, мне попалась на глаза статья о школьной медицине, из которой узнал немало удивительных вещей. Да, не хватает врачей и медсестер — это понятно. Но вот то, что медики, работающие в школе, ущемлены в правах (в том числе и в зарплате) в сравнении со своими коллегами, мне и в голову не могло прийти. А вот теперь внимание: «Как ни парадоксально, врач в школе лечить и оказывать первую помощь не может, зато по Закону «Об образовании РФ» «учитель обязан отслеживать здоровье учащихся и анализировать несчастные случаи». Знаете, мне это напоминает «Вредные советы Остера». 

По словам Васильевой, ведомство планирует вернуть в школьный распорядок существовавшие группы по здоровью — в рамках уроков физкультуры. Они позволят дифференцировать нагрузку на учеников, а учителя смогут сразу узнать, страдает ли школьник какими-либо заболеваниями, которые требуют исключить нагрузку. Разумно, конечно, но, с другой стороны, возникает вопрос: а почему эти группы здоровья исчезли — по чьему велению, по чьему хотению свершилась эта глупость? 

Вопросов по школьной физкультуре — не счесть. А ясно пока одно: она в загоне и требует срочного хирургического вмешательства. 

«То, что сейчас происходит, — логический результат нашего отношения к физкультуре в школах, — убежден заслуженный тренер СССР по легкой атлетике Евгений Мартианов. — Уроки физкультуры давно перестали выполнять свои функции, соответствовать своим целям и задачам. Профессия учителя физкультуры перестала быть престижной, сами преподаватели в большинстве своем утратили интерес к своему делу, и уроки по существу превращены в формальность. 

Специалисты давно бьют тревогу. Еще 17 лет назад Министерство образования, ссылаясь на данные Минздрава России, отметило, что только 14 процентов детей практически здоровы. Спустя два года, по данным Министерства здравоохранения, Всероссийская диспансеризация показала, что практически можно признать здоровыми не более 10 процентов школьников. 

В 2007 году Минздрав фиксирует снижение жизненной емкости легких как у мальчиков, так и у девочек, а также снижение общей физической выносливости. В этом же году Генеральный штаб отмечает, что третья часть призывников по состоянию здоровья не годны к службе, 56 процентов имеют различные отклонения от нормы.


В 2013 году, по данным НИИ гигиены и охраны труда, здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, в период обучения (от 7 до 17 лет) происходит ухудшение здоровья… И с течением времени ситуация не становится лучше…

Конечно, в одночасье ее не изменить. Залы и бассейны в школах по олшебной палочки не появятся, учителя высокой квалификации не вырастут как грибы после дождя. Но почему мы не проводим обязательные мониторинги физической подготовленности и физического развития школьников, почему в крае нет организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта? Все это предусмотрено законом «О физической культуре и спорте в Краснодарском крае». 

Надо понять: стране нужна здоровая нация, а нашей армии нужны крепкие, выносливые, я подчеркиваю — выносливые бойцы, а не кудесники мяча. И фундамент физической подготовки закладывается в школе на уроках физкультуры. 

Не понимаю, как из городской спартакиады школьников можно было убрать легкую атлетику. Ведь она — основа основ физической закалки, не зря же ее называют «королевой спорта». Команды должны были выставлять все школы, и для учителей это было поле деятельности. Обязательное и ответственное…

…Мне очень понравился комментарий известного спортивного журналиста Василия Уткина к диалогу Владимира Путина и президента ФК «Зенит» Сергея Фурсенко на заседании Президентского совета по развитию физической культуры и спорта: 

— Нужно понимать, что Путин не говорил о восьми легионерах, а изобличил Фурсенко во лжи. У Фурсенко всегда язык идет впереди головы. Он же пытается говорить: вот красота футбола, мы продвигаем вперед наш футбол. Путин предложил ему вернуться на восемь шагов назад. 

Люди типа Фурсенко, как всегда, любят бравурную речь, Путин одернул болтуна. Путин просто предложил Фурсенко посчитать количество легионеров в команде, а потом говорить о красоте футбола, продвижении и т. д. 

Но сегодня я не о футболе, просто этим примером хочу напомнить, что таких людей, у которых язык бежит впереди головы, в России сейчас очень много. Послушаешь наших министров, депутатов, всякого рода чиновников — голова кругом. 

Вот не так давно кому-то в голову пришла идея о трех уроках физкультуры в школе. Идея, надо сказать, сама по себе замечательная и даже блестящая. А вот ее воплощение в жизнь оказалось убогим. Точнее — никаким. Пошли на попятную… Потому что, прежде чем бросать клич «Давай, давай!», надо оценить ситуацию, просчитать. То есть обмозговать все, пошевелить извилинами, если, конечно, таковые имеются, а уж потом принимать решение. Но мы такой народ: сначала делаем, а потом думаем… 

Когда голосовали — веселились: дескать, как здорово мы все придумали, три урока физкультуры сделают наших детей крепкими и здоровыми! И почему мысль об этом раньше не пришла нам в голову?! Когда начали приступать к делу — прослезились. 
Выяснилось, что сегодня три урока физкультуры — это недостижимо, да что там — фантастика. По одной причине: не хватает спортивных залов, не хватает преподавателей. Катастрофически не хватает. Чем думали и думали ли вообще?

Надо сказать, что школа стала предметом для издевательских экспериментов. Сначала этот просто безумный ЕГЭ с чудовищными его новшествами. Теперь вот взялись за школьную физкультуру. Стали засовывать в школьную программу те или иные виды спорта. Вот самбо, к примеру, ввели… 

Прекрасный вид спорта, что говорить. Что касается меня, то я влюбился в него давно, когда познакомился с великим тренером Якубом Камболетовичем Коблевым и его замечательными воспитанниками — Владимиром Невзоровым, Арамбием Хапаем, Арамбием Емижем, Гумером Костоковым, Аристотелем Спировым и многими другими удивительными парнями из знаменитой Майкопской школы борьбы самбо и дзюдо… Красивый, мужественный вид спорта, воспитывающий многие прекрасные качества, закаляющий характер. Но… не для урока физкультуры! 

На уроке физкультуры должно быть интересно всем, должны быть задействованы все! Самбо в школе? Пожалуйста — со всеми радостями и удовольствиями! Но — как секция! Что мешает?! То же самое можно сказать и обо всех остальных видах спорта, которые впихнули или пытаются впихнуть в школьную программу. У нее — свои цели и задачи: научить детей любить физкультуру, чтобы каждый ребенок почувствовал радость движения, обрел определенные навыки спортивной закалки. Самбо или дзюдо, футбол или баскетбол — это виды спорта со всеми вытекающими отсюда последствиями… 

Вспоминаю свои школьные годы, это было в 50-х. У нас в железнодорожной школе № 68, что в станице Белореченской, в актовом зале (спортивного не было) стояли турник, брусья, так называемый козел, лежали маты… Чем мы занимались на уроке физкультуры? Осваивали простейшие гимнастические элементы на снарядах, прыгали через козла, познавали основы акробатики, еще прыгали в высоту и длину, тройным. Когда наступала весна, концентрировались на легкой атлетике — бегали на различные дистанции, прыгали, иногда играли в баскетбол или волейбол…

Мы развивались физически, разносторонне развивались, и нормы ГТО для большинства из нас не были серьезным препятствием. Когда я поступил в ЛГУ, то на первом же университетском кроссе я на удивление легко выполнил норму третьего разряда, хотя легкой атлетикой никогда не занимался — только на уроках физкультуры… Все дело — в общей подготовке!

Убежден: легкая атлетика, спортивная гимнастика, акробатика и плавание (если есть бассейн, разумеется) — это четыре кита, на которых должна держаться школьная физкультура. А все остальное — секции! Школьные, бесплатные!

…В Краснодаре бригада под руководством доктора педагогических наук профессора Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Василия Тхорева, кандидата педагогических наук Сергея Аршинника и заслуженного тренера СССР Валентина Шияна провела мониторинг в шести общеобразовательных школах Краснодара. Результаты мониторинга сопоставлены с возможностью выполнения норм ГТО. 

Результаты удручающие: в среднем с нормативами комплекса могут справиться от 6 до 10 процентов учащихся. Легкоатлетические нормативы на выносливость не способны выполнить 42,5 процента ребят, на скорость — 23,4 процента, на прыгучесть — 14,8. К сожалению, за минувший год ситуация не улучшилась. Уже на сегодняшний день она просто катастрофическая.

Фото: penzaobr.ru