6 важных правил сценической речи для тех, кто хочет говорить красиво в обычной жизни
Нужно уметь произносить каждое слово, каждый звук так, чтобы окружающим было все понятно.
— Сложнее этому научиться людям с дефектами речи, вялым речевым аппаратом. Чтобы его максимально активизировать, в большинстве случаев, потребуется больше года, — сказала Анна Бруссер.
2. Дыхание и голос
По словам педагога, многие люди говорят не своими природными голосами, а, например, будто бы специально завышенными.
— Зачем и почему это происходит? Непонятно. У каждого есть свой природный звук, и, как правило, он ниже, чем человек привык говорить, — отметила преподаватель.
Для тех, кто хочет научиться говорить своим настоящим голосом и раскрыть его, Анна Бруссер порекомендовала следить за тем, чтобы шея была свободной, а плечи опущены, тогда звук сразу заметно изменится.
3. Произношение
В сценическую речь входил полезный раздел — орфоэпия — общепринятые нормы литературного произношения, которые неплохо было бы знать не только тем, кто собирается выступать на сцене.
— Московский акцент принят за норму исключительно по столичному признаку, а не потому, что там говорят лучше. Если бы не было диалектных произношений, не обладали бы мы таким богатым русским языком. На Кубани, например, достаточно сильный говор. Однако переучивать кубанских студентов говорить в рамках норм очень сложно. Стоит им съездить домой или пообщаться с
4. Логика речи
Именно она отвечает за то, как правильно говорить, какие слова в предложении стоит эмоционально выделять, и как правильно доносить свои мысли до окружающих.
— Когда человек не понимает, что говорит нелогично — это плохо. Можно
5. Слух
— Плохо, когда актеры не понимают, не слышат друг друга, а в итоге зрителю из происходящего на сцене ничего не ясно, поэтому им не верят. Важно, чтобы действие выглядело
6. Голос
Педагог отметила, что сейчас есть серьезная массовая проблема — зажатость голосов.
— Удивительно, когда к нам приезжают дети из деревень, где у них полная свобода, могут кричать с самого детства сколько угодно, то с голосами у них все нормально, ребята более открытые. А вот поступающие к нам из городов — миллионников сильно зажимаются. Мы, конечно, стараемся их расшевелить, но на это нужно много времени, — рассказала Анна Бруссер.
Справка. Анна Бруссер — театральный педагог, профессор кафедры сценической речи в институте имени Бориса Щукина, заслуженный работник высшей школы РФ. Она — автор книг по правильному произношению и сборников упражнений по дикции и орфоэпии.
Фото: yourspeech.ru