6 важных правил сценической речи для тех, кто хочет говорить красиво в обычной жизни


В Краснодаре состоялся мастер-класс по сценической речи театрального педагога института имени Бориса Щукина Анны Бруссер. Корреспондент «ВК Пресс» сходила на встречу и узнала, что важно для того, чтобы научиться говорить красиво и грамотно.
Правила сценической речи полезны не только для актеров, но и для людей, которым хочется обладать правильной и поставленной речью в обычной жизни.

1. Дикция

Нужно уметь произносить каждое слово, каждый звук так, чтобы окружающим было все понятно.

— Сложнее этому научиться людям с дефектами речи, вялым речевым аппаратом. Чтобы его максимально активизировать, в большинстве случаев, потребуется больше года, — сказала Анна Бруссер.

2. Дыхание и голос

По словам педагога, многие люди говорят не своими природными голосами, а, например, будто бы специально завышенными.

 Зачем и почему это происходит? Непонятно. У каждого есть свой природный звук, и, как правило, он ниже, чем человек привык говорить, — отметила преподаватель.

Для тех, кто хочет научиться говорить своим настоящим голосом и раскрыть его, Анна Бруссер порекомендовала следить за тем, чтобы шея была свободной, а плечи опущены, тогда звук сразу заметно изменится. 
 
3. Произношение 
 
В сценическую речь входил полезный раздел — орфоэпия — общепринятые нормы литературного произношения, которые неплохо было бы знать не только тем, кто собирается выступать на сцене. 
 
— Московский акцент принят за норму исключительно по столичному признаку, а не потому, что там говорят лучше. Если бы не было диалектных произношений, не обладали бы мы таким богатым русским языком. На Кубани, например, достаточно сильный говор. Однако переучивать кубанских студентов говорить в рамках норм очень сложно. Стоит им съездить домой или пообщаться с кем-то из родственников, так говор и возвращается, — добавила Анна Бруссер. 
 
4. Логика речи 
 
Именно она отвечает за то, как правильно говорить, какие слова в предложении стоит эмоционально выделять, и как правильно доносить свои мысли до окружающих. 
 
— Когда человек не понимает, что говорит нелогично — это плохо. Можно нести-нести мысль, где-то ее по пути потерять, и вот уже слушатель не понимает, о чем вы вообще говорите, — посетовала театральный педагог. 
 
5. Слух 
 
— Плохо, когда актеры не понимают, не слышат друг друга, а в итоге зрителю из происходящего на сцене ничего не ясно, поэтому им не верят. Важно, чтобы действие выглядело по-настоящему, ведь театр — это практически иллюзия жизни, — сказала Анна Бруссер.
 
6. Голос 
 
Педагог отметила, что сейчас есть серьезная массовая проблема — зажатость голосов. 
 
— Удивительно, когда к нам приезжают дети из деревень, где у них полная свобода, могут кричать с самого детства сколько угодно, то с голосами у них все нормально, ребята более открытые. А вот поступающие к нам из городов — миллионников сильно зажимаются. Мы, конечно, стараемся их расшевелить, но на это нужно много времени, рассказала Анна Бруссер. 
  
Соблюдение перечисленных правил пригодится вам в самых разных жизненных ситуациях: будь это публичные выступления, чтение стихов или обычный разговор в компании. Правильная и красивая речь привлекает внимание других людей и заставляет прислушаться. А получить такие навыки не так и сложно, нужно только действительно захотеть. 


Справка. Анна Бруссер — театральный педагог, профессор кафедры сценической речи в институте имени Бориса Щукина, заслуженный работник высшей школы РФ. Она — автор книг по правильному произношению и сборников упражнений по дикции и орфоэпии.   

Анна Андрияненко
Фото: yourspeech.ru