Динской район: жилья для сирот нет, а деньги были.
Некогда крупнейший и богатейший совхоз в крае - Динская птицефабрика – в начале 2000-х разоряется. Множество его работников остаются ни с чем, некоторые даже без жилья. Пукась Любовь Сергеевна, проработавшая на фабрике 40 лет, одна из них. И вот на помощь людям приходит тогдашний глава Динского района Мовчан Валерий Николаевич. В 2006 году порядка 13 семей из категории социально-незащищённых он селит в странное общежитие в хуторе Украинском по улице Советов дом 8, которое благодаря его усилиям включается в реестр муниципальной собственности. Почему странное? Судите сами. Ещё за несколько лет до разорения совхоза «Динская птицефабрика» в этом здании располагалась поселковая школа, здание которой было признано АВАРИЙНЫМ. Конечно же, школу ликвидировали и нашли средства на строительство новой – по адресу ул. Советов дом 8/А. А здание бывшей школы, собственником которого являлся совхоз «Динская птицефабрика», решили использовать как общежитие гостиничного типа для приезжих рабочих. Так было несколько лет, пока совхоз не разорился. Некоторые семьи рабочих Динской птицефабрики стояли в очереди на получение жилья, у них выросли дети и внуки, им где-то надо было жить. И вот тогда глава района Мовчан придумал, что в бывшей аварийной школе вполне можно жить. Он включил это здание по Советов дом 8 в реестр муниципальной собственности, подписал постановление, что это МНОГОКВАРТИРНЫЙ ДОМ и заключил с нуждающимися договоры социального найма ЖИЛОГО помещения. Понятное дело, что ни технического паспорта жилого помещения по адресу улица Советов дом 8, ни акта приёма-передачи помещения никто из «счастливых новосёлов» в глаза не видел.
Когда Светлана Владимировна Новикова в 2006 году привезла своих детей в «новую» квартиру, то обомлела: ей предстояло растить потомство в плесени на стенах и потолках, прогнивших полах, трещинах в стенах, холоде, везде обрушенной штукатурке и неработающей электропроводке. Понятное дело, никаких ванных комнат в здании и в помине не было. Погоревав, многодетная мама приняла решение ехать в станицу Пластуновскую и снимать там жильё, попутно начав обивать пороги власть имущих в поисках лучшей доли. Светлана решила добиваться признания дома аварийным и, как она утверждает, её в этом начинании поддерживал тогдашний глава района Валерий Мовчан. И вдруг в 2007 году Мовчан переходит на работу советником губернатора Краснодарского края по экономическим вопросам, а потом и вовсе уезжает в Москву, а на его место приходит нынешний глава муниципального образования Динской район Жиленко Сергей Викторович. Собственно, с этого момента несчастные люди с улицы Советов, 8 вдруг осознали, что с их «многоквартирным домом» что-то не так, раз власть не реагирует даже на критические сюжеты по федеральному телеканалу…
В погожий денёк 1 декабря я приехала в хутор Украинский Динского района. Ещё по телефону Светлана Новикова успела рассказать мне про девочку-сироту, которой выделили жильё в «доме» по улице Советов 8:
- Она сидит в этой пустой комнате на грязном диване и плачет. Её к себе соседка приютила, ведь у девчонки ничего нет, даже белья, а жить в этой «комнате» нельзя!
Конечно, я была готова увидеть и диван, и непригодную для жилья комнату без туалета и ванной комнаты, и трещины в стенах, но действительность оказалась по-настоящему страшной. Первым меня встретил ЗАПАХ – жутко воняло плесенью! В холле обвалы штукатурки, выцветшие остатки давно некрашенных стен, лохмотья плесени и паутины, щели в стенах, полумрак: если кому-то нужно снимать фильм ужасов – вам в хутор Украинский на улицу Советов дом 8! Обитатели дома высыпали встречать меня и, не дав опомниться, повели показывать санузлы, ремонт которых обошёлся в 816 036 рублей бюджетных денег (ремонт проводил подрядчик ООО «Ортус»):
- Вот убедитесь, это и есть ремонт санитарных узлов за восемьсот тысяч рублей! – рассказывали жильцы «дома».
Люди возмущались, а я стояла в тихом шоке и ничего не могла сказать. От потолка почти до пола в санузле на первом этаже тянулась огромная трещина в стене – именно в стене, а не в штукатурке, облупившийся кафель 60-х годов, самые дешёвые унитазы и раковина, плесень, обвалившаяся штукатурка до самого кирпича, трещины в стенах, обвалившийся потолок. И так во всех четырёх санузлах на двух этажах!! То есть, четыре комплекта дешёвых унитазов и раковин, а также пластиковых труб обошлись казне в 800 036 рублей?!!!
Довольные произведённым эффектом, жильцы предложили мне взглянуть на комнату сироты Ващило Ольги на первом этаже, той самой девушки, что въехала сюда 4 дня назад. Когда распахнулись старые гнилые двери, признаюсь честно, я просто расплакалась… Пожалуй, власти могли бы уже и не церемониться и вместе с ордером на такое «жильё» выдавать «счастливым новосёлам»-сиротам сразу … верёвку и мыло. Рядом со мной стояла и плакала Оля. Никакими словами верно описать увиденное не получится: жуткий запах, сырость, холод, стены и потолок в плесени, разбитое старое деревянное окно, ужасный грязный топчан у стены, оставленный кем-то из прошлых жильцов, на нём груда вонючего тряпья, в углу развалины комода и пластмассовый тазик (видимо, это и есть ванная), деревянный прогнивший пол, трещины в стене, обрушившаяся до кирпича штукатурка.
- Здесь нет даже света, нет отопления, как мне жить? – спрашивала меня Ольга, а я не знала, что ответить ей.
Почему люди оказались здесь? Почему они здесь живут?!!! Кто принял за них такое решение?
- Власти не хотят признавать этот дом аварийным, потому что селят сюда вот таких сирот! В каждой из комнат помимо нас прописано ещё по два-три ребёнка-сироты. Они приезжают сюда, видят этот кошмар и уезжают. У нас здесь часто бомжи ночуют, мы устали их выгонять, - продолжали рассказывать люди.
- А где же ты живёшь? – спрашиваю у Ольги.
- Соседка приютила, спасибо ей большое. Я когда увидела эту «квартиру», совсем не знала, что делать, куда бежать, а мне недавно ещё операцию сделали, беречься надо.
- А с работой как? У тебя есть профессия?
- Да, я мастер-отделочник, с работой всё получается.
- Ну вот тебе и карты в руки, научишь всех ремонт делать, - пытаюсь разрядить обстановку.
Далее меня повели на второй этаж, где между лестничными пролётами обнаружилась оголённая электропроводка: реконструкцию электропроводки провела организация ООО «Энергия» в 2009 году за скромную сумму в 440 089 рублей. Та же плесень на стенах, обрушившаяся штукатурка и дыры в том месте, где вмонтирован водопроводный стояк.
- Ой, смотрите, я вижу улицу, - воскликнула я.
- Да здесь в каждой стене такая картина, - засмеялись жильцы.
На втором этаже наткнулась на целую ораву ребятишек – не менее 10 человек в возрасте до 12 лет!!
- Привет всем! Как жизнь? – спрашиваю. Хотя можно и не спрашивать было, и так всё ясно. Прямо напротив лестницы стена из подручных материалов.
- Мы специально отгородили это помещение, так как у нас здесь прописана и живёт психически-нездоровая девушка-сирота, приводит бомжей, наркоманов, чуть не устроила пожар недавно, - делятся соседи.
Общая кухня расположилась в холле второго этажа бывшей школы, за занавеской – квартира той самой нездоровой сироты. На кухне везде плесень, она лохмотьями свисает из дыры в потолке диаметром метра в полтора, всё те же трещины в стенах. Если в коридоре темно, сыро и промозгло, то здесь светло и тепло. Воды на кухне нет, в смысле, нет водопровода, посуду моют по-старинке – рукомойник, а под ним занавешенное шторкой ведро. Не видно ни одной плитки для готовки.
- Вы здесь все готовите?
- У каждого плитка в комнате, но иногда и здесь готовим, - отвечают жильцы.
- Сколько здесь квартир? – задаю вопрос.
- Да какие это квартиры?! Просто комнаты! Вот заходите, посмотрите, - пригласила меня Евгения Юрьевна Мамонтова.
В маленькой комнатушке на 15 квадратных метрах разместилось всё – и спальня, и гостиная, и кухня, и ванная – не протиснуться.
- Я здесь живу с 16-летним сыном-инвалидом, не помыться, ничего, - с горечью в голосе рассказывает женщина. – Безнадёга полная, никакой личной жизни, не знаю, что со мной будет дальше!
Оказалось, что именно Евгения приютила в своей комнатушке-клетушке в 15 квадратных метров девушку-сироту с первого этажа Вощило Ольгу. Поистине, русские женщины – самые великие!
- А куда её, на улицу что ли?! – возмущённо говорит Евгения. – Если больше не к кому ей пойти, что ж я человека в беде брошу?
- Пойдёмте я вам свою квартиру покажу, где я должна была с детьми жить, - ведёт меня Светлана Новикова.
Дверь нараспашку, из старых окон тянет свежим воздухом, жуткая сырость и снова плесень – она проросла в стены, потолки, полы, она везде. Дышать здесь уже страшно.
- Вот это туалет, а там вон спальня, - «хвастается» Светлана.
Я снова застываю, шокированная увиденным: в туалете унитаз стоит прямо на провалившихся досках, потолок в спальне обвален и в плесени, воняет нестерпимо.
- А это у нас на чердаке горы помёта, он во время дождя по стенам стекает потоками, - добивают меня жильцы.
В другой «квартире» мне показали ванную, под которой тоже прогибаются прогнившие доски, а в дыру между плинтусом и стеной можно увидеть первый этаж:
- Я когда моюсь, прошу, чтобы муж рядом был с халатом, а то провалюсь на первый этаж, сраму не оберёшься, - смеётся хозяйка Анна Широкова.
- Здесь же жить нельзя, столько плесени, дети, наверное, болеют?– спрашиваю я у мамочек.
- Постоянно болеют, - хором отвечают отчаявшиеся женщины. – У всех то бронхи, то аллергия, голова болит, слабость. Но нам идти некуда.
- А сколько у вас здесь выходит коммуналка?
- Сами посмотрите, - протягивает мне квитанцию за коммуналку бабушка Люба Пукась, которая отдала Динской птицефабрике 40 лет своей жизни.
- 2250!!! За 53 квадратных метра! Но почти столько платит моя знакомая за свою двушку в 60 «квадратов» Юбилейном в Краснодаре! – возмущаюсь я.
- Ну вот так, - смеётся баба Люба. – Они заставляют нас оплачивать и часть коридора, как будто мы собственники жилья. И потом сирот удобно к нам прописывать – по документам у меня 53 «квадрата», а фактически комната наша всего 32 квадратных метра. У нас здесь у всех по 3-4 человека сирот приписано. А ещё коммунальные квитки на умерших приходят.
- Но как можно брать с вас оплату за тепло, если здесь сколько не топи, всё наружу улетает, дом весь в щелях, окна разбиты, в коридоре холод. Зимой сколько здесь градусов?
- 8-10 не более, дети всегда одетыми ходят. Нам в прошлом году сделали отопление, трубы и радиаторы поставили новые, котельную сделали. По документам потратили один миллион восемьсот тысяч рублей, исполнитель - ООО «Динскойспецстроймонтаж». Но вы сами посмотрите, не может сделанное ими стоить столько денег, - показывает мне документы Светлана.
Да уж, чугунные радиаторы и трубы в «квартирах» никак не тянули на два миллиона, разве что котельная… Занимательная математика, да и только.
Что же получается? Власти именуют это здание гордо – многоквартирный дом! Согласно официальным документам, износ дома составляет не более 45 %, а это значит, что дому положен капитальный ремонт. Теперь показательный факт: уже решён вопрос о выделении более 6 миллионов рублей на капитальный ремонт этого «дома». Однако увиденное свидетельствует о том, что здание ремонтировать бесполезно – время сделало с ним всё самое худшее, стены расходятся, всё прогнило, плесень въелась во всё, что можно. Любой ремонт, а особенно капитальный, в этом здании – это НЕЦЕЛЕВОЕ использование бюджетных денег, но кого это волнует, если на кону такие деньжищи! И даже тот факт, что ещё в 2007 году Струцким Владимиром Яковлевичем, генеральным директором Кубаньсройсервис были озвучены результаты проведённой его организацией технической экспертизы, согласно которой уже тогда износ дома составлял 80%, никого в администрации района не смущает! А ведь именно в 2007 году вновь избранный глава Динского района г-н Жиленко сказал, что на этом месте легче построить новый дом, чем ремонтировать аварийное здание.
- Когда Струцкий приехал в конце марта 2012 года вместе с комиссией после нашей жалобы в администрацию президента, то его первым вопросом было: «А где новый дом?!». Он возмущался и говорил, что это преступление не сносить данное здание, а ремонтировать его! Но никому ничего не докажешь – у администрации района по документам этот дом изношен на 45 процентов, - рассказала мне Светлана Новикова.
Удивительнее всего, что именно сегодня господин Струцкий вслед за администрацией района стал вдруг утверждать, что дом можно ремонтировать и шести миллионов хватит. По утверждению Струцкого, плесень выводится легко, а перекрытия меняются, и вообще, его организация даже уже смету составила и передала в администрацию района. То есть теперь даже Кубаньстройсервис увидел СМЫСЛ в проведении капремонта этого сарая! Похоже в выигрыше все, кроме несчастных заложников дома по улице Советов 8….
Удачно всё складывается и для районной администрации: сирот есть куда прописывать, деньги на ремонт выделяются огромные уже три года подряд. А ещё есть удивительное письмо от главы района Жиленко С.В. о том, что он предлагает собственникам жилья провести собрание и определиться с управляющей компанией – не знает, г-н Жиленко что ли о том, что здание МУНИЦИПАЛЬНАЯ собственность? А ещё жильцы «дома» получили от своей нынешней управляющей компании рекомендацию приватизировать их жильё, не зная, видимо, что жилье, которое было получено гражданином по договору социального найма после 1 марта 2005 г., не подлежит приватизации (передаче в собственность).
Согласно постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Аварийное жилье по закону подлежит обязательному расселению, а вот ветхое жилье власти могут не спешить расселять (хотя термин ВЕТХОЕ жильё не определён как таковой в законе). Согласно пункту 34, жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Единственным уполномоченным органом по признанию (частного) жилого дома аварийным и ветхим является администрация города, инициаторами указанной процедуры могут быть: жильцы этих домов; органы Роспотребнадзора; пожарные службы; иные органы государственного контроля и надзора за состоянием жилищных условий граждан частных и многоквартирных домой, а именно жилищная инспекция населенного района.
Светлана Новикова, к примеру, не смогла удовлетворить своё законное право увидеть технический паспорт жилого дома по Советов, 8 – в администрации района ей под разными предлогами отказывают. Остаётся не ясным - на основании чего администрация Динского района признала данное здание многоквартирным домом (есть соответствующее постановление, подписанное главой района Жиленко С.В.). Есть ещё одна странность: по документам в районной администрации, как утверждает Светлана Новикова, здание, где ей предоставили жильё в социальный найм, расположено по адресу улица Советов, 8/А. Но по этому адресу расположена новая школа!!! Так на ремонт какого здания шли деньги, выделенные на капитальный ремонт с 2007 по 2010 годы? На аварийное здание бывшей школы по Советов дом 8, где живут более 50 человек, или на действующую школу по адресу Советов дом 8/А? И куда в 2013 году пойдут ещё 6 миллионов?
Павел Храптович, старший специалист отдела архитектуры Динского района, возглавляющий межведомственную комиссию по данному дому, так и заявил:
- Будет производиться капитальный ремонт дома по адресу Советов 8/А, так как этот адрес значится в постановлении главы района!
Но как же так?!!! В паспортах у жильцов обозначено Советов 8, в договорах социального найма также Советов, 8, а по адресу Советов 8/А – школа!
- У вас глава района здесь был хоть раз? Вы у него были?
- Что вы! Ни разу не был. К нему на приём попасть невозможно, нам всё время говорят, что глава занят, в отъезде или в отпуске. А ещё он здесь в школе недавно собрание проводил, так мимо нашего здания прямо бегом бежал, - возмущаются люди. – Мы и к губернатору не смогли попасть на приём. Нам в приёмной сказали, что пока наш дом аварийным не признают, нечего губернатора беспокоить, всё равно ничего не решит – жилья в социальный наём нет!
Как же нет, когда Краснодар, согласно данным Росстата, строит жилья больше всех в России после Москвы и Питера?! Во многих городах в России социальный фонд жилья постоянно пополняется за счет вторичного жилья, где до смерти проживали по договору социального найма одинокие люди. Пополнение социального фонда часто идет так же и за счет инвесторов, которые, построив коммерческое жилье, обязаны около 20% квартирами передавать муниципалитету с последующим перераспределением нуждающимся в социальном жилье.
Шесть лет г-н Жиленко у власти, а времени встретиться с людьми не нашёл? Да хотел ли? Пожалуй, если бы на улице Советов, 8 жили алкоголики и пропойцы, наверное, было бы не так грустно. Но ведь здесь живут хорошие работящие люди…
17 декабря 2012 года глава Динского района г-н Жиленко после нашего к нему обращения побывал в хуторе Украинском и пообщался с жильцами. Согласно информации, полученной от жильцов, глава района твёрдо намерен освоить 6 миллионов рублей в 2013 году на капитальный ремонт аварийного здания. Он так и заявил, что расселения не будет, и после ремонта здесь поселятся ещё больше людей – не иначе светлое будущее в Динском районе не за горами. Только вот заявителей - жильцов здания по улице Советов 8 так никто и не пригласил на межведомственную комиссию по признанию дома аварийным. Зато в районе также давно ходят слухи о том, что построенные в станице Динской дома для сирот стоимостью 45 миллионов рублей, выделенных краем в 2011 году, до сих пор стоят пустыми.
Та самая сирота Ольга Ващило, с которой мы вместе оплакивали её мечты на счастливое будущее в благоустроенном ОТДЕЛЬНОМ жилье, положенном ей по закону Российской Федерации, после визита главы была переселена в другое помещение в станице Динской по улице Театральной дом 11. Девушка теперь живёт в комнате в 12 квадратных метров вместе с той самой психически нездоровой девушкой-сиротой, которая чуть не сожгла здание в хуторе Украинском, у них в комнате есть только раковина, а в туалет они ходят в здание компрессорного завода. Вот так глава Динского района решает проблему социально-незащищённых граждан на вверенной ему территории…
Галина Титаренко.
Специально для "ВК Пресс".
.