Для львёнка Триши это лето может стать последним.
На фото: львёнок Триша каждый день на раскалённых ступенях торгового центра в г.Сочи работает с фотографом.
Для кого-то это лето будет последним... Я имею ввиду диких животных, с которыми ежедневно разгуливают по кубанским пляжам предприимчивые фотографы. Сфотографироваться с обезьянкой на память за пару сотен рублей — большинство туристов не откажет себе в этом недорогом удовольствии! А многие ли задумываются, почему зверюшки так безропотны в чужих руках и что ожидает их по окончании прибыльного сезона?
Портал «ВК Пресс» решил разобраться, делается ли что-то в Краснодарском крае для того, чтобы прекратить варварский бизнес, основанный на издевательствах над бедными животными.
Полиция не в курсе
Первым делом мы прозвонили в отделения полиции курортных городков, чтобы узнать, поступают ли им жалобы на фотографов. Наши стражи порядка оказались на удивление единодушны в своих ответах: ничего подобного на их памяти не было!
Пресс-служба ОМВД РФ по Туапсинскому району:
- В нашей базе подобных случаев не зарегистрировано. Единственное сообщение, которое мы нашли, касается жестокого обращения с собакой: кто-то ударил ее на глазах у неравнодушного человека.
Пресс-служба УВД по г. Сочи:
- Информации такой на руках нет, она находится в базе. Но могу сказать сразу: полиция будет рассматривать дело только в том случае, если к нам с заявлением о жестоком обращении с животным обратится Роспотребнадзор. То есть недовольным посетителям пляжа изначально нужно сообщать о происшествиях именно в это ведомство.
Пресс-служба УВД Геленджик:
- Подобных случаев не было! И вообще, я занята.
Пресс-служба ОМВД по Темрюкскому району:
- Подобных случаев в этом году не было. А вообще… информацию такого характера мы давать не можем. Обратитесь за ней в отдел информации ГУ МВД по Краснодарскому краю.
…Последовав совету, мы созвонились с руководителем пресс-службы краевой полиции Денисом Клочко. Однако большой пользы это не принесло: по словам Клочко, в российском законодательстве попросту нет закона, который бы позволил защитить диких животных от жестокости людей.
Но ведь должен быть из этой ситуации какой-то выход? Мы стали разбираться в проблеме дальше и выяснили, что страшно далека кубанская полиция от жизненных реалий…
Сафари-парк: для тех, кто выжил.
Жалобы на фотографов поступают, причем, в немалом количестве. В Геленджике даже есть Сафари-парк, главная задача которого – не развлекать людей, а защищать и выхаживать братьев наших меньших. Ведь это первый на Черноморском побережье реабилитационный центр для животных. Они попадают сюда либо из российских цирков России, либо от охотников, либо от тех же самых фотографов – некоторые из них собственноручно приносят своих лохматых, пушистых, пернатых «фотомоделей», по окончании летнего сезона ставших отработанным материалом.
На фото: ослепший от фотовспышек тигрёнок Гомер.
- Да, к нам поступают животные, которые пострадали от деятельности фотографов. Механизм попадания прост: пишется жалоба в Роспотребнадзор или прокуратуру, и, если факт жестокого обращения подтвержден, животное изымается. В общей сложности у нас на реабилитации находится около 500 голов. Это и тигрята, и львята, и обезьянки, и рептилии… Длительность курса зависит от состояния животного. Чаще всего у тех, кто побывал в руках пляжных фотографов, случаются проблемы со зрением. У некоторых особей из-за частых вспышек фотоаппаратов оно пострадало на 80%, - рассказали порталу «ВК Пресс» в геленджикском Сафари-парке.
«Экзотам» нужны частные питомники.
На самом деле животных поступает столько, что один лишь геленджикский Сафари-парк не справляется с их количеством.
- Основная сложность связана даже не с тем, чтобы изъять животное у фотографа, а с тем, куда потом определить пострадавшую особь, - рассказывает нам начальник отдела по надзору в сфере охоты, за особо охраняемыми территориями и разрешительной деятельности Вадим Глущенко. – В нашем крае всех жертв этого бизнеса отправляют в геленджикский Сафари-парк. Но в настоящий момент он переполнен. Поэтому нам приходится искать иные выходы из ситуации.
Этим летом, рассказал нам Вадим Анатольевич, у пляжных фотографов были изъяты медвежонок, бенгальский тигренок и черный гриф. Но в геленджикский Сафари-парк определить их не удалось. Пришлось искать другой вариант. И он нашелся: Сафари-парк, расположенный в Краснодаре. Теперь животные обретут вторую жизнь в его стенах. Но и здесь есть свои подводные камни:
- Содержать дикое животное – удовольствие не из дешевых. Ведь ему требуется хорошая пища, зачастую в большом количестве, а также определенные витамины. Проходимость ни одного парка не окупит затраты на этих животных… Думаю, что нашей стране необходимы частные питомники.
На фото: врачи делают операцию на глазах тигру Джедаю.
Усы и хвост мои документы?
Другая проблема – то, каким образом «экзоты» попадают в нашу страну. По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), 90% таких животных ввозится для продажи в Россию контрабандой и, естественно, без всякого ветеринарного сопровождения. Нелегально ввезенные животные реализуются на птичьих рынках, в зоомагазинах и через Интернет, который пестрит объявлениями о продаже экзотов.
Животные, которые ввозятся нелегально, в дороге частенько погибают. Немудрено, ведь их могут накачать транквилизаторами, или завернуть в тряпки, или даже… зашить веки. А если в партии окажется хотя бы одна больная особь, то все остальные могут заболеть и погибнуть, или стать разносчиками инфекции.
Есть и еще один немаловажный нюанс: у поставщиков экзотических животных, кроме ветеринарной справки, должно быть специальное разрешение СИТЕС - его выдает страна-экспортер.
СИТЕС - это Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. В первом приложении СИТЕС перечисляются виды животных, которыми вообще нельзя торговать. В этом списке - попугай красный ара, тигры, леопарды, человекообразные обезьяны – шимпанзе и гиббон. Во втором приложении значатся животные, для импорта-экспорта которых требуется специальное разрешение СИТЕС. В этом списке находятся говорящий попугай жако и мелкие приматы.
Наличие разрешения СИТЕС на экспорт в Россию означает, что животное легально попало в нашу страну. В таком случае Роспотребнадзор может выдать владельцу разрешение для нахождения животных в полувольных условиях. Вот только подумайте, много ли пляжных фотографов обременяют себя такой бумажной волокитой? Гораздо проще поехать в Москву, чтобы из-под полы купить животное редкого вида и все лето травить его транквилизаторами – ведь так оно будет более покладистым и не доставит лишней головной боли…
Дикость и зверство — прерогатива людей?
Тема, которую мы сейчас обсуждаем, совсем не нова. В разное время ее поднимали неравнодушные люди. Так, два года назад на одном из интернет-порталов Кубани пользователь za pravdu выложила обстоятельный, эмоциональный материал - «Дикие животные на пляжах Кубани: что делать, куда жаловаться». Но с тех пор ничего не изменилось: законопроект "О защите животных от жестокого обращения", который был предложен на рассмотрение президенту Владимиру Путину и о котором писала za pravdu, так и остался на бумаге. Не меняется и менталитет людей: разве кто-то готов собирать подписи в поддержку несчастных животных, писать заявления в полицию, обращаться в администрацию, - что называется, рвать себя на британский флаг ради каких-то зверюшек? Скорее нет, чем да. Вот и получается, что фотографы-изуверы чувствуют себя безнаказанно и никого не боятся. Ведь, как рассказал нам Вадим Глущенко, изъятие животных — дело не самое безопасное. В Анапе местный фотограф как-то набросился на тех, кто пытался это сделать на законных основаниях, с кулаками. Что же касается обычных людей, то корреспонденты портала «ВК Пресс» не раз были свидетелями того, как по-хамски, с угрозами, ведут себя фотографы в отношении тех отдыхающих, кто осмеливается сделать им замечание. Вот, где настоящая дикость и зверство!
Может, все-таки пора заговорить о проблеме, а не делать вид, что в «Багдаде все спокойно»? А то приедут в 2014 году на наше море иностранные туристы и обомлеют, когда им предложат сфотографироваться с крокодильчиком, у которого перевязана пасть... Или, не дай бог, пролетит в небе на воздушных шариках живой ослик — в честь окончания Олимпийских Игр-2014!
Яна Власова.
Специально для «ВК Пресс».