Коммунальные «игры» по новым правилам. Что нужно знать, чтобы победить?


С 1 сентября вступили в силу новые Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. 

С 1 сентября вступили в силу новые Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Собственники квадратных метров, которые хоть немного интересуются коммунальным законодательством, от которого напрямую зависят взаимоотношения с поставщиками энергоресурсов, управляющими организациями, а, значит, наш житейский комфорт и сумма в квитанции, слышали о неких Правилах. Причем ссылки на этот документ ведутся уже много лет. Так в чем новизна? Да и эти «новые» правила утверждены аж 6 мая…

Все верно. Практически сразу после выхода в свет революционного обновленного Жилищного кодекса в 2005 году были разработаны и утверждены Правила предоставления коммунальных услуг. Там было прописано то, каким должно быть электричество, вода, тепло, газ в наших квартирах. И кто вообще за что отвечает. Но со временем стало понятно, что вопросов в кодексе и в Правилах больше, чем ответов.

Законодатели стали дополнять оба документа. В итоге ЖК ограничился огромным количеством поправок, а вот Правила вышли совершенно в другой редакции еще в начале мая. Но вступали в силу частями, причем самые важные части Правил были окончательно доработаны и вступили в силу совсем недавно. Всесильным этот документ стал только 1 сентября.

Мы не будем сейчас сравнивать, что было и что стало. Лучше обратим внимание на принципиальное в новых Правилах. Анализ постановления для читателей ВКпресс сделала Сусана Киракосян, кандидат юридических наук, партнер юридической фирмы «Эсток-Консалтинг».

Важный момент! Правила предоставления коммунальных услуг распространяются на всех собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах. Почему это так важно? Потому что во многих многоэтажках есть нежилые помещения, то есть магазины, офисы, рестораны. Они ведь тоже обязаны и платить за коммунальные услуги, и за содержание общего имущества. Все-таки крыша, инженерные сети, подвалы у дома одни, и чинить все это коллективное богатство надо всем вместе. Кроме того, собственники частенько сдают квартиры. И по новым Правилам пользователи не остаются в стороне, у них тоже есть и права, и обязанности.

Уточнение! Новые Правила регулируют отношения по предоставлению всех коммунальных услуг, за исключением поставки газа. Отношения между газоснабжающими организациями и потребителями будут регулироваться Правилами № 549.

Итак, подходим к главному вопрос, что нового законодатель нам подготовил?

  1. Правила устанавливают перечень исполнителей коммунальных услуг. К таковым относятся: управляющие организации; ТСЖ, не заключившие договор управления с управляющей организацией; ресурсоснабжающая организация; застройщик до заключения договора управления с управляющей организацией. Появляется новый исполнитель – организация, заключившая договор с собственником помещения. Статус такого исполнителя пока до конца неясен. Знать своего исполнителя принципиально важно, ведь если у вас возникли какие-либо претензии, которые в дальнейшем могут дойти и до суда, надо обращаться именно к исполнителю. На него же и в суд подавать.

  2. Произошли серьезные изменения в терминах, которые мы повседневно используем. Самое, пожалуй, важное нововведение – это «внутридомовые инженерные системы». Раньше к этим системам относились инженерные коммуникации и оборудование, расположенные в помещениях дома. И поставщик ресурсов частенько говорил: моя ответственность заканчивается границей дома. Теперь же все по-другому. В новых Правилах продолжительность внутридомовых инженерных систем, а значит, и определение границ ответственности исполнителя, не ограничена стенами дома.

  3. Серьезной трансформации подверглась структура платы за коммунальные услуги. Раньше мы платили одной общей суммой в графе «содержание жилья». Теперь же собственники будут оплачивать свое индивидуальное потребление и то, что потрачено на общедомовые нужды. Соответственно, в квитанции появятся две отдельные строки.

  4. В новых Правилах решен вопрос о порядке начисления платы за коммунальные услуги потребителям, не предоставившим своевременно показания своих приборов учета. Расчеты будут вестись, исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (п. 59 Правил). Не заплатил в сентябре? Получишь квитанцию, где появится средняя цифра из расчета последних трех месяцев.

  5. Появилось положение о расчете платы, исходя из количества проживающих граждан. Это вообще закономерное новшество. Законодатель исключил понятие «зарегистрированные граждане» и ввел две категории потребителей: постоянно и временно проживающих. В обязанность потребителя (собственника или постоянно проживающего потребителя) вменено не позднее 5 рабочих дней информировать исполнителя об изменении количества проживающих (в том числе временно). Гражданин считается временно проживающим, если он проживает в помещении более пяти дней подряд. Все эти данные влияют, в том числе, и на то, сколько люди заплатят за коммунальные услуги. Особенно, если в квартире нет приборов учета. А если не заплатят они, то придется раскошеливаться соседям. Так что, стоит задуматься…

  6. Отдельного внимания заслуживают изменения, касающиеся договорных отношений между потребителями и исполнителями коммунальных услуг.

В Правилах четко указано, что договор о предоставлении коммунальных услуг может заключаться как в письменной форме, так и путем совершения действий по фактическому потреблению коммунальных услуг. То есть, договора нет, а, например, воду получаете. Значит, можно считать, что договор автоматически заключен.

На практике нередки случаи, когда управляющие организации не включали в договор управления обязанность по предоставлению коммунальных услуг. Теперь это станет невозможным!

Что касается договорных отношений с собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме, то они вправе сами выбрать, с кем заключать договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро-, газо- и теплоснабжения (отопления) либо с управляющей организацией, либо непосредственно с ресурсоснабжающей (п. 18 Правил). Ранее такой выбор отсутствовал! Но стоит помнить, что собственники нежилых помещений все-таки обязаны оплачивать управляющей организации за те ресурсы, которые пошли на общедомовые нужды.

  1. Учтено еще одно пожелание собственников – оплачивать коммунальные ресурсы напрямую в ресурсоснабжающую организацию.

  2. Еще одно изменения затронуло ответственность недобросовестных потребителей. Теперь ограничивать предоставление коммунальных услуг или отключать их будут при наличии 3-хмесячной, а не полугодовой задолженности, как это было раньше. Как только долг по оплате какой-либо услуги превысит сумму трех месячных платежей, рассчитанных исходя из норматива потребления, неплательщику отправят письменное предупреждение. Если долг не будет погашен в течение 30 дней – должнику отключат освещение или перекроют кран.

  3. Хотелось бы обратить внимание и на особенности платы за отопление. Законодатель предоставил местной власти до 15 сентября этого года (остались считанные дни!) выбрать один из двух вариантов расчета платежей. Либо платить равными долями за все расчетные месяцы календарного года. Либо платить в соответствие с нормативами потребления тепловой энергии на отопление.

  4. Изучая нормативные акты – а мы сейчас лишь бегло остановились на самом важном – становится понятно: кто предупрежден, тот вооружен. И чем лучше мы вооружены знаниями, тем проще нам заставить неповоротливые управляющие и ресурсоснабжающие компании качественно выполнять свою работу.

Марина Краснокутская.
Специально для «ВК Пресс».