Кровожадный Эльбрус: как остановить смертность туристов.


Начало января резко взбодрило не морозным воздухом, сообщениями о трагедиях с заснеженных кавказских вершин – Домбая,  Казбека, Эльбруса.  Шестерых  питерских альпинистов из 2 групп  –  Виктора Коваля и Валерия Шамало –  снимали с гребня Крумкол (Безенгийское ущелье) вертолетом. Питерцы шли сюда «тропами» категории сложности  6А и 5Б. «Низкий» градусник не щадил – у  Насти Петровой руки обморожены, у Кирилла Мазурова – ноги. Так закончились сборы федерации альпинизма Санкт-Петербурга. Обошлось без трагедии.

Начало января резко взбодрило не морозным воздухом, сообщениями о трагедиях с заснеженных кавказских вершин – Домбая, Казбека, Эльбруса. Шестерых питерских альпинистов из 2 групп – Виктора Коваля и Валерия Шамало – снимали с гребня Крумкол (Безенгийское ущелье) вертолетом. Питерцы шли сюда «тропами» категории сложности 6А и 5Б. «Низкий» градусник не щадил – у Насти Петровой руки обморожены, у Кирилла Мазурова – ноги. Так закончились сборы федерации альпинизма Санкт-Петербурга. Обошлось без трагедии.


И опыт, сын ошибок трудных…


– Быстро сработала Татьяна Тимошенко, руководившая сборами, – комментирует Руслан Магомедов, профессор СГПИ, кандидат педагогических наук, президент Ставропольской краевой федерации альпинизма. – Ребят эвакуировали по воздуху, очень оперативно, за что огромное спасибо вертолётчикам. Все альпинисты живы, это самое главное. Приняли верное мудрое решение, отказавшись от продолжения маршрута.
Даже для зрелых и опытных, маститых и титулованных спортсменов-альпинистов не расстилают горы гладких дорог. Что сказать о новичках? Эльбрус – гора опасная, непредсказуемая – о чём много говорят и пишут. От сложных поворотов, от мгновенной смены погоды, от уровня подготовки зависит очень многое, нередко – жизнь. В поминальном списке Эльбруса десятки имён, как начинающих альпинистов, так и мастеров. Одни бездумно лезут в гору на авось или нахрапом, другие – спасают ценой своей жизни. Гора каждый год собирает смертоносный урожай, то туманом накроет, то лавиной. Одно дело, когда на вершину идут подготовленные люди, представляющие, что их ждёт (да и таким Эльбрус сюрпризы преподносит), другое дело – бесшабашные самоуверенные адреналинщики, стремящиеся получить «заряд бодрости». Таким никакие законы не законы.

- Правила альпинистов написаны кровью, российская федерация альпинизма составляла их не враз, а на основе многолетнего опыта наших старших товарищей, – поясняет Руслан Магомедов, – Потому новичкам стоит максимально прислушиваться к старшим, сейчас немало таких, кто уверен, что самостоятельно, в одиночку поднимется на любую высоту, это опасная тенденция, – отмечает Магомедов.

Он вспоминает об одном горе-восходителе: тот отправился на вершину Эльбруса… в тапочках, с бутылкой портвейна и яблоком на закуску. Подобное неуважение к горам недопустимо, к ним – только на «Вы» и с поклоном.

- Я, приехав в горы, первым делом здороваюсь, прошу пустить меня, а уезжая – обязательно прощаюсь, – делится Магомедов. – Вершины нужно уважать, гора примет или нет – никто не знает.

Можно ли предотвратить трагедии в горах или хотя бы сократить печальную статистику? Можно, считают специалисты. В первую очередь, наращивая профилактическую работу – в секциях альпинизма таковая проводится. Тренировки, беседы, встречи с ветеранами альпинизма – форматы разные, цель одна: подготовить человека не только физически, но и морально к восхождению. Не всегда, как считает Руслан Расулович, сказывается температурное давление (а на Эльбрусе и в июле бывает -25, зимой -55), очень сложно психологически.

- Профилактика должна быть многосторонней, на всех этапах – в федерации мы занимаемся этим на этапе подготовки, но необходимо усилить совместную работу, привлекать власти и МЧС уже на местах, – отмечает Магомедов.


Горные волонтёры


В своё время ветеран альпинизма, легендарный Ян Дамианиди рассказывал автору статьи о том, сколько отличных турбаз и альплагерей было на Кавказе, сколько людей со всей страны съезжалось в эти места. И трагедий было меньше. Сегодня на слуху только Безенги, держится, слава Богу. Проводились и регулярные тренировки спасателей, инструкторов, совместные учения.

- Существовали и общественные спасательные отряды, как сейчас говорят – волонтёрские, спортсмены-альпинисты проходили специальную подготовку, я сам такую прошёл и имею жетон «Спасательный отряд СССР». В 2007-ом в Федерации альпинизма такую подготовку возобновили, за это время жетон «Спасение в горах» получили немногим более 300 человек, потребность же в разы выше, – подчёркивает Магомедов.

Но дело в том, что спасатели-общественники ничем не защищены социально и юридически, приходя на помощь в горах на свой страх и риск, они могут сами оказаться в спорной ситуации.

- В МЧС отличные ребята работают, с высоким уровнем профессионализма, но выезжая на спас-работы нужна акклиматизация, это серьёзный момент, – объясняет Магомедов. – Я сам ежегодно участвую в спас-работах, мы сотрудничаем с МЧС. Бывают случаи, когда помощь нужна незамедлительно, тогда сами альпинисты приходят на выручку.

Как говорят многие туристы, в горах неплохо бы выставлять мобильные волонтёрские группы, такие спас-патрули – акклиматизированных, подготовленных и проинструктированных людей, готовых оказать помощь альпинистам, туристам, путешественникам. Что скрывать, сегодня немало тех, кто купив дорогое спецснаряжение, убеждён – этого вполне достаточно, чтобы совершить восхождение. И инструкторами пренебрегают, полагаясь на свои силы. А подготовка на разных видах горного рельефа – это так, развлечение для бедных.

Да, чрезвычайную ситуацию в горах не остановишь – опытные альпинисты из Волгодонска погибли на Казбеке именно по этой причине. Но помочь и предотвратить то, что в человеческих силах, необходимо.

«АиФ-СК» не раз писал о девушках-альпинистках – Марьяне Шидовой из КБР и Марии Ушаковой из Ставропольского края. Хрупкие, красивые, открытые и такие мужественные, сильные духом. Они поднимались на главные вершины разных стран и континентов, ходили на Эльбрус. Мария как-то рассказывала, что при восхождении её просто сдувало ветром, она такая худенькая, а погодка заставляла кланяться, укладывала в снег. Что помогло девушкам не сдаться, дойти до вершины? Команда. Люди, которые рядом.

Да, есть восходители-одиночки. И они всё равно пойдут своим маршрутом. Вот почему в горах нужны спас-патрули. Люди идут к вершинам, а поскольку советский массовый альпинизм, когда школьники, студенты, да и люди постарше занимались подготовкой в секциях, канул в Лету, необходимо на горных перевалах осуществлять контроль, результатом которого может стать спасённая жизнь, предотвращённая трагедия. Возможно, и московского туриста удалось бы спасти – снять его с высоты после полученной травмы. Спас-патрули могли бы проверять заявленные маршруты, и запрещать выход к вершине тем, кто идёт «самоходом», не ставя МЧС в известность.

Будь подобный спас-патруль или другой отряд контроля в Домбае, удалось бы избежать летального исхода для участника аттракциона с зорбом. Он был спущен с «головы Муссы» (так переводится на русский название домбайской вершины). Шар просто не допустили бы к работе без – соблюдения техники безопасности и других соответствующих условий.


Источник: АиФ-Ставрополь.