Кубань: минус один порт


Край лишился одной из точек роста. Проект строительства порта в Темрюке так и останется на бумаге.
По информации «Ведомостей», Кубанское речное пароходство, входящее в состав Азово-Донского пароходства, приобрело право аренды земельного участка у администрации города Темрюк сроком на 49 лет и намеревалось построить портовый комплекс. Губернатор Ткачев в 2009 году издал распоряжение о предварительном согласовании места размещения перегрузочного комплекса в порту «Темрюк».

Кубанское речное пароходство разработало проект строительства, получило положительное заключение экологической экспертизы. Однако «Главгосэкспертиза» выдвинула требование о включении в проект строительства подъездных авто и железнодорожных путей. Подъездные пути должны были пройти по трем биопрудам очистных сооружений. Администрация района выдвинула требование — построить взамен сооружения очистки с насосной станцией с системой ультрафиолетового обеззараживания. Пароходство согласилось с этим требованием, но поставило условие — после ввода в строй система очистки останется в собственности предприятия. Вот здесь-то и начались судебные баталии. Речники потребовали от администрации Темрюкского района 36 миллионов рублей в качестве компенсации за изготовление проектной документации, однако краевой Арбитражный суд стал на сторону районной власти. Дело закончилось тем, что участок земли под строительство терминала речники выставили на аукцион с начальной ценой 65 миллионов рублей.

Таким образом, Кубань лишилась перспективного проекта увеличения перевалки сухих грузов объемом до 4,5 миллионов тонн в год. Учитывая, что основной объем приходится на Новороссийский порт (112 миллионов тонн из 176 миллионов общего ежегодного объема перевалки грузов Азовско-Черноморского бассейна), нагрузка на его терминалы будет возрастать, что может серьезно осложнить движение транспорта, особенно во время курортного сезона.

Но и это еще не все. Темрюкский порт должен был оттянуть часть грузопотока украинских портов. Даже с учетом потери Крыма и сложной ситуации в Мариупольском порте, который, несмотря на военные действия, планирует в этом году сохранить объем перевалки грузов в пределах двух миллионов тонн, Украина, по данным компании «Сиф-Сервис», обладает самым мощным портовым потенциалом на Черном море.

Сергей Капрелов
Специально для «ВК Пресс»
Фото: www.anapafuture.ru