Наталья Пугачева: Для любого творца признание его таланта - величайшая награда!
Театральная фотография в лучших ее проявлениях - часть театрального процесса. Она соединяет в себе репортажность и сиюминутность, но становится историческим документом через время. Как появилась такая счастливая идея - провести Фестиваль театральной фотографии на Кубани?
- Международный Клуб театральных менеджеров и школа творческой фотографии Дмитрия Агеева предложили нам этот проект. На Кубани проходит множество фотовыставок отдельных авторов, а вот Фестиваль театральной фотографии – это что-то более масштабное.
Почему Министерство культуры Краснодарского края взялось курировать Фестиваль?
- Этот проект не имеет аналогов в России. Мы всегда стремимся поддерживать новые свежие идеи, тем более это блестящая возможность для театров пополнить архив, запечатлеть свою историю.
Кто участвует в проекте? Какие имена - это любители или профессионалы?
- Участников много. Более сорока. Помимо Краснодара в проекте еще Армавир и Туапсе. Осуществлена обширная программа: выставки лучших фотографий победителей фестиваля в театрах, а также в Краевом выставочном зале мы увидели лучшие работы проекта под названием «Театр открывает тайны».
Фестиваль проходит в необычном для Кубани формате: талантливых фотографов, независимо от их профессионального статуса, отбирает профессиональное жюри. И затем начинаются съемки в театрах.
Они снимали в свободном режиме или им были предписаны какие-то условия, тематика и пр.?
-Тематика современной театральной фотографии любая: это могут быть и съемка спектакля из зала, и репортаж за кулисами, и личная жизнь деятелей искусства, и портрет. Фотографы придумывают сами свою концепцию творческого проекта: могут снимать закульсье, театральный цех, репетицию, известного актера, в общем, все зависит от фантазии конкурсантов.
А лично вам, какая тематика фотографий ближе и интересна на Фестивале?
Мне понравились работы, запечатлевшие как жизнь «вне сцены», так и сам репетиционный процесс: летящий Спартак, артисты театра балета Юрия Григоровича изнуренные тренировками. По-новому представлен мир кукол: здесь стерта грань между реальными людьми и марионетками. Кукловоды отдают всю свою душу и энергию своим созданиям. Это поразительно. До сих пор перед моими глазами фотография, на которой изображена заслуженная артистка России В. Головушкина. Она, как божественный творец, сверху смотрит на кукольную ширму и управляет движениями марионеток, создавая их истории, их судьбы.
Каким жанрам и направлениям фотографии отдало предпочтение жюри?
-Нет жестких границ. Есть основные предпочтения и номинации – «Репортаж», «Портрет», «Кухня» (это работа за кулисами, в цехах, гримерках и т.д.). Задача - передать внутренний мир и атмосферу театра, что недоступно обычному зрителю. Основной акцент сделан на людях в театральном процессе. Главное - видение фотографа, его индивидуальность, а в каком жанре, не имеет значения. Фотографы оправдали эту философию, запечатлели ценные моменты.
Какой период театральной истории отражён на выставке?
-Это театральный сезон 2012-2013. Он получается насыщенным: нынешний год объявлен годом Константина Сергеевича Станиславского, ему бы исполнилось 150 лет, запланировано много премьер, новых проектов, к тому же в сентябре пройдут мероприятия, посвящённые 80-тилетию Музыкального театра, свои юбилеи отмечают наши такие деятели театра, как Юрий Дрожняк, Анатолий Тучков, Елена Мацкевич, Алина Кузнецова, Сергей Аболмазов, Александр Катков и многие другие. В этом случае конкурсные фотоработы – ценная хроника таких событий.
Что ожидает победителей?
- Для фотографов возможность выставить свои работы уже большая ценность. Для любого творца признание его таланта - величайшая награда!
Какой состав экспертов или членов жюри?
- Дмитрий Агеев (художественный руководитель проекта), Татьяна Зубкова, Суховеева Елена – фотоэксперты, а так же представители всех театров и эксперт из министерства культуры.
Каким видится будущее этого начинания - может быть, в следующий раз расширить тематический набор фотографий, прибавить к ним историческую фотографию, сделать специальную экспозицию о прошлом кубанского театра, отразить в ней 1930-е годы, довоенный и послевоенный период?
- Мы с удовольствием поддержим все начинания и предложения. Проект оказался успешным. Все зависит от фотографов и театров, от их желания и творческого потенциала.
Светлана Колесникова.