Ответы на вопросы по образованию: «Деловой завтрак» с министром Наумовой


В рамках образовательного форума «Создай себя сам» прошла встреча министра образования и науки Краснодарского края Наталии Наумовой с журналистами. Встреча была неформальной, за чашкой чая. И тем не менее министр дала исчерпывающие ответы на вопросы, волнующие представителей СМИ.

Разговор начался с загруженности учителей бумажной работой, что сильно отражается на качестве занятий. Очень часто учитель заполняет бумаги на уроке, а детям дает самостоятельную работу или ставит фильмы. Хорошо, если это обучающие фильмы, иногда же по просьбе большинства — мультики сомнительного качества.

— Школа сейчас очень быстро меняется, — ответила Наталия Наумова. — Очень много бумаг требуют новые стандарты. Меняется учебный план, разработка уроков. Учителя во все времена много писали: планы уроков, проверка тетрадей… Сейчас по закону должны заполнять электронный журнал. Кто-то это делает, кто-то — нет. Бумажный вариант тоже никто не отменял. Но можно электронную версию распечатывать в конце месяца и подшивать для отчетности. Да, мы анализировали, много бумаг приходит в школу от смежных ведомств. Некоторые шлют просто ради цифры статистики. Но практики должны не только жаловаться на то, что много бумажной работы, а конкретно указывать, какую именно форму можно и нужно убрать. Вносить предложения. У меня есть электронная почта, виртуальная приемная, постоянно проводятся встречи с директорами школ. Никто еще конкретного предложения не внес. Берусь лично рассматривать все эти предложения. В министерстве мы половину статотчетности отменили.

Министр также дала оценку проходящему в «Экспоцентре» форуму «Создай себя сам», обозначила его важность и полезность.

— В прошлом году из ста школьников девятых классов 52 выбрали профтехобразование. В этом году цифра увеличилась до 55. Наша задача на следующий год — 60 человек из ста. Мода на высшее образование любой ценой постепенно уходит. Приходит понимание, что выпускник профтех-училища быстрее найдет применение себе и своим знаниям в жизни. Вы, наверное, обратили внимание на новейшее оборудование наших колледжей и техникумов. Оно передовое, такого нет даже на предприятиях. Рабочие специальности всегда будут востребованы. Модернизация системы профтеха проходит капитально. К 75-летию профессионального образования мы собираемся открыть четыре ресурсных центра европейского уровня. На базе Пашковского сельскохозяйственного колледжа — большую ветеринарную клинику. Также будет открыт центр по педагогике в Новороссийске. Помимо этого — центр по дорожному строительству. Ребята там будут обучаться новейшим технологиям строительства, в частности технологии строительства трассы «Формулы-1». На следующий учебный год мы создадим систему классов ранней профилизации, после восьмого класса можно будет поступить в колледж или техникум.

Девятый класс — человек учится и определяется с профессией. Если не определился — выдается аттестат и человек дальше сам себя ищет, понравилось — продолжает обучение.

Затронули тему изучения иностранного языка. С внедрением новых стандартов школа обязана ввести второй иностранный язык. Но, по большому счету, у нас с первым-то не все в порядке. Второй иностранный остался только в специализированных школах. Еще один момент связан с изучением английского языка. Его начинают преподавать со второго класса, причем программа рассчитана на то, что дети уже должны знать алфавит, уметь читать элементарные слова. По сути, их не учат читать, транскрипции… В конце первой четверти задание — написать сочинение про свою комнату. В итоге начинаются проблемы, дети не учат язык и не хотят его знать, родители вынуждены нанимать репетиторов. Неужели у нас, учась по школьной программе, так никогда и никто не будет знать иностранного языка?

— Новый государственный стандарт отражает политику нашего государства. Но пока второй иностранный — по выбору школы и родителей. У нас в десяти школах края изучают испанский, итальянский и даже китайский. По поводу английского языка… Учитель сам вправе выбирать программу, по которой обучать детей. И сам должен ориентироваться на уровень детей и с этой точки зрения строить свои планы уроков. Скоро мы соберемся с учителями иностранных языков и обсудим эту проблему.

Про строительство новых школ уже все с радостью слышали. Министр уточнила, что это процесс не быстрый. А пока решить проблему второй смены не представляется возможным. Журналисты задали вопрос: есть мнение, что начальная школа менее болезненно переносит вторую смену. Говорят, с 2016 года вся «началка» перейдет в первую смену. А среднее и старшее звено — во вторую.

— По стандарту начальная школа должна учиться в первую смену, потому что в начальных классах существует стандарт внеурочной занятости и в этом возрасте происходит социальная адаптация. Существует требование, что все первые классы должны учиться в первую смену. У каждой школы свой рецепт. У кого хватает помещений, у тех все начальные классы в первую смену. Строительство новых школ и пристройки к школам вскоре позволят решить вопрос второй смены.

Губернатор Кубани представил новую структуру исполнительной власти, в которой департамент молодежной политики объединили с министерством образования и науки. Поменяются ли векторы развития министерства в этом направлении?

— Руководитель департамента получит предложение стать моим замом по вопросам молодежной политики, — ответила Наталья Наумова. — Сейчас нам предстоит работать по трем направлениям. Первое — работа с сельской молодежью. Нужна программа. Чем они там у себя занимаются, что их интересует? Это большой пласт вопросов. Второе — работа с молодыми семьями. Третье — трудящаяся молодежь. Мы будем работать по программам как соцподдержки, так и организации досуга. Кроме того, мы будем возрождать кавээновское движение, интеллектуальные игры.

Практику таких «деловых завтраков» с министром образования и науки решено сделать традиционной. И это правильно: неформальное общение помогает поднимать и сообща решать много злободневных вопросов. А у вас они есть к министру Наталии Наумовой? Пишите, звоните!

Инна МОЧАЛОВА.

Фото: 34.ua