Павел Гусев: «Информационная безопасность страны зависит от подписки»


Информационная безопасность России зависит прежде всего от государственной поддержки общественно-политических изданий всех уровней, от федерального до муниципального. Такой вывод сделал главный редактор «Московского комсомольца» и председатель Союза журналистов столицы Павел Гусев на заседании «круглого стола» по теме «Подписка на прессу сегодня. Проблемы и перспективы», прошедшего в Геленджике по инициативе краевой журналистской организации.
В ходе дискуссии Павел Николаевич высказал ряд принципиальных суждений о состоянии отечественной периодики и ее перспективах развития. Предлагаем читателям «ВК Пресс» ознакомиться с наиболее интересными из них.

- Как журналистское сообщество влияет на реформирование «Почты России»?

— Закон о почтовой связи, благодаря вмешательству журналистского сообщества, не прошел в том виде, в котором предлагался на рассмотрение в Государственную Думу РФ. Мы дошли до самого Президента России, чтобы приостановить этот процесс. В проект закона было внесено около 800 поправок, принципиальных соображений. И мы надеемся, что закон в первоначальном виде не пройдет и не будет той удручающей ситуации, когда мы, журналисты, оказались на задворках процессов реформирования почтового ведомства. Во всяком случае, сегодня руководство «Почты России» повернулось к нам лицом и в вопросах подписки, и в вопросах распространения печатных изданий.

- Как сказалось на подписке и тиражах газет и журналов увеличение почтовых тарифов на доставку подписных изданий адресатам?

— Падение подписки в среднем по стране во втором полугодии составило более 20 процентов. В среднем! Где-то упала на 7 процентов, а где-то на все 100 процентов. Это как средняя температура по больнице: покойник лежит с нулем градусов, а у больного с воспалением легких зашкаливает за 40 градусов. И, к сожалению, таких «покойников» среди печатных изданий становится все больше и больше. Ведь, что греха таить, в основе экономической устойчивости большинства муниципальных изданий лежит именно подписка. Реклама в них имеет второстепенное значение.

А то, что сегодня информационная безопасность нашего государства лежит в плоскости «Почта России» — подписка и распространение СМИ в регионах и муниципалитетах — это бесспорно. Без подписки муниципалитетов, отдаленных поселков, для которых печатное слово остается наиважнейшим источником новостей, информационная безопасность России может оказаться под большой угрозой.

- Можно ли было избежать увеличения тарифов на доставку?

— За это же полугодие «Почта России» получила убытков на 500 млн рублей, но потери могли бы составить 3 млрд рублей, если бы не было увеличения тарифов, как считают сами почтовики. И на пять процентов в среднем по стране у них упала выручка. Но в некоторых регионах падение составило до 20 процентов и больше.

На мой взгляд, один из самых печальных моментов, которые сейчас происходят и на которые хотелось бы обратить внимание, это тарифы, которые растут по магистральным перевозкам прессы. Тарифы вырастают на 15 процентов, и нам говорят, что это связано с инфляцией. Но мы с вами знаем, что инфляция составляет вполовину меньше — на уровне 7-7,5 процентов. А этот рост создает нам, редакционным коллективам, большие проблемы.

- Между редакциями печатных СМИ и почтой существуют некие посредники в виде различных структур, создаваемых при «Почте России». Можно ли без них обойтись?

— Существуют огромные проблемы с теми структурами при «Почте России», которые дают наценку на периодику, в результате чего мы теряем своего читателя. Мы говорим об этом уже пятый год. Но сегодня, наконец, новое руководство почты нас услышало. Происходит возвращение к тем советским временам, в хорошем смысле этого слова, когда тарифы будут устанавливаться без наценок.

- Как можно было «Почте России» отдать Межрегиональному агентству подписки (МАП) печатную прессу — страуса, несущего золотые яйца?

— «МК» провел журналистское расследование по тем махинациям, которые творились в МАПе. Деньги, собираемые за подписку, через эту структуру отмывались в течение полугода-года, затем частично возвращались по предназначению, а остальная часть оседала в карманах неких лиц. Делал это один из прежних руководителей «Почты России», человек грамотный, образованный, который понял, как на теле почты, очень аморфной тогда структуры, присосаться пиявкой и отсасывать денежные потоки. После нашего разоблачения часть денег была возвращена, произошли перестановки в руководстве «Почты России». Но пиявки все равно оставались. И то, что сегодня почта хочет вернуться к нормальной работе, вселяет в нас надежду.

А вы думаете прежде на почте кого-то интересовала подписка или доставка телеграмм? Да нет же! Миллионы квадратных метров помещений по всей нашей великой стране, которыми владела «Почта России» — вот что интересовало предприимчивых руководителей. Ведь на этих огромных площадях можно было создавать все что угодно — хоть банковские структуры. Вот ради чего было вокруг почты намешано различных структур. Поэтому и об информационной безопасности там никто слышать не хотел.

- Насколько справедливо мнение, что только повышение тарифов стало главной причиной падения подписки? Ведь у печатных СМИ появился серьезный конкурент — Интернет.

— Появление новых масс-медиа Интернет-формата  — это благое дело. Но аудитория Интернета — 12-15 млн человек. А традиционные СМИ — телевидение, радио и печатные издания — в сумме охватывают 100 млн человек. То есть мы настолько выше и доверие к нам настолько больше, что сравнение явно не в пользу Интернета.

- Рекламный рынок может поддержать печатные издания?

— В связи с западными санкциями против России падение рекламного рынка в масс-медиа составило в среднем до 40 процентов. Уходят банковские структуры, крупные иностранные инвесторы, закрываются предприятия малого и среднего бизнеса. Эта негативная тенденция продолжается. Телевидение и радио первыми ощутили на себе падение рекламного рынка. И печатным изданиям тоже нельзя на него уповать.

- Уменьшение доли иностранного капитала в российских СМИ до 20 процентов — справедливое решение?

— Это правильный процесс с точки зрения информационной безопасности нашей страны. Такое положение в законодательстве есть во многих странах мира.

- Можно ли вернуть подписчиков?


— К сожалению, давно доказано, что, если человек однажды отказался от подписки на издание, которое до этого выписывал, он уже к нему не вернется. За редким исключением. Вот мы потеряли более 20 процентов подписчиков, и из них в лучшем случае 1-2 процента могут еще вернуться. А остальные навсегда скажут нам «до свидания». И это страшно. Это уничтожение печатных СМИ. Причем с помощью государства, хотя большинство печатных СМИ работают на государство. Для меня это абсолютный нонсенс. Я бы еще понял, если бы уничтожили газету, которая работает против государства. Но бороться с собственными журналистами, которые поддерживают государственность, поддерживают информационный баланс в регионах — для меня это абсолютно непонятно. Это тупиковый подход.

- Как возродить сеть киосков по распространению печатных изданий?


— За последние годы количество таких киосков сократилось на треть. Это коснулось и Краснодарского края, руководство которого, считаю, должно последовать примеру правительства Москвы, где киоски, как и почтовые отделения, приравнены к социальным объектам. Аренда у нас в столице сведена почти до нуля, предоставлена возможность торговать, помимо прессы, канцелярскими и прочими сопутствующими товарами.

Яркий пример — Геленджик. Я вышел на набережную в центре города-курорта, прошел сотню метров в одну сторону, затем в другую, и не увидел ни одного газетного киоска. Зато масса сувенирных и курортных лавок. А ведь пресса, по-моему, и есть самый курортный товар: когда как не на отдыхе можно спокойно полистать газету или журнал? По европейским нормам, на 700-1000 человек должен быть один газетный киоск. В местах отдыха, где скопление людей, открывают и больше таких киосков либо отделов в небольших магазинах.

В Москве у нас есть такой опыт. Помимо собственной сети киосков, которая создана при «Московском комсомольце», мы сотрудничаем с розничной торговлей.

Мы у себя проводим подписку через газетные киоски. Да, цифры, может быть, не самые большие. Но несколько тысяч подписчиков приходят в газетный киоск. Им удобно, они недалеко живут и, проходя каждый день мимо киоска, забирают в нем свои подписные издания. Такая подписка, исключающая доставку, получается выгодной для потребителя, практически копеечной. Это один из путей решения проблемы подписки. Но киосков мало.

- Какие еще механизмы увеличения подписки использует «Московский комсомолец»?

— Мы создали внутри нашего холдинга собственное агентство по подписке, которое занимается, в том числе, проведением более ста так называемых «устных» выпусков газеты на предприятиях, в вузах, в городах, поселках, на различных массовых зрелищных мероприятиях. Встречаемся с читателями и там же проводим подписку, причем с огромным бонусом для читателей. Иногда без материальной выгоды, но тем самым мы расширяем свою аудиторию. У нас есть порядка 12 единиц автотранспорта, который разъезжает каждый день по Москве и Московской области и проводит подписку непосредственно по месту жительства граждан. Затем квитки передаются в почтовые отделения. Также мы проводили подписку на всех избирательных участках столицы во время недавних выборов.

Кроме того, мы теперь сами осуществляем почтовое экспедирование по всей Москве. Экспедируем до 500 наименований изданий. Это также дает нам возможность расширять работу по подписке на «МК».

Есть очень много подобных форм, которые помогут сохранить нашу прессу, но для их использования необходима поддержка со стороны региональных властей всех начинаний редакционных коллективов, как это есть в Москве. Не помню ни одного случая, чтобы наши инициативы, связанные с прессой, не были поддержаны в свое время Лужковым и сейчас Собяниным. В частности, у нас есть целая программа по расширению сети газетных киосков, которую мы сегодня реализуем.

- Какие издания должно поддерживать государство, если сегодня в России официально зарегистрировано 79 тысяч средств массовой информации?

— Из общего количества зарегистрированных СМИ около 40 тысяч — это печатные издания, а все остальное — электронные. Кроме того, из общего количества примерно 20 процентов реально не существуют, а лишь имеют лицензию на право издаваться.

А кого поддерживать — сложнейший вопрос. Жизнь сама сократит ненужные газеты и журналы. Но просто автоматически закрывать издания, сокращать информационную доступность для населения — нельзя. Прежде всего надо поддерживать общественно-политические издания, которые выполняют функцию как организатора, так и системного информатора. В том числе необходимо поддерживать свободные СМИ, независимые, через которые высказывается точка зрения, недопустимая для подведомственной прессы. Независимая пресса обеспечивает 29-ю статью Конституции РФ — право на свободное получение информации. И для таких изданий процент дотаций должен быть абсолютно одинаковый с тем, что выделяется для правительственной, например, газеты. Но выделять дотации изданиям для садоводов и огородников, тем более изданиям-однодневкам, думаю, нет смысла. А общественно-политические издания мы обязаны внедрять в читающую среду, поскольку от них зависит и влияние государственных структур на все процессы, происходящие в обществе. И в этом вопросе роль союзов журналистов очень велика. Журналистские объединения должны принимать совместные решения о дотациях прессе с исполнительными органами власти на местах.

Записал Евгений Рожанский
Специально для «ВК Пресс»

Фото: www.ntv.ru