«Покровские ворота»: круги коммунального рая.
«Страсти коммунального рая» - так характеризует спектакль афиша. А в коммуналке в центре Москвы их количество зашкаливает для стольких квадратных метров. И страсти выплескиваются в зрительный зал, который в спектакле становится частью сценического пространства. И там герои любят друг друга, ненавидят, ругаются, сходятся.
Главный герой пьесы Хоботов оказывается меж двух огней – своим влечением к молоденькой медсестре Людочке и деспотичной бывшей женой, с которой живет в одной коммунальной квартире. К слову, сама бывшая жена (Маргарита Павловна) уже нашла другого мужчину (Савва Игнатьевич) и собирается выйти за него замуж, но отпускать Хоботова «на волю» не торопится (тут уже аллюзии с известной пьесой Лопе да Вега). Ею движет не столько женская ревность, сколько «материнские» чувства к этому непутевому слабохарактерному человеку, с которым она прожила много лет. Хоботов для Маргариты Павловны - поистине ее дитя. «Это мой крест!!! И нести его мне!» - восклицает она в кульминационный момент безуспешной борьбы сделать из бывшего мужа «человека». Но «взрослый ребенок» больше не хочет находиться ни под чьей опекой. Он полюбил, и любовь дала ему крылья.
Кроме этого трагикомического треугольника (Хоботов - Маргарита Павловна – Савва Игнатьевич) в спектакле действуют и другие многоугольники человеческих отношений (Велюров – Света – Костик – Алевтина, Маргарита Павловна – Хоботов – Людочка). Коммунальный рай становится ловушкой для них, потому как ужиться всем не получается, а уйти им некуда…
Спектакль Краснодарского академического театра драмы получился ироничным и …. задорным. Во многом это заслуга текста Леонида Зорина, который давно разобрали на цитаты. Но свою долю внесли и хорошо поставленная хореография, и грамотный видеоряд, который дополнял театральное действо, не перебивая его, внося новые смыслы. Все это в последние годы становится визитной карточкой театра.
Краснодарская постановка «Покровских ворот» появилась на волне ностальгии. У режиссера-постановщика Вадима Романова и у доброй половины зрителей спектакля юность прошла в СССР. Именно тоска по молодости стала причиной того, что советское ретро снова входит в моду. Пусть тогда были железный занавес, тотальный дефицит и цензура. Это время хотят вспоминать и будут вспоминать, а значит, появятся еще спектакли, фильмы, картины, книги о далеком Советском Союзе.
Зухра Куб.
Специально для "ВК Пресс".