Пропасть между «бедными Лизами» и «богатенькими Буратино»
Сегодня за чертой бедности по-прежнему остаются 18,5 миллиона россиян, каждый четвертый житель страны имеет доходы ниже прожиточного минимума. Социальное расслоение общества не прекращается. Разница в доходах самых бедных и самых обеспеченных наших граждан выросла за последние годы почти в 20-30 раз.
А тут еще на днях швейцарский банк «Credit Suisse» опубликовал доклад, в котором назвал Россию страной с самым высоким в мире имущественным неравенством, за исключением разве что малых народов Карибского бассейна, рядом с которыми нередко селятся самые богатые люди планеты.
А как к проблеме социального неравенства относятся дети? Педагоги бьют тревогу: расслоение в учебном детском учреждении — одна из острейших проблем современной системы воспитания.
Когда бедность - порок
Недавно в школах состоялись первые родительские собрания. Подруга, у которой сын в этом году выпускник, называет их «собирания», в том смысле, что «собирают не родителей, а их деньги». Пришла она оттуда, мягко сказать, немного ошарашенной. Рассказала, что представитель родительского комитета уже подсчитал, сколько будет стоить провести выпускной, и в тоне, не терпящем возражений, предложил собрать деньги сейчас.
- Если вы нормальные родители, - вещала председатель родительского комитета, - то наверняка, понимаете, что лучше сейчас сдать деньги на выпускной. Всего пять тысяч рублей. А то знаю я некоторых, потом у них денег днем с огнем не отыщешь… И имейте в виду, это всего лишь половина суммы. Но главное - положить начало, а потом мы еще досдадим пять-семь тысяч, в зависимости от запросов ребятишек! Думаю экономить стыдно, ведь прощание со школой бывает раз в жизни! Да… и давайте сдадим сразу за полгода на охрану, уборку и нужды класса.
Реакция родителей была разной. Кто-то согласно закивал и даже полез за тугим кошельком, а кто-то, растерянно оглядываясь по сторонам, пытался прояснить ситуацию: за что такие деньги? Да еще и в начале сентября, когда до выпускного девять месяцев? Однако, переосмыслив волшебные слова «быть хуже других», некоторые родители стали гораздо более сговорчивыми. Порой, проще выложить за выпускной всю зарплату, чем во всеуслышание признаться, что денег нет. Другие же решили просто сразу отказаться от выпускного.
- Можно мы просто получим аттестат, и все? Надеюсь, это бесплатно? - робко спросила мама одного ребенка.
- Я так и думала, снова Скворцовы, вы еще за ремонт класса не сдали, - стала распаляться председатель. – Вы что же и фотоальбом не будете заказывать? Вы что, особенные? Отрываетесь вечно от коллектива? На подарки учителям хотя бы сдайте.
Женщина кивнула и поспешила выйти. Времена, когда бедность не была пороком, по всей видимости, ушли безвозвратно. Подруга рассказала, что все в классе знают проблемы этой семьи, в которой воспитывается четверо детей, но никто не вступился, не защитил. Ваня Скворцов неплохо учится, собирается поступать в вуз, но в классе считается изгоем. И главная причина, по мнению многих одноклассников, несостоятельность, в смысле, бедность его родителей.
Поборы – это инициатива родителей
Как бы там не говорили с высоких трибун, что поборы в школах прекратились, ничего подобного. Организация школьных праздников, ремонты, подписка газет, покупка школьных парт, подарков учителям охрана, уборка, питание, нужды класса (питьевая вода, одноразовые стаканы, мыло, моющие средства и другие мелочи), экскурсии, кроме того, дополнительные пособия по предметам – вот неполный перечень расходов современной школы, которые почему-то ложатся на плечи родителей. Причем, школа на многое из этого получает бюджетные деньги, которые тратят неизвестно на что, и пытаются возместить за счет родителей, которые находятся, в общем-то, в зависимом положении.
Ни одно собрание не происходит без «поборов». Деньги сдаются практически на все. Причем, учителя снимают с себя ответственность за «дань», переложив процесс ее сбора на председателей родительских комитетов, которые собирают, якобы, благотворительность от родителей, а де-факто - прессуют отказавшихся, пугая тем, что деткам будет тяжело учиться, если мама-папа не положат в общую копилку.
Знакомая рассказывала, что председатель их родительского комитета вдруг в середине года решила, что любимому учителю катастрофически не хватает ксерокса, принтера, сканера. Да, может быть, нужны, согласна, но не за счет же родителей, когда все наперечет с высоких трибун говорят о баснословном финансировании образования из федерального бюджета. В классе оказалось несколько таких несогласных «белых ворон». Впоследствии принципиальность родителей отразилась на их детях. Отношение преподавателя передалось всему классу, которые буквально заклевали «неугодных».
Но эта ситуация из разряда тех, когда принципиально не сдавали деньги, скажем, из-за «идеологических соображений». А когда денег реально нет, когда каждая копейка семейного бюджета расписана на месяц вперед?!!
Комментирует преподаватель школы № 63 Елизавета Лазуткина:
- С поборами в школах давно идет серьезная борьба. «Школьные сборы» я бы назвала не злоупотреблением, а непониманием того, что делаешь. Хочу обратиться к родителям: не надо драматизировать ситуацию. Не хотите - не сдавайте. Только объясните это спокойно, приведя свои аргументы. Во всем мире принято, что родители могут помочь школе по мере возможности – но только если захотят. У нас же почему-то это перерастает в борьбу. Учителя защищаются, а родители их обвиняют в поборах. Например, недавно звонят и говорят, что в школе собирают подарки на день учителя. Разве это преступление сделать подарок? Нет. Просто, одни родители таким способом выражают благодарность и уважение к учителю, а другие воспринимают как вымогательство. Пусть тогда не сдают деньги. Никто никого не может заставить.
А вот ещё мнение. Комментирует председатель родительского комитета Татьяна Воронина:
- Образование давно перестало быть абсолютно бесплатным. Уже не первый год многие дополнительные занятия платны, как и дополнительный комфорт в школьных стенах: своевременный, а не плановый ремонт, расходные материалы на ксероксы и принтеры, моющие средства, экскурсии, концерты, походы в театры по литературе и чтению требуют средств, которые государство не выделяет. Поэтому позиция «деятельность родительского комитета меня не касается, и в коллективной помощи я участия не принимаю» не может не вызывать удивления и отторжения.
Уважение за счет кошелька
Ученики живут в вечной борьбе самоутверждений. Действительно, совдеповская коричневая форма отчасти уравнивала всех школьников. Сегодня в школах, даже там, где форма является обязательной, размер кошельков родителей можно определить невооруженным взглядом: телефоны, дорогие гаджеты, сумки, портфели и многое другое. Завоевать уважение к себе можно либо за счет кошелька, либо за счет ума. А если недостаточно ни того, ни другого? Ребенок превращается в настоящего изгоя.
По словам школьного психолога Киры Лещук, ежедневно в школе возникает ситуация, которая заставляет ребенка или подростка вспомнить о кошельке своих «предков». Это превращается для одних в причину самоутверждения, а для других — в ощущение собственной неполноценности.
Комплексами из-за своей бедности страдают даже взрослые, которые хотя бы в силу возраста должны уметь философски смотреть на жизнь, так что уж тут говорить о детях и подростках?
Если в школе одни дети одеты лучше, имеют навороченные телефоны, планшеты, а с занятий они спешат к дорогим репетиторам, а у вашего ребенка ничего этого нет - считайте, парочка комплексов у него в кармане. И нарастающее финансовое неравенство делает пропасть между «принцами» и «нищими» с каждым годом все глубже. Дело в том, что деление детей сегодня стало обычной практикой: официально - по способностям, а на самом деле, совсем по иному принципу. И в гимназический класс при дефиците мест больше шансов попасть у состоятельного бездельника, чем у талантливого ребенка из бедной семьи. Да что говорить, сейчас уже существуют целые школы для «принцев» и «нищих». Причем первые вовсе необязательно частные — чаще даже государственные. Например, исторически сложилось, что 23-ей краснодарской гимназии повезло с сильным директором, который смог собрать более профессиональный преподавательский состав. Можно еще назвать несколько школ, которые издавна считались престижными: № 36, № 48.
Также любой первоклашка чувствует, что Марьвановна намного лучше относится к Вовке, которого папа - крутой бизнесмен - подвозит на фантастически дорогущей иномарке, чем к Лешке, который задерживает деньги на нужды класса.
- Не понимаю, - сокрушалась одно время дочка знакомых, - почему все учителя носятся с Антоном, тянут за уши на золотую медаль. Но ведь он реально бестолковый. Зачем ему «золото», если он ЕГЭ сдаст на низкие баллы? У нас из-за него многие умные дети не получат медаль.
Оказалось, бабушка мальчика «шишка» в каком-то из департаментов.
Дети в таком случае рассуждают: зачем учиться, если пятерки все равно получает не тот, кто знает, а тот, кто имеет подходящих родителей?
Многие мамы и папы просто не знают, как правильно реагировать на такие рассказы. Как отреагировать на рассказы подростка о том, что у Маши хорошие оценки, потому что ее мама делает учителям хорошие подарки, а у Дениса - потому что его папа директор турбазы? Стоит ли объяснять, что жизнь в принципе несправедлива, или пойти другим путем? Что делать родителям, если по материальному достатку ребенок катастрофически не вписывается в коллектив и страдает от этого? Ведь если одного ребенка такое положение может и сделает в будущем сильнее, то другого может «убить», причем как в переносном, так и в буквальном смысле слова! Вспомните нашумевшую историю, когда ученик наложил на себя руки, когда учительница распекала его при всем классе за то, что его родители не могут сдать деньги на нужды класса.
Дети – не витрина респектабельности
Что же можно предпринять, чтобы пропасть между «бедными Лизами» и «богатенькими Буратино» не превратилась в глубокую, непреодолимую расщелину?
Комментарий специалиста, советует школьный психолог Кира Лещук:
- Прежде всего, родители должны начать с себя, ведь большинство детских проблем выходит из семьи. Если дома постоянно ведутся разговоры о собственной ущербности и культивируется зависть к достатку других, то и дети примут эту модель поведения за образец. В каждом ребенке есть нечто особенное, некая область, в которой он успешен и уверен в себе. Задача родителей помочь найти своему ребенку эту изюминку, «точку опоры» и использовать ее для дальнейшего усиления личности, которой не страшны никакие комплексы. Родители не должны прятать от детей социальные проблемы, объясняя при этом, что истинная ценность человека измеряется все же не его кошельком. Дети - не витрина респектабельности родителей. Учите ребенка определять и выстраивать собственные цели, не ориентируясь на возможности и подарки других родителей. Он должен понимать, что главные «оценки» в жизни не получишь за подарки учителям.
Родителям нужно хорошо подумать, как одеть ребенка-школьника. Дело здесь не в деньгах, а во вкусе, который нужно прививать с детства.
Нужно дать своему ребенку положительную мотивацию: хорошо учись, получи хорошую профессию, добейся в жизни большего, чем родители, если тебе не нравится быть бедным.
Наши власти, осознав появление проблемы национального и религиозного противостояния в школьной среде, разработали программу воспитания толерантности, в каждой школе Кубани проводят уроки «Основы религиозной культуры». К сожалению, почему-то в этой программе забыли про социальную терпимость. Хотя проблема эта дальше будет приобретать все более трагический характер. Специалисты уверены, что бороться с социальным неравенством среди учеников можно, лишь создавая в школе особую гуманистическую систему ценностей. К сожалению, учителя оказались не готовы ко многим проявлениям современности. Сейчас они обязаны донести до учеников мысль, что жить по идеям добра и справедливости не только правильно, но и выгодно. Ведь в жизни все может измениться, бедный станет богатым и наоборот.
И еще. Учителя должны избегать резких высказываний и пренебрежительных взглядов в адрес своих воспитанников. Увидеть в ученике личность, оценить его реальные знания, похвалить лишний раз — это и есть признак профессионализма.
Инна Мочалова.