Равновесие нашли под Новороссийском.
Арт-резиденция
Такой фестиваль в России проводится впервые, он уникален и по своей задумке, и по исполнению. Организаторы – а это общественная организация «Деловая Россия», завод шампанских вин «Абрау-Дюрсо» при поддержке администрации Новороссийска – хотели найти баланс между всеми органами чувств. А потому использовали достижения цифрового искусства, искусства общественных пространств, актуальную музыку и современное кино. Кстати, куратором фестиваля стал известный российский режиссер Павел Лунгин.
По задумке, этот фестиваль станет ежегодным, а Абрау-Дюрсо закрепит за собой статус первой российской арт-резиденции аудиовизуальных искусств. И у него есть все к тому предпосылки стать таковым. Что же происходило в эти дни в Абрау-Дюрсо?
Не смотря на то, что погода подкачала – все выходные моросил дождь – фестиваль прошел на «ура». Он «растянулся» от центральной набережной поселка до так называемой водокачки на озере. Но большая часть программы проходила на «Рыбьем хвосте» - огромном равнинном пятачке с видом на воду.
Это место выбрали не случайно. И не только потому, что здесь можно без труда разместить многотысячный фестиваль со сценой и различными площадками. Но и потому, что здесь растет уникальный дуб, которому несколько сотен лет. Именно он и стал символом фестиваля.
Даже в такую сырую и не очень ласковую погоду, народ купался в озере. Это, хоть и не запланированное организаторами, но тоже единение с природой. Открытие первого дня прошло без ненужной помпезности. Даже как-то обыденно. Все было тихо и спокойно, а потом огромная поляна зажужжала, зашевелилась и начала жить своей жизнью.
Много развлечений…
Представьте себе огромное поле, ближе к озеру стоит крытая сцена, упакованная светом и звуком. Кстати, и то, и другое было отличного качества. А все остальное пространство занимают творческие и спортивные мастерские: две песчаные площадки для пляжного волейбола, несколько батутов, где под руководством инструктора можно было полетать.
Тут же на территории народ моделировал из картона, создавал гипсовые фигурки и оттиски масляными красками. Художница из Москвы Янина Черных обучала всех желающих технике линогравюры, когда форма вырезается из куска… линолеума.
А вот цирковую площадку я не смогла обойти стороной. Она, на мой взгляд, была самая популярная, приобщиться к искусству управления предметами хотели все от мала и до велика. Александр Майоренко, преподаватель московского циркового училища, терпеливо показывал, как заставить диаболо (напоминает большую катушку) плавно скользить по леске и летать над головой. Учился народ крутить тарелку на палке, жонглировать шарами, флауэрстиком (палка-цветок) и крутить предметами, напоминающими нун-чаки.
Чуть поодаль расположилась киностудия: деревянная крытая сцена с «задником», изображающим фасад здания. Как и положено, актеры, режиссер на площадке, оператор, помощник с «удочкой»-микрофоном и массовка. Снимали ремейк на «Кавказскую пленницу», которой в этом году исполнится 45 лет.
Как и в обычном кино, приходилось делать по несколько дублей, но чем дальше, тем раскрепощеннее становились молодые артисты. Ниночка мило улыбалась в камеру, стараясь не подать вида, что красные туфли-лодочки на три размера больше, а Шурик старательно изображал изрядно выпившего журналиста.
А в это время небо над поляной запестрело – народ начал запускать воздушных змеев разной расцветки и калибра. Кто-то играл в бадминтон, кто-то в пинг-понг. Одним словом, каждый нашел занятие по душе.
…И немного изотерики
Тем, кто не поленился и протопал вдоль озера полтора километра, открылось удивительное зрелище: лабиринтный портал для нечаянных путешествий. Именно так – портал – и называют свою ландшафтную инсталляцию питерские художники-концептологи Анна Николаева и Сергей де Рокамболь.
Для создания лабиринта «Чаша» пришлось копать небольшие траншеи, а после засыпать их белой мраморной крошкой. Два других сложены из массивных камней песчаника. Четвертая инсталляция – загадочный квадрат Венеры из 49 камней.
Рокамболь рассказал, что белая «Чаша» - интерпретированная ими копия древнейшего лабиринта, он необходим для резонансной настройки организма. По его словам, в древности, проход по такому лабиринту приравнивался к паломничеству в святые места. Здесь есть символичный центр неба и центр земли, а человек, входящий в лабиринт, объединяет в себе эти два начала.
Анна Николаева показала, что на камнях в двух других лабиринтах стоят стеклянные шары, в которых внутри лазером выжжены древние схемы лабиринтов. Это творчество Рокамболя после «Равновесия» поедет на выставку в Брюссель.
На прогулку по лабиринтам, хоть это и далековато от главной тусовочной зоны, все же народ подтягивался. За особыми ощущениями. Прибавьте к этому шаманскую музыку, которая накрывала с головой, и поющую чашу, которую художник привез из Тибета. Все желающие могли взять ее в руки, закрыт глаза, погрузиться в себя, а Сергей Михайлович заставлял ее «петь», звучать.
Лабиринты художники с собой не забрали, поэтому все желающие все еще могут попутешествовать, вот только без музыки и сопровождающего. Наедине с собой и природой.
Вот так, гармонично и ненавязчиво современное искусство влилось в тысячелетнюю красоту Абрау-Дюрсо. Именно этого и добивались организаторы.
На сцене поселился кот
Вечером фестиваль добавил в копилку восприятий звуковую и визуальную составляющую. Оба фестивальных дня под занавес дня выступали JUNIOR BOYS (Канада), ON-THE-GO (Москва), CELEBRINE (Москва), THE UPS! (Санкт-Петербург), TOMATO JAWS (Украина), PROPER HEAT (Литва) и ди-джеи московского клуба «Солянка».
Формат фестиваля позволял слушать музыку, пританцовывать и параллельно заниматься другими делами. Многие увлеченно гонялись за летающими тарелками. Я имею в виду пластиковыми с яркой подсветкой. Кто-то по-прежнему запускал воздушных змеев. Некоторые устроили очередь перед пищевым павильоном. Между прочим, цены здесь никто не задирал, можно было за очень скромную плату съесть большую булочку с котлетой и всякими овощными добавками.
Интересно, что даже на вечерней программе было очень много детей: те, кто умел ходить, преимущественно бегал по полю, а самые маленькие перемещались на колясках. Родители приобщали детей к качественной музыке.
Меломаны, конечно, сгрудились перед сценой. И получали свою порцию тесного общения с музыкантами. Но слышно выступающих было из любой точки, звукорежиссер постарался на славу.
Любимцем публики стал… кот, напоминающий своей ухмылкой Чеширского из сказки «Алиса в стране чудес». Когда я днем увидела большой белый круг с ушками-треугольниками над сценой, то не поняла, что это и зачем? Но вечером вопросы отпали: на этот круг проецировалось изображение кота, точнее его мордочки, которая то успокаивалась, то показывала белоснежную улыбку, то прищуривала глаза, или мотала головой в такт музыке.
Вечером было, что посмотреть. В первый день участники фестиваля стали свидетелями водного шоу, когда все взрывалось и сверкало. А во второй день под занавес фестиваля организаторы запустили небесные фонарики. Восторг!
Здание в 3-D формате
Не стоит забывать и о набережной поселка Абрау-Дюрсо. Здесь тоже было, на что посмотреть. Здесь проходил показ коротких фильмов и анимации российских авторов, а также уникальных обучающих видео по аудиовизуальному искусству.
В формате вечернего кинотеатра под открытым небом зрители увидели авторское документальное кино о науке и научной деятельност: «Сколько стоит ваше здание, господин Фостер?», «Да здравствуют антиподы!», «Какого пола мой мозг?», «Подключи и молись», «Послание в бесконечность».
Прогуливающиеся по парку могли увидеть удивительные скульптуры и композиции. Например, кинетическую инсталляцию «Момент силы» от Марго Трушиной. Это гигантская движущаяся спираль, которая ночью раскрывается лазерным шоу с разноцветными лучами. Были здесь и композиции из виноградной лозы и так далее.
Как только стемнело, изменилось и здание завода «Абрау-Дюрсо». На него проецировалось трехмерное изображение, так называемый видео-мэппинг шоу «Абрау».
На фестивале «Равновесие» каждый нашел то, что больше ему подходит. И то, чего лично ему не хватает, чтобы достичь такой необходимой нам всем гармонии. Природа и современное искусство все-таки смогли ужиться вместе. Встретимся в следующем году!
Марина Краснокутская.
Специально для "ВК Пресс".