Ростов или Кубань: кто кого перелетает?
Министр транспорта РФ Максим Соколов, губернатор Ростовской области Василий Голубев и председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг открыли памятный знак «Нулевой километр ростовского авиапассажира», сообщает ИА Don News.
Новый аэропорт строится с нуля в чистом поле вблизи Грушевского сельского поселения. Общая стоимость проекта — 37 миллиардов рублей. Срок реализации — конец 2017 года. В Южном федеральном округе на роль хаба (крупного регионального узлового аэропорта) было два претендента: Краснодар и Ростов.
Чаша весов склонилась в пользу соседей. Экономисты не раз предупреждали о том, что региональным властям Кубани следовало быть расторопнее.
- Пока Краснодар проигрывает Ростову, — заявил на общественных слушаниях исполнения бюджета края декан кафедры менеджмента Санкт—Петербургского института внешнеэкономических связей Борис Щепакин. — Если в самое ближайшее время край не предпримет усилий по развитию аэропорта Пашковский в Краснодаре, то рискует остаться позади.
Кубань в лице компании «Базэл Аэро» Олега Дерипаски сделала ставку на развитие сети аэропортов в четырех городах: Краснодаре, Сочи, Геленджике и Анапе. Три года назад на пресс-конференции генеральный директор «Базэл Аэро» Сергей Лихарев заявил, что Краснодар для создания хаба подходит лучше всего по сравнению с другими ближайшими аэропортами.
Действительно, Краснодарский аэропорт соответствовал всем критериям регионального хаба: находится он на пересечении воздушных маршрутов, имеет солидный, причем постоянно растущий объем пассажирского трафика, обладает необходимой инфраструктурой. Однако компания «Базэл Аэро» решила не сосредоточивать средства на строительстве хаба, а распылиал их, застолбив перспективные направления в городах -курортах Черноморского побережья, и вложила средства в реконструкцию аэропорта Пашковский. Вероятно, сыграло свою роль решение ФИФА, выбравшей в качестве городов, где состоятся игры чемпионата мира по футболу-2018, Ростов. Краснодар, увы, пролетел. Несмотря на явную обиду региональных властей, чиновники ФИФА своего решения не изменили. Сочи — да, Краснодар — нет.
В конкуренции между регионами ЮФО Ростов усилит свои позиции по ряду направлений: сможет оттянуть серьезные средства федерального бюджета, что в условиях сокращения дотаций, субвенций регионам и фиксирования федеральных программ на территории субъектов РФ приведет к сокращению доли государственной помощи в целом по ЮФО. Значит, нам достанется меньший кусок федерального финансового пирога.
Еще один немаловажный фактор. Соседи, создав мощный логистический центр, перетянут на себя грузовой поток. Что касается пассажиропотока, то здесь пока неясно, кто кого опередит. По итогам 2013 года Краснодарский край по объему перевозок опережает Ростовскую область почти вдвое. Виктор Вексельберг, прославившийся покупкой яиц Фаберже, уже владеет активами аэропорта Екатеринбурга, следовательно, опыта ему не занимать. Вполне возможно, что группа компаний «Ренова» попытается перетянуть пассажиропоток с помощью создания бюджетного авиаперевозчика типа «Добролета». Если цена билетов будет существенно ниже, чем у «Базэл Аэро», то отдыхающие на курортах Черного моря запросто могут прилететь в Ростовскую область, откуда до Анапы всего 450 километров. Доставкой пассажиров в ту же Анапу может заняться «Ренова».
Сергей Капрелов
Специально для «ВК Пресс»
Фото: aftershock.su