С мебелью на выход: Минстрой придумал, как переселять граждан ради реконструкции районов
- Денег на окончание строительства у хозяина нет. Но он купил землю под объектом, поэтому мэрия ничего не может сделать, — пояснил таксист.
Не знаю, прав он или нет, но подобных архитектурных камней преткновения в Краснодаре хватает с лихвой. Помнится, на одном из заседаний «круглых столов», посвященных реконструкции центральной части города, главный архитектор Кубани Юрий Рысин рассказал, что некоторые жители домов в центре ни в какую не хотят переселяться в новые многоэтажные дома. Да, есть такие, кто привык жить, как говорится, на земле. Перспектива сменить дом с гаражом и крохотным огородом на многоэтажные «скворечники» их категорически не утраивает.
О том, что такая проблема в Краснодаре существует, свидетельствует интервью директор департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации города Елена Васильченко в одной из краевых газет. «Очень много обращений на „горячую линию“ связаны с опасениями, что при переселении из зоны реконструкции могут быть нарушены права граждан как собственников жилья. Скажу сразу: это невозможно! Законодательство России стоит на страже интересов собственников, и переселение осуществляется только по взаимной договоренности, с учетом требований граждан».
Обратите внимание, где строится большинство домов и объектов коммерческой недвижимости? На пустырях либо там, где жилье явно аварийное. Было дело, решили снести старые пятиэтажки на берегу Карасунских озер в районе Кубанского госуниверситета. Замысел снести «хрущебы» со стороны улицы Ставропольской вдруг изменился, и в итоге Многоэтажки выросли по улице Селезнева на месте великолепной рощи.
Что говорить о реконструкции центра? Вот упрется какая-нибудь бабушка: «Не хочу переезжать!», как на нее можно воздействовать? Никак. В некоторых городах судьбу ветхих домов, мешающих строительству коммерческого жилья или деловых центров, инвесторы решают кардинальным образом. Там вдруг они начинают гореть, как свечки. У нас такого, слава Богу, пока не было. Если горели, то посадки в районе Гидростроя, где сейчас на их месте выросли дома — высотки.
И все же, как быть с пустившими корни горожанами, не желающими покидать насиженные места? Не останавливать же реконструкцию убогих домишек в центре кубанской столицы?
Похоже, федеральный центр решил заняться этой проблемой. Фишка в том, что если дом признан аварийным, то недвижимость выкупается у собственника принудительным путем. А если дом таковым не признан, то ничего поделать невозможно? Пока да, но вскоре ситуация может измениться. Минстрой разработал механизм выкупа недвижимости, мешающей реконструкции застроенных территорий.
Наш случай. Его суть такова. Застройщик объявляет цену выкупа, но ниже рыночной. Об этом ставятся в известность все собственники объекта. Они проводят собрание, и если 75 процентов выскажутся за, то остальные должны согласиться с их мнением. Затем собственники заключают договор с купли — продажи по одобренной большинством цене.
Аналоги у нас уже есть. Принудительно изъять можно жилье или коммерческие объекты при строительстве федеральных дорог. В Адыгее нечто подобное уже было.
Конечно, на пути претворения механизма добровольно—принудительного выкупа жилья могут возникнуть сложности. К примеру, кто-то из продвинутых жителей обратится с жалобой в Конституционный суд.
- Караул! Нарушают право на неприкосновенность жилища!
А там — как решит суд. Есть еще одна проблема — вот не захотят три четверти жителей продавать жилье? Или установят заоблачную цену квадратного метра.
Но что-то мне подсказывает — уж коль Минстрой сказал «А», то за ним последует и «Б». Дело лишь во времени.
Краснодару спешить некуда. Общая экономическая ситуация сегодня не способствует масштабной реконструкции центра города. Жилье там особо никто не строит. Исключение — возведение ЖК "Центральный" вблизи Сенного рынка «Черноморской финансовой компанией» и ЖК "Большой" у ТЦ "Центр города" строительной компанией "Меритон".
Сергей Капрелов
Специально для «ВК Пресс»
Фото: Элеонора Марченко