Шоу, которое диктует моду!


Более миллиарда долларов вольется в гидроавиацию России, а у Геленджика появится шанс стать яхтенной мариной.
Более миллиарда долларов вольется в гидроавиацию России, а у Геленджика появится шанс стать яхтенной мариной. 

На стыке воды и неба 

Такие перспективы и для отрасли, и для города-курорта открылись после проведения 9-го международного Гидроавиасалона-2012, который проходил, как, впрочем, и всегда, в Геленджике на территории гидробазы ТАНТК им.Г.М. Бериева и аэропорта «Геленджик». 
полет.JPG
Разница в том, что в этом году выставка проходила в несколько ином, расширенном формате. Если раньше основной упор делался на воздушные суда, то в этом году были широко представлены достижения судостроительной отрасли. Большой пласт – так называемые промежуточные объекты, например, экранопланы, суда на воздушной подушке, которые регистрируются морском реестре, но больше относятся к авиации. 

Организатором выставки стал Минпромторг России, который в этом году круто взялся за дело: помимо расширения объектов показа из индустрии гидроавиации, в кратчайшие сроки были возведены комфортные выставочные комплексы, а также помещения, где проходили круглые столы и научные конференции. 
полет1.JPG
Как справедливо отметили присутствующие на салоне первые лица и страны, и края, Россия уже давно – законодатель мод в гидроавиастроении. Однако надо увеличивать финансирование отрасли, выводить ее на более высокий уровень. У нас достойные конструкторы, которым надо дать возможность проявить свой талант в полном объеме. И при этом решить еще ряд важных для страны задач. Например, создать сильную гидро- и авиационную базу для страны. Ведь суда используются не только для перевозки пассажиров и грузов, но и для выполнения патрульных и спасательных операций в море, оказания помощи при ЧС и экологических катастрофах. 

В этом году на гидроавиасалоне говорили и о другом возможном использовании представленной техники – для разработки морских шельфов во время добычи нефти и газа в самых труднодоступных местах. 

«Мертвая петля» затянула нервы 

Гидроавиасалон собрал несколько десятков тысяч посетителей. Одни приезжали за удовольствием, другие – за выгодой и контрактами. Каждый получил то, что хотел. 
полет2.jpg
Простые зеваки-отдыхающие начинали подтягиваться уже к девяти утра, хотя демонстрация возможностей техники и пилотов начиналась только с 11 дня. Но посмотреть было на что: на территории гидробазы были выставлены образцы различных воздушных и морских судов. После окончания представления их можно было, и потрогать, и даже посидеть внутри большинства выставленных объектов. 

Но большинство присутствующих пришло увидеть «Русских Витязей» и «Стрижей» - легендарные летные группы, которые творят чудеса в воздухе. Этот год не стал исключением: пилоты выполняли сложнейшие трюки на тяжелых самолетах. Как вдохновенно рассказывал комментатор шоу, «Витязи» - единственные во всем мире, которые заставили такой тяжелый самолет, эту многотонную махину стать такой сговорчивой. 
полет3.JPG
Был на шоу традиционный трюк «мертвая петля», во время которого пилот поднимает самолет перпендикулярно земле на очень большую высоту. Когда крылатая махина превращается в точку, комментатор начинает неистово реветь: «Скорость 300, скорость 200, скорость 0!» После этого, на мгновенье, зависая в высоте, самолет начинает падать вниз. И уже перед самой водой пилот включает двигатели и ревущая машина выравнивается. 

Были здесь и «бочки», и встречный разъезд, когда самолеты, разгоняясь, летят навстречу друг другу, и в последнюю секунду расходятся железным брюхом. Показали пилоты и эффектный роспуск четверки самолетов. Восторгались зрители, когда в небе тяжеловес нарисовал российский триколор из подкрашенной воды. 

Кстати, флаг нашей страны появился и в более статичном виде: полотнище в почти две тысячи квадратных метров пролетело над бухтой. Вертолет, который на флагштоке и нес достояние страны, казался букашкой по сравнению с триколором. 
полет6.JPG
Порадовались зрители и «летающему человечку», который в костюме аквалангиста отрывался от поверхности моря с помощью струи воздуха и воды. Восхитились и возможностями так называемых пожарных вертолетов, которые способны за один раз взять 25 тонн воды с любой поверхности – моря, реки и даже болота. 

В третий день летчикам пришлось сделать внеплановый вылет. И не только эффектно разбрасывать воду перед зрителем, но и спасать загоревшийся лес. В самый разгар показательных выступлений, группе спасателей пришлось срочно тушить лес в окрестностях Геленджика. Долг ждать помощь не пришлось: более десяти сбросов воды не дали огню шансов уничтожить лес. 

Наши крылья за бугром 

И все же гидроавиасалон – крайне серьезное мероприятие. В этом году его открывал министр Минпромторга Денис Мантуров, а на третий день приехали вице-премьер Правительства России Аркадий Дворкович и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Все высокие гости отметили высокий уровень подготовки демонстрационной программы мероприятия. 

Мантуров в сопровождении Дворковича и Ткачева, а также организаторов салона, владельцев гидробазы прошлись по выставочным комплексам, посмотрели летную программу, обсудили перспективы развития всей гидроавиации в целом и салона в частности. А он стране и городу нужен. 
полет4.JPG
Например, в этом году были подписаны многочисленные соглашения о сотрудничестве между стратегическими производителями авиационной техники и эксплуатантами. На итоговой пресс-конференции генеральный конструктор ТАНТК им. Г.Н. Бериева Виктор Кобзев сообщил, что в этом году было подписано контрактов на рекордную сумму – свыше миллиарда долларов. 

Как прозвучало на пресс-конференции, были подписаны контракты на поставку вертолетной техники и бортового оборудования, в том числе и с зарубежными партнерами. Кстати, на салоне присутствовали представители девяти стран мира! 

Возможно, и яхты… 

Гидроавиасалон – значимое мероприятие не только для всей страны, но и для Геленджика. Как сказал глава города Виктор Хрестин, тысячи людей едут целенаправленно в Геленджик, чтоб посмотреть это шоу. Многие возвращаются сюда снова и снова. Среди посетителей салона и международные делегации, которые, более тесно знакомясь с потенциалом города, выказывают свое желание инвестировать в различные отрасли. Даже взять границы этого салона: объем инвестиций в разы превышает те, что были ранее, в предыдущие годы. 

Виктор Хрестин рассказал, что сейчас в Правительстве «есть мнение о необходимости создания здесь яхтенной марины». Это дорогое удовольствие, но этот проект и его воплощение дадут новый виток развитию курортного Геленджика. По мнению Хрестина, на пути реализации проекта по созданию яхтенной марины, возможно софинансирование. Но эти вопросы обсуждать еще очень рано. 

Пока что можно говорить о высоком уровне проведения Гиброавиасалона-2012 и о его высокой эффективности. Понимая такой потенциал салона и Геленджика, первые лица государства, наверняка, найдут способ дать городу дополнительные возможности для развития.

Марина Краснокутская.
Специально для "ВК Пресс".