Скандал или не скандал в Новороссийске по поводу строительства храма: Кто и зачем посягает на святое?
В информации упоминается небезызвестная «Экологическая вахта по Северному Кавказу», которая долгое время финансировалась на заокеанские гранты, а также некоторые фамилии общественных экологов, также в свое время не чуравшихся защищать родную природу за счет американского спонсорства.
Особый интерес представляет непосредственно видеообращение так называемой инициативной группы новороссийцев к Президенту России Владимиру Путину. Начинается оно под тревожную музыку, какую часто услышишь в голливудских фильмах ужасов, с картинкой православного храма на черном фоне и с душераздирающей надписью «Спасем Малую землю от уничтожения».
А вот некоторые заслуживающие комментариев выдержки из обращения к первому лицу государства.
Вениамин Голубитченко — член Общественного экологического совета при губернаторе Краснодарского края (так он обозначен в сообщениях электронных СМИ):
«Уважаемый господин Президент! Хочу обратиться к вам по поводу строительства на Суджукской лагуне, памятнике природы, храма, комплекса культовых сооружений в Новороссийске».
Когда православный (во всяком случае — судя по фамилии) человек называет православный кафедральный собор комплексом культовых сооружений, это уже вызывает, по меньшей мере, недоумение, а по большому счету — презрение и ассоциации с пресловутыми «Пусси Райт».
Слушаем дальше: «От жителей города Новороссийска хотел бы выразить свое недоумение этой стройкой, поскольку это будет очень большое сооружение, которое закроет собой главную достопримечательность Новороссийска — мемориальный комплекс «Малая земля».
Стоит в этой связи напомнить слова Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, сказанные им при освящении первого камня в основание собора:
«Подлинная человеческая жизнь имеет мощное вертикальное измерение, имеет духовную составляющую. И когда эта духовная составляющая надламывается или разрушается, тогда разрушается и человеческая личность, разрушается народ, разрушаются государства. И об этом легко говорить здесь, на Малой земле. Ведь не одним только оружием мы победили здесь страшного врага. Каким должно было быть внутреннее состояние людей, которые под покровом ночи пересекли Цемесскую бухту и высадились здесь, перед лицом вооруженного и страшного противника! Какую нужно было иметь силу духа, чтобы идти навстречу моря огня! Но ведь пошли наши отцы и деды! И принесли Великую Победу своему народу!».
А господин Голубитченко приводит еще один довод: «Кроме того, здесь находится пляж, один из любимейших пляжей новороссийцев и гостей города. И соседство голых людей с храмом, мне кажется, совершенно неуместным. Тем более, это не просто храм, а кафедральный собор, то есть место, где будут обучать священников. О какой аскезе в данном случае можно говорить?».
На самом же деле пляж находится от стройплощадки еще дальше, чем Суджукская лагуна. Голым там никто не купается, а раздетых до купальных костюмов людей можно разглядеть с места будущего собора разве что в мощный бинокль или подзорную трубу.
При этом инициативный общественник умалчивает о другой важной особенности: храм будет стоять фактически через дорогу от центрального входа на территорию Государственного Морского Университета им. адмирала
«Лучшие памятники и храмы в России всегда строились на народные деньги и по народному желанию. Непонятен выбор строительства храма рядом с Суджукской лагуной в городе Новороссийске в низменной поверхности, потому что храмы всегда строились на возвышениях. Храмы должны быть видны любому жителю, проживающему в этой территории. Их колокольный звон возвещал о службе для всех живущих в районе людей. Почему храм, который строится в Новороссийске, строится в низменной поверхности, а еще и против желания жителей города?».
При всем уважении к Татьяне Григорьевне, нельзя с ней согласиться в приводимых доводах. Все горожане знают, что Морской кафедральный собор строится на народные пожертвования. Тем более строительство будет вестись не вопреки народному желанию, а по воле народной.
Что касается строительства «в низменной поверхности», то позволю себе не согласиться. Даже предыдущий оратор, соратник Татьяны Григорьевны, утверждал, что собор закроет собой мемориальный комплекс, имея в виду, очевидно, что он действительно будет возвышаться над той низменной местностью, где расположены и Суджукская лагуна, и Суджукская коса.
И еще. Храм будет стоять на очень видном месте со стороны входа в Цемесскую бухту. Новороссийск недаром называют портом всех морей и океанов. Недаром он является крупнейшим морским торговым портом нашей страны.
Однако слушаем дальше нашего второго оратора: «Уже построенные храмы не заполняются верующими. Почему строятся бесконечно новые храмы, а на детские сады, школы, больницы не хватает денег? Не хватает денег на учителей, врачей, образовательные программы. Просим обратить на это внимание, и более пристальное внимание к нуждающимся людям, а не на бесконечное строительство новых и новых храмов».
Видно, не ходит этот эколог в храмы не только по будням, но и в праздники. Иначе таких пассажей в ее речи не было бы. Новороссийск развивается именно в сторону Суджукской косы, где, словно грибы после дождя, растут не просто отдельные многоэтажки, а целые новые микрорайоны. И единственный расположенный в этой части города храм Новомучеников и Исповедников Российских давно не вмещает прихожан. В дни православных праздников люди толпами стоят вокруг храма в ожидании очереди.
Относительно нехватки денег «на детские сады, школы, больницы» и прочая — еще и еще раз повторим: храмы, в том числе и Морской кафедральный собор, строятся в Новороссийске на народные пожертвования.
К слову сказать, если уж Татьяна Трибрат называет себя сопредседателем Совета по экологической безопасности при главе
Зачем же мешать котлеты с мухами?!
Третьим обратился к главе государства Михаил Букарин, обозначенный в качестве представителя молодежи города.
Но это только цветочки. Ягодки — в самом обращении. «Я представляю интересы всей молодежи города Новороссийска», — ничтоже сумняшеся заявляет с первых же слов молодой человек. У меня, к примеру, есть взрослые, хотя еще достаточно молодые дочь и сын, 27 и 18 лет. То есть они относятся к молодежи Новороссийска, но не уполномочивали неизвестного им господина Букарина представлять их интересы перед Владимиром Владимировичем. Более того, они имеют совершенно противоположную Михаилу точку зрения по поводу строительства Морского кафедрального собора, как и все их друзья, сверстники, знакомые, с которыми довелось общаться.
Но послушаем дальше. «Меня немножко обижает ситуация по отношению к строительству храмового комплекса на Малой земле, —
Заметим сходство уничижительного словечка «церквушка» этого оратора с не менее выразительным «комплексом культовых сооружений», как назвал будущий Морской кафедральный собор первый из выступавших. Вновь неприятно пахнуло «Пусси Райтом». А ведь и Букарин, и Голубитченко люди молодые. О них говорил Патриарх Кирилл, обращаясь к новороссийцам во время освящения закладки первого камня:
«И вот сегодня, когда Отечество наше стремительно развивается, когда многое меняется к лучшему, мы должны особое внимание обратить на духовное воспитание нашей молодежи, на укрепление духа нашего народа. Ради этого мы и строим новые храмы. Ради этого здесь, на героической Малой земле в Новороссийске, и будет по милости Божией возведен храм».
Многое становится на свои места после прослушивания четвертого и последнего из ораторов. Елена Москвичева позиционирует себя проще своих соратников, потому и честнее: представитель инициативной группы жителей Новороссийска. К слову, в электронных СМИ размещена фотография этой группы, где насчитывается менее 20 человек. Не станем цитировать всех слов госпожи Москвичевой, потому что во многом она либо повторяет уже сказанное другими «инициаторами», либо вообще говорит о вещах, не поддающихся серьезной оценке.
Приведем лишь одну ключевую фразу: «На сегодняшний день порядка 3300 человек подписало петицию против застройки Малой земли. Услышьте их голос! Помогите нам!».
Население Новороссийска превышает 300 тысяч человек.
Поэтому убежден, что Морской кафедральный собор будет возведен в Новороссийске там, где началось его строительство.