В сентябре текущего года специалистами консультационного центра/пунктов для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» проведено сравнительное тестирование хлеба белого из пшеничной муки 1 сорта.
В сентябре текущего года специалистами консультационного центра/пунктов для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» проведено сравнительное тестирование хлеба белого из пшеничной муки 1 сорта.
Одновременно работа проводилась консультационным центром в г. Краснодаре и консультационными пунктами филиалов ФБУЗ.
Выбор объекта исследований обусловлен тем, что хлеб белый из пшеничной муки, формовой является товаром «социальной» группы, он доступен широким слоям населения, пользуется большим спросом и входит в рацион практически каждого человека.
Выбор наиболее востребованных производителей хлеба белого из пшеничной муки 1 сорта, формового производился путем анкетирования населения. В результате потребительского анкетирования определилось по 3 наиболее востребованных территориальных производителя, продукция которых широко представлена в розничной сети Краснодарского края.
Хлеб испытывался по:
- органолептическим показателям (вкус, запах, внешний вид, состояние мякиша);
- физико-химическим показателям (влажность, кислотность и пористость мякиша);
- потребительским свойствам (предельный срок хранения в полимерной хлебнице, соответствие массы изделия заявленной, наличие упаковки);
- информации для потребителя (полнота, доступность).
Для проведения сравнительных испытаний была применена 100-балльная оценочная шкала, разработанная экспертами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», со следующей градацией оценок:
отлично – 100 - 95 баллов;
хорошо – 94 - 80 баллов;
удовлетворительно – 79 - 20 баллов;
неудовлетворительно – 19 - 0 баллов.
Покупка образцов осуществлялась специалистом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» совместно с представителями общественности в торговой сети своей территории.
Итогом работы явилось составление итоговой рейтинговой таблицы с указанием общей бальной оценки и места образца.
Проанализировав результаты исследований по выбранным показателям хлеба белого формового из муки 1-го сорта, представилось возможным сделать вывод о том, что основным недостатком реализуемого продукта является отсутствие информации о товаре. Так, из 48 образцов исследованных в различных районах края только в 8 образцах (или 17%) присутствовала полная информация (заводская упаковка с маркировкой или информационный листок в торговой организации) или частичная информация (часть информации представлена на ценнике). В 40 образцах (или 83%) информация о товаре полностью отсутствовала и, продавец, реализуя неупакованный хлеб «через прилавок», зачастую не мог предоставить сведения о весе продукта, сроке годности и тд.
При оценке по органолептическим показателям установлено: все образцы соответствовали требованиям стандарта; баллы снимались или повышались по отдельным показателям, характеризующим вкусовые характеристики.
По результатам лабораторных исследований установлено: все физико – химические показатели соответствовали требованиям стандарта.
Заслуживает интереса такой показатель как «предельный срок хранения в полимерной хлебнице». Все образцы хлеба сохранили потребительские свойства при хранении в чистой полимерной хлебнице в течение 48 часов. Незначительные изменения были отмечены только после 72 часов хранения.
Подсчет баллов по каждому образцу показал: ни один из 48 образцов не получил оценку «отлично» или «неудовлетворительно»; 17 образцов получили от 80 до 94 баллов и заслужили оценку «хорошо»; 29 образцов оценены «удовлетворительно» и основной причиной такой оценки явилось отсутствие информации о товаре.
Сравнивая результаты потребительского анкетирования с результатами сравнительного тестирования хлеба можно сделать вывод: в большинстве случаев предпочтение покупателей относительно выбора производителя хлеба совпали с результатом, выразившемся в итоговой балльной оценке.