Виктор Кадькало: «Сегодня все проблемы решаемы…»


МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. Откровенно говоря, идея разговора с Виктором Кадькало вынашивалась с момента назначения его и.о. главы Гулькевичского района. Работа в трех муниципальных образованиях (до этого — Кавказский и Тбилисский районы, не центральные и в основном аграрной специализации, каких большинство в крае) дает достаточно уникальный управленческий опыт. Интересно услышать мнение о территориях и об особенностях работы в них как раз в разрезе ситуации. И не просто мнение, а размышления одного из лучших глав муниципальных образований края.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. Откровенно говоря, идея разговора с Виктором Кадькало вынашивалась с момента назначения его и.о. главы Гулькевичского района. Работа в трех муниципальных образованиях (до этого — Кавказский и Тбилисский районы, не центральные и в основном аграрной специализации, каких большинство в крае) дает достаточно уникальный управленческий опыт. Интересно услышать мнение о территориях и об особенностях работы в них как раз в разрезе ситуации. И не просто мнение, а размышления одного из лучших глав муниципальных образований края. Именно Кадькало вывел Тбилисский район на пятое место по эффективности работы местного самоуправления, при том, что территория сугубо сельскохозяйственная, со всеми вытекающими объективными сложностями. И вот прошло практически сто дней главы в новом районе, который теперь надо вывести на другой уровень. Уже можно и делать выводы.

— Виктор Игоревич, какие впечатления уже сложились? Что при переходе в новый район было ожидаемым, а что оказалось неожиданным?

— О том, что будет тяжело, что этот район в два раза больше и географически, и по численности населения, я знал. Мы общались с предыдущим руководителем, делились проблемами и способами их решения — сказать, что я был не в курсе сложившейся обстановки, нельзя. Многие проблемы, особенно связанные со сферой ЖКХ, были ожидаемы. Удивило то, что, несмотря на известные трудности, есть направления, где достигнуты действительно хорошие результаты. В частности в администрации достаточно сильный экономический блок.

Но, несмотря на требования руководства края работать исключительно в интересах каждого человека, к сожалению, в этом ключе работа не была поставлена. В итоге — огромнейшее количество обращений, которые, минуя администрацию района, уходят в край, в Москву, куда угодно, но только не непосредственно к нам. Это действительно системная ошибка, которую сегодня мы пытаемся исправить и возвратить доверие населения.

— Что для этого делается?

— Мы принимаем нестандартные решения. Возьмем ремонт районной больницы. Он был своевременно начат, на сегодня мы выявили и исправили недочеты, которые были допущены при составлении сметы. При поддержке краевой администрации получили денежные средства и работаем. В то же время таким вопросом, как потеря 27 врачей только за прошлый год, никто не занимался вплотную. В этом году тоже некоторые планировали уйти... Однако после принятого мною решения поддержать молодые кадры и выплатить из бюджета района единовременную сумму в 250 тысяч рублей с условием отработки в районе шести лет, а не пяти они свои планы изменили, остались и продолжают трудиться. Деньги получат до конца августа.

Кроме того, мы приняли программу, по которой всем приезжающим и заключающим контракты на десять лет врачам выплачиваем по 500 тысяч подъемных. Из районного бюджета. На сегодня два доктора уже подписали такие контракты и два транша по 500 тысяч зачислены на их лицевые счета. Недоверие, вызванное прежними бездейственными обещаниями, ушло. На следующей неделе должен приехать еще один врач, также шесть или семь человек планируют перебраться с Дальнего Востока. Мы поставили цель: принимать десять, а то и пятнадцать врачей каждый год и таким образом за два-три года решить проблему нехватки медицинских кадров в районе.

Все разговоры и отношение людей сразу изменились. Сами врачи успокоились, хотя немного насторожились: взамен я требую не только качественного предоставления медицинских услуг — это само собой разумеется, но и человеческого отношения к пациентам. Будем привлекать врачей столько, сколько нужно — до ста процентов охвата. Чтобы была возможность избавляться от тех, кто не захочет работать на жителей.

— А деньги???

— В контракте все предусмотрено: в случае расторжения договора по инициативе администрации за выявленный административный проступок или нарушение сумма взыскивается полностью.

Я надеюсь, что через год-полтора буду ездить в медицинские учреждения только если что-то заболит, а не для того, чтобы разбираться с проблемами.

— То есть вы не закручиваете по-другому бумажную работу, а берете проблему и решаете ее, этим снимая напряжение и уменьшая количество жалоб…

— Абсолютно верно. Плюс в разрезе каждого поселения смотрим на проблемы и ищем пути решения по каждой.

Во главу угла всей работы ставится, конечно же, экономическая составляющая района. Это налоги, наполняемость, доходы. Неналоговые доходы — к сожалению, работа по их сбору полностью провалена. Поступления в консолидированный бюджет в сумме 30 миллионов — для Гулькевичского района это ничто. Для сравнения: в Тбилисском районе неналоговые поступления — 134 миллиона. Эти деньги на сто процентов остаются в бюджете района, к тому же арендная плата — очень легко собираема. И из достижений можно отметить, что за два месяца с торгов продано столько же участков, сколько за предыдущие два года, дополнительно в бюджет поступило два миллиона рублей только от продажи права аренды.

— Власти Краснодарского края говорят о такой проблеме, как неравномерность экономического развития территорий. Вы не понаслышке знаете об экономическом развитии трех районов. В чем еще конкретно выражается эта разность?

— Дело в том, что стартовые позиции у всех территорий разные. Потому что — давайте честно говорить — на сегодняшний день только несколько районов нашли свою новую составляющую, свое «сейчас». В том же Абинском районе появился металлургический кластер, который будет раскручиваться. В Апшеронске — деревообрабатывающий, который тоже развивается. Остальные районы в основном пользуются той сложившейся экономической составляющей, которая тянется еще с советских времен. Но в то время распределение тоже было не всегда равномерным. Гулькевичский район здесь не исключение. Кроме того, дополнительная составляющая этой неравномерности, я считаю, пользование землями сельхозназначения. В тех территориях, где сохранились крупные, базовые предприятия, гораздо больше стабильности.

К тому же территория края неравномерно обеспечена инженерными сетями. Для любого инвестора первый вопрос — не поиск земельного участка, которых на сегодня много (благодаря Сочинскому форуму их каждый район готовит, здесь есть что предложить), а наличие инженерных сетей. Во сколько обойдется подвести их и есть ли они вообще в том объеме, который необходим? Вот в этом тоже есть определенная неравномерность, и этим тоже надо заниматься. Учитывая, что мы и здесь находим нестандартные решения, еще ни один из желающих получить тот или иной участок от своей идеи не отказался.

— Возникает вопрос по Сочинскому экономическому форуму — 26 сентября уже не за горами. Портфель сформирован?

— Да, он сформирован, на сегодняшний день мы завершили проработку небольших инвестиционных проектов — тех, что начнут реализовываться в ближайшее время. Сейчас детализируем крупные предложения, они очень интересные, но, пока еще не все вопросы урегулированы и решены, мы не хотели бы называть эти проекты конкретно.

— Вы управляете уже не первой территорией. Каково мнение об основах управления на Кубани в целом?

— Руководством края выбрана такая концепция: дойти до каждого, узнать потребности и, если есть возможность, помочь. Если нет, то разъяснить все и подсказать, кто сможет помочь. Следовательно, в рамках этой концепции выстраивается и конкретная работа: если раньше поступали жалобы, что сотрудники администрации не так приняли, не так рассказали, отправили куда-то, то на сегодняшний день мое жесткое требование — исключить подобные ситуации. Если я узнаю о таком случае, то на первый раз это предупреждение, на второй сотрудник просто ищет себе другую работу. И это уже имеет результат. Да, иногда мы даем отрицательные ответы: к сожалению, невозможно удовлетворить все просьбы и пожелания. Но в любом случае разъяснить, что можем и чего не можем, подсказать, куда нужно обратиться, с указанием всех необходимых адресов, мы просто обязаны. Запрашиваем у служб всю информацию и предоставляем, раз обратились именно к нам.

Второй немаловажный фактор: на сегодняшний день администрация края очень четко и планово выстраивает отношения с территориями. Сегодня есть возможность принять участие в любой программе и получить средства на решение практически любого вопроса. Единственное, что нужно, — выполнить некоторые условия: найти деньги на изготовление проектно-сметной документации, участвовать в конкурсе, доказать, что этот проект необходим и с его помощью можно достичь необходимых целей. И все. Потом просто немного подождать — объекты финансируются с хорошей плановостью. Правила игры четкие и понятные, и на сегодняшний день только ленивый или очень ленивый не сможет чего-либо сделать для решения актуальных проблем.

— Для любой работы нужны люди. Ощущается ли кадровый голод в нецентральных территориях края?

— Ощущается. На сегодняшний день идет мощная поддержка педагогических работников, сотрудников здравоохранения, учреждений культуры. Считаю это абсолютно правильным. Заработная плата действительно была очень низкой, и, я не побоюсь этого слова, людей, которые продолжали работать за те деньги, можно назвать настоящими патриотами. Считаю, что и район и государство — все мы в неоплатном долгу перед этими людьми, которые такой долгий срок работали по большей части просто за идею. На сегодня ситуация меняется, заработная плата в школе на десятки процентов превышает зарплату сотрудников управления образования. Раньше лучшего специалиста из школы можно было легко пригласить на работу в управление образования, где огромная нагрузка и нужно иметь аналитический склад ума. А на сегодняшний день, с моей точки зрения, ситуация в управлении становится критической. Сотрудники управлений, владея ситуацией, быстро уходят в школу, и работать становится некому. То же самое и в экономике: предприятия достигли хороших результатов, и простые рабочие на сегодняшний день получают достойную оплату труда — от 25 до 40 тысяч рублей. По 40 тысяч рублей получают заместители главы администрации района при колоссальном объеме работы, колоссальной нагрузке, ненормированном рабочем дне и персональной ответственности. Поэтому кадры подыскивать все тяжелее и тяжелее. И если в ближайшее время вопросы оплаты труда в системе управления не будут решены, то уже сотрудников администрации можно будет называть патриотами…

— Вы уже увидели, прочувствовали потенциал района? Каковы программа-минимум и программа-максимум его развития?

— Программа-минимум — устранение всех выявленных болевых точек в разрезе каждого поселения, я уже о них говорил: модернизация системы жизнеобеспечения, вода, тепло, уличное освещение, дороги (считаю, что мы должны ставить перед собой задачу приведения абсолютно всех дорог в нормальное техническое состояние). Относительно медицины тоже говорили о требованиях. Ну и планируем строить как можно больше новых социальных объектов, как можно больше земли отдать в аренду бизнесу.

— Так это минимум или максимум?

— Это минимум! А максимум — все, что будет начато в этом и следующем году, доделать, достроить максимально качественно.

Все проблемы нам известны, и уверен, что совместно мы сумеем их решить. На сегодняшний день нерешаемых проблем на Кубани и в Гулькевичском районе нет. Нам нужно просто время, взаимопонимание, поддержка друг друга, и все у нас получится.

А значит, мы выйдем на следующий минимум — уже совсем другого порядка.

Наталья Кулакова.