Выставка греческого фотохудожника, посвященная русскому монашеству на Афоне, в Новороссийске: подробности и фото
Выставка открылась 15 февраля, в день, когда Президент Греции Прокопис Павлопулос впервые после своего избрания на пост главы государства посетил Москву и встретился с Президентом РФ Владимиром Путиным. Об этом напомнил собравшимся на торжественной церемонии открытия экспозиции Генеральный Консул Республики Греция в Новороссийске Фрагискос Костелленос, передавший приветственный адрес от Президента. Также он сообщил, что в Москве в этот же день главы двух государств объявили 2016 год в России годом Греции, а в Греции — годом России.
История Афонского подвижничества немыслима без той роли, которую в его судьбах сыграла Россия.
Ровно тысячу лет назад началось на Афоне русское монашество. Именно этот знаменательный юбилей и станет основой проводимых культурных мероприятий в 2016 году в двух дружественных православных странах.
С приветственным словом к присутствующим также обратились Генеральный Консул Республики Кипр в Краснодаре Никос Василиу, заместитель главы Новороссийска Александр Павлов, председатель Новороссийского греческого общества Анатолий Гуров. Публике был представлен и сам виновник торжества — Костас Асимис.
Он родился в 1951 году в Ташкенте в семье греческих политэмигрантов, переехавших в Советский Союз после гражданской войны в Греции 1946–49 годов. С детства увлекался фотографией. Окончил филологическое отделение Белградского университета, куда перебралась его семья. Там же окончил специальные курсы подготовки фотографов и получил работу в студии моды и рекламы в Мюнхене. В 1982 году переехал на постоянное место жительство в Грецию, в Салониках открыл собственную фотостудию.
В 1984 году Костас впервые посетил Афон. И с этого времени в течение трех десятков лет занимается съемкой святогорской природы, монастырей и храмов Афона, ведет фотохронику повседневной жизни монашеской общины, занимается восстановлением и реставрацией фотоархива второй половины XIX — первой половины ХХ веков русского
«Добро пожаловать на выставку! Благодарю всех, кто пришел на открытие, — коротко сказал автор на чистейшем русском языке. — Хочу, чтобы вы посмотрели на представленные работы, и, если будут вопросы, я готов ответить, дать пояснения по каждой фотографии».
Долго не расходились зрители, то и дело задерживаясь у большинства фоторабот. А вокруг Костаса Асимиса собралась целая «экскурсионная» группа особо любознательных новороссийцев, которым автор давал очень подробные разъяснения на все возникавшие вопросы.
Афон — название горы и одноименного полуострова на севере Восточной Греции, также известного как «Святая Гора». А в системе административных районов Греции имеет название «Автономное монашеское государство Святой Горы», но не является самостоятельным государством. Это самоуправляемое сообщество 20 православных мужских монастырей в непосредственной юрисдикции Константинопольского государства. Помимо греческих, здесь есть обители монахов России, Румынии, Болгарии, Сербии, которые сосуществуют в мире и согласии.
Афон дорог для каждого православного верующего, как Удел Пресвятой Богородицы.
Согласно древнему христианскому преданию, в 49 году
И с тех пор каждый человек, оказавшийся на Афоне, попадает под особое покровительство Божьей Матери, которая ходатайствует о нем перед Богом.
В монастырях Афона хранится множество святых мощей, чудотворных икон и драгоценных реликвий, среди которых — Пояс Пресвятой Богородицы, иконы «Достойно есть», «Млекопитательница» Иверская, мощи пресвятой мученицы Анастасии Римляныни, Глава великомученика Пантелеимона, Дары волхвов, которые они принесли Младенцу Христу. Все эти великие святыни христианского мира представлены в работах греческого фотохудожника. Кроме того, детально можно увидеть в экспозиции три вида Афонского монашества, сложившегося с первых дней и сохранившегося до нашего времени: монастырское, скитское и отшельническое.
В XII веке русское братство на Афоне так умножилось, что тогда же русским монахам были переданы обители в вечное владение.
Вход на территорию «Святой Горы» строго воспрещен не только женщинам, но и животным женского пола. И паломничество сюда могут совершать только мужчины.
Поэтому представленные фотоработы Костаса Асимиса, среди которых есть и собранные им артефакты Афонской истории с редкими экземплярами, хранившимися в старой фотолаборатории русского
В открытии выставки приняла участие камерная группа московского мужского хора «Анастасис» во главе с художественным руководителем и регентом архидиаконом Феофилом (Боголюбовым), которая исполнила Богослужебные песнопения на греческом и русском языках.
Впервые работы Костаса Асимиса были представлены российскому зрителю в Москве в 2009 году. С тех проведено более 25 выставок фотохудожника не только в России, но и на Украине. Выставка в Донецке проходила в период, когда там начались боевые действия, и Костас вывозил свои работы фактически под обстрелами украинских националистов. Об этом рассказала директор Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Зоя Белая, также принявшая участие в открытии экспозиции.
Выставка в Новороссийске будет работать до 14 февраля.
Евгений РОЖАНСКИЙ.
Специально для «ВК Пресс»,
Новороссийск.
Фото автора.
На снимках:
1–3. Костас Асимис.
4–6. Торжественное открытие выставки.
7. Генконсул Республики Греция в Новороссийске Фрагискос Костелленос.
8. Генконсул Республики Кипр в Краснодаре Никос Василиу.
9. Председатель Новороссийского греческого общества Анатолий Гуров.
10. Директор Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Зоя Белая.
11. Камерная группа московского мужского хора «Анастасис».
12. Регент хора архидиакон Феофил (Боголюбов).
13–29. Святой Афон в работах фотохудожника.
30–31. Восстановленные фотоархивы русского