За неполных пять лет здесь сменилось три руководителя. Кого-то «ушли» по собственному желанию, кто-то сменил уютное кресло чиновника на скамью подсудимых. Может быть, действительно что-то нужно подправить (кардинально изменить!) в департаменте транспорта?
Карьера в кювете
Департамент транспорта, на первый взгляд, вотчина не самая важная и денежная. После того как на место государственных пассажирских автотранспортных предприятий (ПАТП) пришли частные компании, ведомство лишилось возможности финансировать перевозчиков. Край у нас большой, народу, особенно летом, приезжает много, работы всем хватало. Частников, стремящихся зашибить рубль, было с избытком. Пассажиров возили, кто хотел и как хотел. Чтобы навести порядок на кубанских дорогах, в 1999 году ЗСК приняло краевой закон о пассажирских перевозках.
В 2006 году году вступил в силу Федеральный закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Под его действие попали и пассажирские перевозки. В законодательном акте было недвусмысленно сказано: для того чтобы государственное или частное предприятие могло обслуживать междугородные маршруты, сначала нужно выиграть аукцион. Такой подход, по замыслу правительства, с одной стороны, создавал нормальную конкуренцию, с другой — исключал или сводил к минимуму применение коррупционных схем, чтобы чиновники не могли распределять наиболее выгодные маршруты среди своих «прикормленных» транспортных компаний.
В краевом департаменте транспорта была тишь да гладь: на бумаге все исполнялось до запятой. Однако при проверке ведомства аудиторами контрольно-счетной палаты выявились серьезные нарушения: автобусные маршруты не выставлялись на аукцион, а распределялись волевым решением руководителем департамента.
Как вы понимаете, маршруты есть разные: ВЫСОКОДОХОДНЫЕ, РЕНТАБЕЛЬНЫЕ и УБЫТОЧНЫЕ. К первым относятся маршруты, связывающие Краснодар с курортами Черноморского побережья. Неплохо зарабатывают автотранспортники, чьи автобусы курсируют между городами, районными центрами и кубанской столицей. Хуже всего живется тем, кто занимается перевозкой пассажиров между районными центрами и станицами и хуторами.
Если бы чиновники департамента, который наделен функцией организатора конкурсов и аукционов, действовали согласно букве закона, то ПАТП, имеющие лицензии и автобусный парк, могли бы, выиграв тендеры, быть на плаву.
Минаев вкупе с Пугачевым
В 2009 году после тщательной проверки КСП деятельности департамента его тогдашний руководитель Григорий Минаев внезапно уволился. Пресс-служба администрации края тогда сообщила: у Минаева резко ухудшилось здоровье, и без длительного лечения ну никак далее нельзя...
Правда, болезнь не помешала Григорию Минаеву месяц спустя участвовать в торжественной встрече нового танкера «Афрамакс» в Новороссийске. Когда через четыре года аудиторы КСП вновь проверили работу краевого транспортного ведомства, возглавляемого Дмитрием Пугачевым, то ахнули. 80 процентов договоров на обслуживание межмуниципальных маршрутов заключались без проведения конкурсов. На базе немногих оставшихся на плаву государственных унитарных предприятий, как грибы-паразиты, выросли частные автотранспортные организации. Не долго думая, частники выкупили по остаточной стоимости автобусы у госпредприятий, безвозмездно пользовались их ремонтной базой и инфраструктурой.
Кто определял размер остаточной стоимости? Насколько она соответствовала реальной? Одним словом, расцвела буйным цветом вседозволенность, пользуясь которой решил погреть руки на государственном имуществе и сам глава департамента. Он, совмещая чиновничью должность с должностью председателя совета директоров Белореченского ПАТП, провернул сделку, продав имущество по заниженной цене. Ущерб — ни много ни мало 27 миллионов рублей. На этой афере он и погорел, загремев в специзолятор ФСБ.
После того как редакция газеты «Вольная Кубань» опубликовала статью о Пугачеве, раздался звонок его адвоката, гневно потребовавшего прекратить публикации о его подзащитном, поскольку это могло повлиять на решение суда, на что получил от ворот поворот.
Суд отнесся к Пугачеву снисходительно: он получил два года. Условно! Как говорят блатные, свой срок он уже отмотал. И ныне стал честным человеком с погашенной судимостью.
Преемник Оркопуло
Место Пугачева занял молодой и, как показалось кому-то в краевой администрации, перспективный Анастас Оркопуло. За его плечами экономический факультет КубГУ и опыт: с 2007 года работал в краевом департаменте транспорта на различных руководящих должностях, дослужился до первого заместителя руководителя департамента. Естественно, был в курсе многих дел, известна ему была и судьба двух его предшественников. Какое-то время об Оркопуло ничего не было слышно. Затем поползли слухи о незаконном распределении «жирных» маршрутов, о притеснениях малого бизнеса в сфере межмуниципальных перевозок. В редакцию было обратился один из предпринимателей, но, вдруг испугавшись, исчез.
«Вольная Кубань» и «ВК Пресс» узнали о методах работы департамента во главе с Анастасом Оркопуло, разбираясь с жалобой жителей поселка Степного Каневского района. Там, увы, было ликвидировано транспортное сообщение с районным центром. Приведем цитату из письма: «Автопарк выкупил частный предприниматель. И все рухнуло в одночасье. Маршрут наш отменили с вердиктом „убыточный“. Народ в недоумении: как может маршрут быть убыточным, если он из нашего поселка заходил в Кубанскую Степь, потом еще в хутор Сухие Челбасы, и очень редко пассажиры сидят, в основном автобус — под завязку! Переполнен на все двести процентов!».
Мы обратились в краевой департамент транспорта с просьбой рассмотреть жалобу, разобраться в сути и сообщить о принятых мерах. Это не только абсолютно законно, но и такова наша многолетняя практика, цель которой — помочь людям. Письмо было подписано заместителем главного редактора, заслуженным журналистом Ольгой Цветковой. Ответ нас огорошил! Подчиненные Оркопуло не только не ответили по сути вопроса, но и взялись нас учить: дескать, запросы может делать только главный редактор. И никто более!
В нашем материале под названием «Департамент транспорта обиделся, или Почему крючкотворствует Оркопуло?» (29.08.13) мы задали вопрос: «Интересно, какую такую транспортную тайну так свято охраняет временно вверенный вам, Анастас Петрович, департамент? Не поделитесь?». Не поделился... Вероятно, был занят другими делами. Какими — выяснилось на днях.
Взяли его, бедного...
На этой неделе Интернет-издания запестрили заголовками «Директор департамента транспорта Краснодарского края задержан по подозрению во взяточничестве». 20 октября сетевой ресурс «Русская планета» первым выдал: «В Краснодарском крае задержали директора департамента транспорта краевой администрации Анастаса Оркопуло при получении взятки в 100 тысяч рублей, сообщил корреспонденту „Русской планеты“ источник в правоохранительных органах региона. Сейчас получены показания более десяти человек, у которых Оркопуло вымогал взятки за согласование различных процедур, в том числе транспортных маршрутов, сказал источник».
В департаменте транспорта на вопрос, где находится руководитель ведомства, нам отвечать отказались. Более того, с сайта ведомства исчезла информация о руководителе.
Правда, в разделе «Противодействие коррупции» остались сведения о доходах самого Анастаса и членов его семьи за прошлый год. Его годовое жалованье 1273806 рублей. Спрашивается, неужели, получая такую зарплату из краевого бюджета, имея 180-квадратный дом и два земельных участка, записанных на супругу, он не может свести концы с концами? Детей не семеро по лавкам, а всего двое. Что еще нужно для счастливой жизни?
Как следует из материалов, размещенных на сайте краевого суда, адвокаты уже подсуетились, добившись, чтобы арест Оркопуло изменили на подписку о невыезде.
Какое наказание он понесет: условное, как его предшественник. Или реальное, тюремное?
Мы обязательно сообщим о финале этого коррупционного дела.
Сергей КАПРЕЛОВ
Специально для «ВК Пресс»