Есть ли в провинции интеллигенция и сможет ли здесь чем-то помочь госфинансирование?


Царапает слух словосочетание «провинциальная интеллигенция». Что-то не то. Или интеллигенция, или нет. Как говорят, можно вывести девушку из деревни, но деревню не выведешь из девушки. Так вот здесь – с точностью до наоборот.

Царапает слух словосочетание «провинциальная интеллигенция». Что-то не то. Или интеллигенция, или нет. Как говорят, можно вывести девушку из деревни, но деревню не выведешь из девушки. Так вот здесь – с точностью до наоборот. Интеллигента можно отправить в деревню, в глушь, и подальше, чем в Саратов, но от этого «качественность» не изменится. Условия жизни тяжелее станут… К чему это? Президент в послании к Федеральному собранию озвучил идею, что пора бы поддержать провинциальную интеллигенцию – сидит она на низких зарплатах на непрестижных в основном учительских и библиотекарских местах и в наше рваческое время глумления над добрым и вечным сеет именно это. И верит, что пропадем иначе. Первое лицо государства намерено подкинуть деньжат «в эту сферу», поддержать «патриотические порывы» кристально несовременных своих граждан, которые не дают обществу вконец опуститься. Интересно, конечно, что из этого в итоге получится. А как сейчас обстоят дела - здесь и сейчас, у нас на Кубани?

Интеллигенция есть. Краснодар, безусловно, не столица, но вот не хочется применять слово «провинциальная» в отношении к умственно развитой части общества. Да, именно так: интеллигенция – умственно развитая часть общества, если верить академическим словарям. Обладающая критическим способом мышления.

Хочется остановиться на одном примере из нашей провинциальной жизни, который и толкнул на обозначенную тему. В Кропоткине есть такая общественная организация, как Пушкинское общество. Да-да, сейчас, в маленьком городке. Она настоящая и сильная. Связь с потомками поэта, которые знают Кропоткин, приезжают в него, общаются с нашими пушкинистами как здесь, так и в Москве, Питере – раз. Московские радетели имени и творчества светила русской поэзии также знают наших пушкинистов лично и – мелочь, а приятно – в метро узнают их в лицо. То есть наши так казать провинциальные интеллигенты интегрировались-таки в столичную умственно развитую часть общества – многие «коренные» жители столиц могут похвастаться этим? Два. Поездки по пушкинским местам, посещение могилы, музеев, всевозможных «тусовок» с такими же энтузиастами со всей страны – все равно, из карельского Беломорска они или из Ростова – три. Походы по лучшим московским книжным магазинам в поисках новинок, последних публикаций, в том числе лично знакомых авторов, и создание уникальной коллекции книг – четыре. Самостоятельное издание книг – пять. И еще можно перечислять те качества и отличительные признаки, которые приподнимают над понятием провинциальности, как мы привыкли воспринимать это в настоящее время с явным пренебрежительным звучанием. И все знания, впечатления и само отношение к предмету изучения, если можно так сказать, передаются детям. Потому что в основном

это действительно библиотекари и педагоги.

В чем несомненно повезло Пушкинскому обществу – так это в том, что у него есть меценат. Да, в провинциальном Кропоткине нашей провинциальной Кубани есть такое явление. Как ни странно. И меценат принимает во всем самое непосредственное участие, в том числе всегда присутствует на заседаниях общества. Очень интеллигентный человек.

Заседания – отдельная тема. Раз в месяц практически тридцать человек - членов общества бросают домашние дела и другие заботы и приходят в школьный музей имени Пушкина в бывшую гимназию, а сейчас – школу № 44. Нечем заняться? Уверяю вас, каждому есть чем. Люди по очереди готовят доклады. Кто-то набирает их на компьютере, а кто-то пишет от руки в обычных школьных тетрадках.  Это не рефераты из Интернета. Это работа по лучшим книгам тех авторов, которые имеют вес, считаются объективными и оперируют достоверными сведениями.

На одном из заседаний говорили о Бородинском сражении – конечно же, в связи с круглой датой. Историк Татьяна Рубцова так рассказала о характере Наполеона в детстве (влиять на него могла исключительно строгая мать), так охарактеризовала его отношение к братьям-сестрам и путь к славе, что на этом фоне рассказ о старой и умной лисе (как его называли при дворе) Кутузове и его продвижении по службе еще до подробностей самого сражения уже стал драмой.

На втором из посещенных заседаний говорили о Натали. Наталье Николаевне Гончаровой. Люди вместо домашних хлопот разбирались, почему Софья Карамзина так негативно относилась к жене Пушкина, насколько светские слухи были правдивы, почему никто до Ободовской и Дементьева не мог разобраться, какова была на самом деле семейная жизнь поэта. Почему он свою жену ни разу ни в чем не упрекнул. Какие стихи посвящал ей. Помогали ответить на эти вопросы супруги Громовы – Зоя Ивановна, учитель географии и в прошлом директор школы в городе Грозном, и Александр Николаевич, сотрудник правоохранительных органов.

Должен знать человек, считающий себя образованным, подробности битвы двухсотлетней давности, если это считается одной из самых славных вех в истории страны? Или настоящие причины смерти величайшего национального поэта? Где этому научат? Кроме филфака… Многие в столицах, занятые, извините, пропитанием и выживанием, «носятся» с вечными ценностями, не подбитыми копейкой? Конечно, есть и там такие люди, но все же в удельной массе настолько мало…

Если перейти к госпомощи в денежном виде. Пригодится она? На что пойдет? Смогут любители творчества поэта получить эти деньги, будь они даже и выделены?  Надо сказать, что заседания проводят не совершенно отрешенные от современной жизни люди и полнейшие «ботаники». Этой осенью Пушкинское общество Кропоткина уже получило помощь властей - выиграло один из 47 грантов губернатора Краснодарского края. Вовремя и правильно подготовлены все документы, подана заявка, предоставлен аналитический отчет. 250 тысяч рублей помогли в издании книги, посвященной истории бывшей гимназии – школы № 44, и проведении столетнего юбилея учебного заведения. Причем, что логично предположить, средства пущены не на шоу, а на сохранение исторических сведений и на то, что сейчас принято называть патриотическим воспитанием.

Присутствующий на том заседании пушкинистов Кропоткина, которое было посвящено Бородинскому сражению, ответственный секретарь Совета при губернаторе Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Алексей Барто рассказал:

- С начала 2011 года правительством Российской Федерации было принято решение о выделении почти 800 миллионов рублей для финансирования программ в субъектах РФ, направленных на поддержку общественно полезной деятельности социальных некоммерческих организаций. Был объявлен конкурс, в нем участвовали 75 субъектов федерации, в том числе и Краснодарский край. Наш проект получил 29 миллионов 511 тысяч. Много это или мало? Трудно судить, но больше выделили только Санкт-Петербургу – 38 миллионов. Нашу программу поддержки социально ориентированных НКО оценили в министерстве экономического развития. Вообще в Краснодарском крае в 2011-2012 годах на поддержку НКО выделялось 23 миллиона, в 2012 году в конкурсе приняли участие около 70 общественных организаций, результат – 47 грантов.  А на 2013-2015 годы выделяется около 130 миллионов. Так что желаю Пушкинскому обществу и в дальнейшем разрабатывать новые проекты, представлять в администрацию края и выигрывать гранты. Работа в этом направлении действительно усиливается.

А в книге отзывов Общества появилась запись: «Пушкин бесконечен, как и история России. Бесконечен для понимания и восхищения. Человек, увлеченный творчеством Пушкина, может по-настоящему ощущать свою сопричастность с великим прошлым России, и, как сам Александр Сергеевич, быть уверенным в великом будущем своей страны.

Вы занимаетесь интересным и очень важным делом.

Успехов вам, здоровья и вдохновения. А.С.Барто».   

- Мы работаем почти 20 лет, - рассказала председатель Пушкинского общества Людмила Алексеевна Еремян. – Каждое заседание, как правило, посвящаем Пушкину и определенным историческим событиям и личностям, связанным с именем поэта. Например, говорили о Пушкине и самодержавии, о взаимоотношениях поэта с Гоголем, о пребывании на Северном Кавказе и в Крыму. Но мы не только говорим. Наша забота – охрана памятников русской культуры и воспитание юных пушкинистов. В этом нам помогают отзывчивые люди. Совсем недавно мы получили поддержку от губернатора края, что радует нас: мы нужны, мы делаем важное дело. 

Результаты проведенной корреспондентом работы можно озвучить так: в провинции действительно есть интеллигенция, но называть провинциальной ее не хочется. Денежная помощь здесь несомненно пригодится. Воспользоваться ею сумеют. Что важно, ни копейки не осядет «на стороне». Вложено это будет во имя будущего и основано на действительных событиях, без дешевого и никому не нужного pr-замазывания глаз. Власть вроде бы начала поворачиваться лицом к некоммерческим социально ориентированным организациям. Посмотрим, что из этого получится.

Наталья Кулакова.

Специально для «ВК Пресс».