Забастовка дальнобойщиков: угрожает ли нам рост цен на продукты питания?


«Страшно далеки они от народа» — эта фраза Герцена, сказанная о декабристах, на мой взгляд, как нельзя лучше подходит к российскому правительству.

Жизнь Белого дома разительно отличается от проблем и чаяний россиян, проживающих вне Садового кольца. Примеров можно привести массу. Сейчас, когда страна находится в сложном социально-экономическом положении, вызванном кризисом, необходимо просчитывать последствия решений, грозящих так или иначе отразиться на заметно похудевших кошельках сограждан. Осознают ли это в Белом доме? Похоже, не совсем и не всегда. Свежий пример — забастовка водителей грузовых фур.

Дураки и дороги — две исторически сложившихся российских беды. 

Росавтодор, озаботившийся решением первой, вольно или невольно попал во вторую из бед. О чем нужно думать, вводя плату за проезд грузовиков массой свыше 12 тонн в размере 3,75 рубля за километр движения по федеральным дорогам? Естественно, о поддержании в должном порядке автодорог, построенных за счет средств федерального бюджета. Определенная логика в этом есть — асфальтовое покрытие действительно портится под колесами фур, порой перегруженных сверх меры. За основу чиновники взяли опыт Европы, однако позабыв об уровне жизни стран Старого Света и России. 

Минтранс и Росавтодор планировали получить в этом году за счет сбора около 50 миллиардов рублей. Деньги, впечатляющие нас, простых смертных, в масштабах страны не более чем капля в финансовом море. Плату планировалось ввести еще во время предыдущего кризиса. Владимир Путин отложил проект. Вот он снова всплыл, правда, снизившись с 3,73 до 1,53  рубля за километр. 

Вроде бы чепуха — подумаешь, полтора рубля. Однако, умножив эту мизерную сумму на 1342 (расстояние от Москвы до Краснодара), получим 2 тысячи рублей 53 копейки. Что в этой ситуации сделали бы вы на месте дальнобойщиков? Правильно, включили бы сумму издержки в стоимость товара. 

Росавтдор разместил информацию о введении в Интернете системы «Платон» — ресурса взимания платы за проезд большегрузов по федеральным трассам. Увильнуть от нового «оброка» не удастся: информация о проделанном пути по федеральным трассам считывается с бортового устройства. 

В Кодекс об административных нарушениях РФ включена статья 12.21.3 «Несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Штрафы за выключенное или неисправное бортовое устройство — пять тысяч рублей с водителя, 40 тысяч с должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, 450 тысяч с юридических лиц.

Росавтодор успокаивает — грузоперевозки на 12-тонных фурах составляют всего 8,5 процента от общего грузопотока, поэтому введение платы за проезд по федеральным трассам не повлияет на стоимость социально значимых товаров и продуктов питания.

Однако вчерашняя акция протеста дальнобойщиков, едва не парализовавших движение на трассе «М-4 Дон» в районе Краснодара, как-то не сходится с успокоительными заверениями чиновников. Водители фур требовали отменить новый побор, как они называют плату за движение по федеральным дорогам. Надо думать, это всего лишь первая ласточка. Забастовки дальнобойщиков могут охватить всю страну. Это может стать пострашнее Болотной площади, так как повлияет на цены и без того недешевых продуктов питания. Причем не стоит забывать об одном важном обстоятельстве: практически весь автотранспорт, перевозящий товары и продукты, частный. Какой спрос с частника? Хочу - везу,  хочу — не везу. Полностью грузопоток тех же продуктов питания им блокировать не по плечу, но способствовать удорожанию цен могут.


Водители, многие из которых являются и владельцами большегрузных фур, в силу специфики работы — люди независимые. Практически все они имеют рации, с помощью которых поддерживают связь между собой и помогают друг другу. Вчерашние события на въезде в Краснодар — явное тому подтверждение. Когда наряд ДПС забрал у одного из водителей документы, возмущенная толпа окружила автомобиль, блокируя движения полицейских. Любопытно, что ни на сайте администрации края, ни на портале мэрии Краснодара о забастовке дальнобойщиков ни слова.


Вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев, с которым мы связались по телефону, пояснил, что предложения о снижении платы или введения моратория внесены в Правительством РФ и Госдуму.

— Нам уже удалось снизить тариф более чем в два раза. Тем более, что рассчитан он неверно. При проектировании дорог в России принята нормативная нагрузка от подвижного состава АК-14. Другими словами -14 тонн на ось. Стандартная груженая фура весом 20–25 тонн легко вписывается в него. Разумеется, при том условии, что она не идет с перегрузом. Мы не сторонники таких радикальны мер, как блокирование автодорог, и надеемся на скорейшее разрешение этой проблемы. Пока мне известно, что замминистра транспорта России Евгений Дитрих заявил: с 15 ноября штрафовать владельцев большегрузов, которые не будут платить за проезд по федеральным трассам, будут не по всей стране, а только в Подмосковье. Но водители могут сами принять решения о проведении подобных акций.


Судя по новостным лентам информационных агентств, водители большегрузов в отдельных регионах применили тактику сниженной скорости движения в пределах десяти километров в час, что также привело к возникновению многокилометровых пробок на федеральных трассах.

Сергей Капрелов
Специально для "ВК Пресс"

Фото: vk.com/typical_krd