Заторы на кубанской молочной реке.
Молочное животноводство, и с этим, надеюсь, согласятся многие, самая тяжелая отрасль в агропромышленном комплексе. Дождь или снег, Пасха или Рождество — вперед на ферму, коров доить. Не каждый на это отважится. А зарплата сами знаете какая… Месяц ждешь, а за неделю кончается.
И что же? Ставить на отрасли крест? Надеяться, что Запад вкупе с Белоруссией нам помогут? Ни в коем случае! Надо внедрять современные технологии, заводить продуктивный скот, повышать престижность ведущих профессий — зоотехников и ветврачей, доярок и телятниц. Именно такой курс выбрали Законодательное собрание и администрация края. Имеешь 500 и более гектаров пашни — занимайся животноводством.
Но не всегда так получается. Что этому мешает? Почему на Кубани продолжается сброс дойного поголовья? Эти и другие вопросы были в центре внимания заседания «круглого стола», организованного по инициативе редакции газеты «Вольная Кубань» и ряда депутатов-аграриев ЗСК.
Участие в важном мероприятии, которое прошло 19 февраля на базе ЗАО фирма «Агрокомплекс» Выселковского района, приняли люди, болеющие за судьбу АПК. Непосредственно холдинг представляли председатель совета директоров Николай Иванович ТКАЧЕВ, заместители генерального директора Николай Иванович ХВОРОСТИНА и Александр Алексеевич КВАШИН, директор отрасли крупного рогатого скота Александр Николаевич ШЕВЧЕНКО.
Для обсуждения злободневных проблем отрасли собрались директор ФГУП «Кореновское» депутат ЗСК Александр Петрович КОМАНОВ, генеральный директор ООО фирма «Калория» Наталья Дмитриевна БОЕВА, заведующий кафедрой ветеринарного акушерства и хирургии доктор ветеринарных наук профессор Кубанского госагроуниверситета Михаил Васильевич НАЗАРОВ, директор ОАО «Племзавод «Дружба» Калининского района Алексей Петрович СИДЮКОВ, генеральный директор ЗАО «Родник» Тихорецкого района Юрий Александрович ЗИНКОВСКИЙ, исполнительный директор ОАО «Заветы Ильича» Ленинградского района Владимир Николаевич ГУКАЛОВ, главный животновод холдинга «Агро-Юг» компании Pepsi-Ko Павловского района Кирилл Константинович НИКОНОВ.
Вел заседание «круглого стола» заместитель главного редактора «Вольной Кубани» Федор БЕЗРУК.
«Мы находимся в вечном поиске»
Ведущий:
— Кубань, надо объективно признать, входит в первую тройку ведущих регионов по развитию молочного животноводства. Это касается и валовых объемов производства молока, и продуктивности дойного стада. За прошлый год, к примеру, на каждую фуражную корову в среднем получено по 5849 килограммов молока — на 345 килограммов больше, чем в 2011 году. Строятся новые молочные комплексы, реконструируются старые МТФ, продолжается завоз продуктивного поголовья из-за рубежа.
Но в условиях благодатной Кубани эти примеры не должны никого убаюкивать. Не может не насторожить тот факт, что год минувший охарактеризовался самым большим за последние несколько лет сбросом поголовья маточного стада — под нож пущено свыше 11 тысяч коров. И даже серьезный рост по продуктивности не спас ситуацию: валовые объемы производства молока упали.
Прежде чем начать обсуждение проблем, хотелось бы поблагодарить руководство фирмы «Агрокомплекс» за радушный прием и предоставить слово Николаю Ивановичу Ткачеву, чья жизнь с малых лет связана с сельским хозяйством.
Н.И. ТКАЧЕВ:
— В начале разговора хочу поприветствовать гостей. Для нас, поверьте, это большая честь и доверие. Постараемся поделиться опытом, показать один из лучших в крае молочных комплексов, где в 2012 году надои превысили восьмитысячный рубеж.
Нашей фирме летом исполнится 20 лет. Ее создание в свое время благословил Николай Игнатович Кондратенко. Сегодня это мощный холдинг, равных которому нет в России. Мы производим более половины мяса птицы от краевых объемов. Сегодня имеем 16,6 тысячи коров. В ближайшие два-три года намерены довести их численность до 20 тысяч.
Должен со всей ответственностью сказать: всю полученную прибыль мы направляем в производство. Строим новые корпуса, где применяются самые прогрессивные технологии. Реконструируем старые помещения. Покупаем наиболее продуктивный скот. Привлекаем лучших специалистов, платя им достойную зарплату, в чем вы сами можете убедиться, поговорив с людьми.
При всем этом не забываем о структуре посевов, о плодородии земли, о качестве производимого сырья. У нас до 16 процентов в севообороте занимают многолетние травы и бобовые культуры. Сравните: в среднем по краю этот показатель не выше шести процентов. Сена коровы получают вволю. Плюс к этому даем тыкву, кормовую свеклу, отходы овощного производства. Потому и молоко получается вкусным, питательным, полезным для здоровья.
Мы находимся в вечном поиске. Наш курс — только на развитие, только с применением самого передового опыта.
Н.И. ХВОРОСТИНА:
— К сказанному Николаем Ивановичем добавлю, что все производимое в холдинге молоко, а это в пределах 290 тонн ежедневно, мы перерабатываем в своих цехах, которые, к слову, непрерывно модернизируются. На 2014 год запланировали начало строительства еще одного современного молочного комплекса на две тысячи коров. Площадка уже отведена.
Вот у меня в руках сводка по элеваторам Кубани. Из нее видно: 23 процента всего краевого зерна хранится на наших хлебоприемных предприятиях. Расчеты показывают: запасов зерна для животноводства нам хватит в аккурат до нового урожая. Замечу при этом: мы на сторону не продали ни килограмма зерновых. Все у себя перерабатываем и потребляем.
Сейчас по году фирма вырабатывает 260 тысяч тонн комбикормов. Задача — выйти на 410 тысяч с учетом роста поголовья.
Гордимся тем, что производим экологически безопасную продукцию, которой не стыдимся торговать в более чем 300 магазинах холдинга. «Агрокомплекс» — это натуральные продукты. Все — свежайшее. Днем произвели, ночью развезли, а утром молочные, мясные и сотни других изделий — на прилавках торговых точек.
А.А. КВАШИН:
— В минувшем году предприятия холдинга произвели свыше 100 тысяч тонн молока, 75 тысяч тонн говядины, свинины и мяса птицы. По каждой подотрасли у нас разработаны пятилетние программы. Уже в 2013 году по производству бройлерного мяса, допустим, мы выйдем на 85 тысяч тонн при среднесуточных привесах 62 грамма и 37 днях откорма.
Молочная отрасль действительно наиболее трудоемкая, энергозатратная. И несмотря на то что подвижки здесь есть, и весьма существенные, многое еще придется сделать.
Сегодня 70 процентов молока сдаем высшим сортом. Это дает плюс 10 процентов дохода, который извлекаем из цены реализации. Можно ли и дальше улучшать качество? Безусловно, над чем сегодня и работаем.
Простой анализ показывает: только за счет наращивания собственного воспроизводства мы за год сможем увеличить дойное стадо на тысячу голов. И этот резерв приведем в действие. Тем не менее в отрасли столько проблем, что без государственной поддержки их не решить, о чем я и скажу в ходе нашего дальнейшего разговора.
Что у коровы на языке?
Ведущий:
— Мне кажется, сегодня нет смысла заострять внимание на том, какие животноводческие объекты строить: на 500—600 коров, на 1200, на 2400, как в станице Павловской, или сразу на четыре тысячи буренок, как замахнулись в ООО СК «Октябрь» Калининского района. Все зависит от наличия средств, земли, конъюнктуры рынка, цен на молоко и так далее.
Ясно и другое: скот должен быть продуктивным, и, по мнению экспертов, предпочтение необходимо отдавать голштино-фризской породе. Но при этом не увлекаться завозом телок и нетелей из-за рубежа, а работать со своими животными, более углубленно занимаясь «прилитием крови».
Поэтому первая проблема, которую хотелось бы обсудить, — корма. Помните: «Молоко у коровы на языке…»? С тем, что корма должны быть высококачественными, уверен, спорить никто не станет. И все же: что должно преобладать в рационе дойного стада?
А.П. КОМАНОВ:
— Имея тысячу коров, мы по прошлому году получили от каждой из них по 7150 килограммов молока. Производим его, кстати, по одной тонне на гектар пашни. Не стану бахвалиться, но если бы все в Кореновском районе так занимались животноводством, мы бы могли его получать ежегодно свыше 80 тысяч тонн. К сожалению, в хозяйствах осталось менее трех тысяч буренок.
Внедрили у себя однотипное круглогодичное кормление. По потребности даем коровам сено, добавляем в рацион зеленую массу и тыкву. По отзывам специалистов Кореновского молочноконсервного предприятия, куда мы сдаем свое сырье, оно считается одним из самых качественных.
В.Н. ГУКАЛОВ:
— Чтобы молоко было прибыльным, нужны грамотный экономический расчет, специалисты, способные создать своего рода модель хозяйства и жестко ее выдерживать.
У нас на восемь тысяч гектаров пашни — 180 работающих. В растениеводстве вместе с кормопроизводством заняты 20 механизаторов. Больше не надо, поскольку в хозяйстве самая современная мощная техника.
На что мы можем влиять при формировании себестоимости молока? На корма, которые прежде всего сами производим, — сено, силос, сенаж. Сена заготовили в минувший сезон 2,5 тысячи тонн — на тысячу коров этого хватит в избытке, можем даже 500 тонн продать.
В основе кормления зерновой группой — плющеная кукуруза, которую мы затариваем в мешки до трех тысяч тонн. Подсчитали: при урожайности в 70—75 центнеров (а именно такая у нас) себестоимость килограмма зерновой кукурузы выходит не более 3,1—3,5 рубля.
Чем выгодна кукуруза? Под нее можно вносить гораздо меньше минеральных удобрений, чем под колосовые. Достаточно и полутора центнеров на гектар. А чтобы удешевить производство кормов, мы пошли по нетрадиционному пути.
Опасаюсь вызвать гнев ученых, но при размещении кукурузы на силос мы используем не широкорядный метод, как рекомендует наука, а сплошной сев с густотой 75—80 тысяч растений на гектар. Семена — французской селекции. И знаете: прекрасный силос получаем!
Давать зеленку или нет?
Ведущий:
— Во всех ваших хозяйствах, знаю, внедрен однотипный вид кормления дойного стада круглый год. Но весной к обычному рациону начинают добавлять зеленую массу. Нужна ли она? В каких количествах? Одни говорят, что достаточно и 10 процентов, другие выходят на 25—30, а то и 40 процентов. Как это сказывается на продуктивности буренок?
М.В. НАЗАРОВ:
— Прежде всего хочу заострить внимание на том, что при однотипном кормлении коровам обязательно нужно давать сено. По нашим наблюдениям, его включение в рацион способствует тому, что оплодотворенность животных повышается на 28 процентов по сравнению с теми, которым сена не давали.
В весенне-летний период надо включать в рацион зеленку. Тем, кто считает, будто из-за этого может меняться микрофлора желудка крупного рогатого скота, скажу прямо: такие опасения беспочвенны. Наоборот, зеленая масса стимулирует организм животных, насыщает его микро- и макроэлементами, витаминами и так далее.
А.П. СИДЮКОВ:
— Из своего четырехлетнего анализа применения зеленой массы при однотипном кормлении скажу вот что. Когда мы из зимовки идем на зеленку и добавляем ее до 10—15 процентов в рационе, резко повышается продуктивность коров. Потом начинаем давать люцерны до 50 процентов. И начинается снижение надоев! Подходит осень, зеленых трав мало. И мы вновь можем ввести их в рационе не более 10 процентов. Опять видим повышение продуктивности. Выводы, как говорится, делайте сами. Но на айрширской породе скота, по которой мы являемся племзаводом, наше хозяйство имело именно такие результаты в ходе экспериментов.
Н.И. ТКАЧЕВ:
— Считаю, что зеленых трав, особенно злаковых, должно быть как можно больше в рационе телят, птицы. Для подросших цыплят их надо измельчать. Что касается дойного стада, не следует забывать о пользе кормовой свеклы и особенно тыквы — это прежде всего каротин, а значит, здоровье животного.
А.П. СИДЮКОВ:
— Полностью согласен с такой точкой зрения. О тыкве скажу подробнее. Это незаменимый корм, насыщающий организм буренок витаминами, каротином, что положительно сказывается на воспроизводительных функциях коров.
Раньше проще было: в выращивании тыквы помогали ученики старших классов, пенсионеры, вся контора выходила на прополку. Сегодня школяров не заставишь — не положено по закону. С дедушками и бабушками тоже проблема. Специалисты по горло заняты. Короче, остались мы без тыквы, хотя раньше запасали ее до 600 тонн.
Но в этом году мы решили в хуторе Бойкопонура пойти на эксперимент. У нас много пустующих планов — по 40—60 соток, заросших чаще всего сорняками. Одни не хотят брать, потому что сил нет, другие потому, что поняли: большой выгоды с огорода не получишь, а горбатиться с той же картошкой надо будь здоров.
Так вот на этих пустующих участках мы и будем с помощью хуторян выращивать тыкву. Культура эта неприхотлива — достаточно два раза прополоть, а когда она раскроет во всю ширь листья, то сама заглушит сорняки. Платить будем из расчета 1,9 рубля за килограмм тыквы. Транспорт — наш.
Смотрите: с 50 соток вполне можно взять по минимуму 15 тонн тыквы. Значит, бабульке или молодычке отдадим на руки 28 тысяч рублей. И специалистам не надо голову морочить, и люди, думаю, будут довольны. Как осуществится задумка — поведаю осенью «Вольной Кубани», пусть с ее страниц все в крае узнают.
На ком держится воспроизводство?
Ведущий:
— Ваше предложение, Алексей Петрович, принимается. Думаю, не меньший интерес должно вызвать и обсуждение таких вопросов, как содержание животных, их здоровье, воспроизводство, ибо без их решения немыслимо развитие отрасли. В свое время, побывав на молочном комплексе племзавода «За мир и труд», я узнал много нового, чего не встречал в других хозяйствах. Попросим об этом более подробно рассказать Кирилла Константиновича Никонова.
К.К. НИКОНОВ:
— В холдинг «Агро-Юг», который я представляю, входят три хозяйства Павловского и одно — Ленинградского районов, в которых насчитывается около пяти тысяч коров. Должен со всей ответственностью заявить, что руководство компании Pepsi-Ko, структурным подразделением которой является наш холдинг, оказывает достаточно серьезную помощь отрасли.
Я несу ответственность за все животноводство четырех хозяйств и одновременно являюсь руководителем ЖВК — комплекса, где находится дойное стадо в 2400 голов. По прошлому году здесь надоили на каждую корову по 8500 килограммов молока.
У нас прошла оптимизация производства. Стадом в 2400 голов управляет менеджер по молоку, она же зоотехник, что позволяет платить специалисту нормальную зарплату.
Мне довелось трижды бывать в Америке. Не только скот отбирал, но и учился у них. Поразила простота в ведении животноводства. Все построено на жесточайшей дисциплине в соблюдении распорядка дня. Многим известно, что на штатовских комплексах в качестве рабсилы используют большей частью мексиканцев. Каждому на листке написали, что и в какое время нужно делать, — и вперед. Но при жестком контроле. И мы у себя на ЖВК для части работников сделали распорядок «под листок». Вы знаете, и ответственность возросла, и дисциплина укрепилась.
Что касается воспроизводства, то над этим вопросом мы успешно работаем. Сдвиги будут благодаря технику по искусственному осеменению животных Игорю Антонову. Парень без высшего образования, но прошел школу осеменатора. А самое главное — любит животных! Память у него — изумительная, опыт громадный. На таких людях и держится воспроизводство. Естественно, и зарплата у него приличная: самая минимальная — 40 тысяч, а бывает, и 70 тысяч рублей специалист получает.
Ближайшие наши планы — выйти на продуктивность в 10 тысяч килограммов на корову.
М.В. НАЗАРОВ:
— Многие наши беды происходят из-за того, что дойное стадо на фермах или комплексах закрытого типа постоянно находится под крышей. Животным мало достается солнечных лучей, а как известно, именно под воздействием ультрафиолета в их организме образуется, к примеру, так необходимый для воспроизведения витамин D.
Некоторые корпуса не отдыхают десятилетиями. Что там творится с микрофлорой, нетрудно представить. Нарушается принцип «пусто—занято». Если вы помните, у нас когда-то были летние лагеря для коров. Легкий навес, доильные установки — и туда могли на четыре-пять месяцев выгонять животных. Они, кстати, вволю ходили.
А что сегодня? Посмотрите на нетелей. У них нет мышечной массы — жировая преобладает, потому что они обездвижены. Уверяю вас, 30—35 процентов таких нетелей не доживет до второго отела. Поэтому позаботьтесь, пожалуйста, о моционе коров. Особенно это касается айрширской породы.
«Холодный метод не надо искажать»
А.П. СИДЮКОВ:
— И наш опыт о том же говорит. После растела сразу на второй-третий день корова должна ходить. Причем постоянно. И телок это касается. Если они зажирели — ничего с них не возьмешь. Поэтому — моцион в любую погоду.
М.В. НАЗАРОВ:
— Теперь о святом правиле — получении одного теленка в год от каждой коровы. На ее воспроизводительные функции влияют различные факторы: и кормление, и своевременное лечение гинекологических болезней, и многое другое. По разным причинам ежегодно приходится выбраковывать от 35 до 40 процентов буренок! И большей частью виной тому становится так называемый человеческий фактор.
Каждый из вас знает: лактация у коровы должна длиться до 300 дней. А мы что зачастую делаем? Продлеваем ее до 400—450 дней! Жадность губит! Как же, буренка каждый день дает до 30 литров молока! Но что после этого происходит?
Удлинение сроков лактации приводит к тому, что из коровы, грубо говоря, вытащили все микро- и макродобавки, углеводы, жиры, белки и так далее. Ее просто-напросто «задоили». И в следующую лактацию, поверьте, она уже не даст вам девять тысяч килограммов молока. Семь бы надоить…
И еще на одной проблеме хочу остановиться — на так называемом холодном методе выращивания телят. Его, извините, у нас так исказили, что понимают в буквальном смысле: теленка нужно держать на холоде. Зимой и летом.
Зимой когда у нас самый большой падеж молодняка? Когда сильные морозы. А летом? Когда сильная жара: теленок получает тепловой удар.
Поэтому, уважаемые коллеги, не надо сильно упрощать этот поистине полезный метод. Доводите все до ума. Мало одного домика. Необходимо над ним построить навес, при этом — с учетом розы ветров. Не скупитесь на дополнительные капвложения. Они просто необходимы.
Федор Безрук.