Во всех школах России прозвучали последние звонки, для тысяч ребят начались долгожданные каникулы, выпускники успели сдать первый ЕГЭ. Педагоги вслед за детьми мечтают об отпуске. О самом многочисленном и действенном профсоюзе края, о правах и гарантиях, которыми могут воспользоваться учителя, о конкурсах и самом наболевшем — зарплатах и окладах — рассказывает председатель Краснодарской краевой организации Общероссийского профсоюза работников образования Сергей Даниленко.
— Сергей Николаевич, профсоюз работников образования Кубани по-прежнему остается самым многочисленным в России. Какими еще достижениями организации вы гордитесь?
— Уточню: одним из самых многочисленных. В составе краевой организации 3109 первичек, среди них районные, городские, профсоюзные организации высшего и среднего профессионального образования края. Общее количество членов профсоюза в нашей организации — более 180 тысяч. Так что все стабильно. Кроме того, в этом году мы приросли еще полутора тысячами человек. Что касается достижений, они, безусловно, есть, и их немало. Конечно, не все удается, но главное — не останавливаться, стараться максимально реализовать те возможности, которые государство предоставило профсоюзам, и, разумеется, расти профессионально.
Иногда нас пытаются сравнивать с другими отраслевыми профсоюзами, но это заведомо бессмысленное занятие. Все специфично: эффективность работы разная, организационно-финансовая конструкция своя. Если многие отраслевые профсоюзы вынуждены или предпочитают до сих пор работать как организации, в основном занимающиеся обеспечением досуга, поздравлениями и подарками, то мы совершенно другие, потому что — образование и наука, потому что вовремя сумели перестроиться. Прежнее руководство краевой организации в лице Л. И. Цей на десять лет вперед предвидело последствия деформации профсоюзного движения в России.
Мы уже в 90-х стали профессиональным союзом новой формации, который является мощной, активной и движущей силой общества, влияющей на решение многих вопросов. Мы имеем свою индивидуальность, присущую работникам системы образования, четко выстроенную финансовую систему, надежных социальных партнеров, профессионалов своего дела — работников отраслевого министерства края, органов управления образованием, руководителей организаций образования. От этого эффективность и результативность в правозащитной деятельности, участии в законотворческой работе профильного комитета ЗСК, работе с молодежью.
— Многие считают профсоюзы пережитком советского прошлого, руководители крупных частных предприятий рассматривают профсоюзы как лишнюю головную боль…
— Полагаю, что это от низкого уровня правовой культуры и недостаточного знания трудового законодательства. К счастью, президент В. В. Путин так не считает, говоря о том, что профсоюзы — «…важнейший институт гражданского общества, главный партнер государства и бизнеса…».
Многолетняя практика доказала, что наличие в организации профсоюза, наряду с его представительно-защитной функцией, во многом снимает очень большую нагрузку с работодателя, и не только в плане создания комфортного микроклимата в коллективе, когда профсоюзный комитет берет на себя разрешение конфликтных ситуаций. К примеру, стоит взять во внимание то, что заключением коллективного договора, согласованием с профкомом проектов локальных актов организации можно обезопасить себя от многих очень серьезных проблем, включая и вопросы охраны труда, особенно там, где работа носит вредный или опасный характер. Я убежден, что стоит любому здравомыслящему, современному руководителю изучить этот вопрос — и он найдет в профкоме своей организации гораздо больше плюсов, чем минусов именно как работодатель. А для работников польза — более чем очевидна.
Кстати, на недавнем заседании краевой трехсторонней комиссии (профсоюзы, власть, работодатели) я услышал от коллег, что у Сергея Галицкого, создавшего уникальный бизнес, нет профсоюзной организации. Меня это удивило. У него своеобразное, нестандартное мышление, прагматичный подход ко всему, я читал его интервью в «Вольной Кубани». Решение многих социально-трудовых проблем он замыкает на себе, но будь у него профком из работников — ответственных профессионалов, то намного было бы легче. Для добросовестного руководителя, который дружит с Трудовым кодексом, профсоюз выгоден.
— Ваш профсоюз стал инициатором огромного числа конкурсов. И они охватывают не только профсоюзную среду. Эта необходимость продиктована временем? Расскажите о некоторых из них.
— Не буду рассказывать о конкурсах профессионального мастерства, соучредителем которых является наш профсоюз. Основная нагрузка в их подготовке и проведении лежит на министерстве образования края — нашем социальном партнере, о них все знают. Это «Учитель года», «Директор года», «Воспитатель года», «Педагог-психолог года», «Педагогический дебют» и другие.
Скажу только, что мы достойно награждаем лауреатов и победителей. Но есть масса конкурсов и мероприятий, где мы выступаем инициаторами. В этой связи не могу не сказать и о нашем с вами совместном конкурсе «Учитель. Школа. Жизнь», который проходит седьмой год, но и за это время не потерял своей актуальности. И наш профсоюз, и «Вольная Кубань» нашли те точки взаимодействия, которые востребованы педагогической общественностью.
Или, например, буквально на днях вернулись из Геленджика, где на нашей базе «Рассвет» при поддержке министерства образования края, профильного комитета ЗСК, института развития образования проводили межрегиональный молодежный форум «Образование и карьера: взгляд в будущее». Собрали студентов педвузов и лучших молодых педагогов школ нашего края и восьми регионов ЮФО. Они приняли активное участие в обсуждении актуальных практик и проблем педагогического сообщества. Студенты выпускных курсов в общении с профессионалами могли сделать вывод, что не ошиблись в выборе профессии, что педагог — это самая интересная, полезная и нужная обществу специальность. Интереснейшие дискуссии продолжались затемно. Секретами педагогического мастерства с молодежью делились победители Всероссийского конкурса «Учитель года» А.Шагалов, Всероссийского конкурса «Директор года России» А.Шевченко и А.Цветков, другие не менее именитые учителя края. Я считаю, что после таких неформальных встреч выпускники педагогических вузов, несомненно, придут в школы и не будут искать работу не по специальности.
Этот форум — еще один вклад в решение проблем престижа профессии педагога, его социального статуса, повышения качества образования, о чем говорил губернатор края Вениамин Кондратьев на прошлогоднем августовском педсовете. Можно назвать в этой связи и всероссийские конкурсы, в которых мы принимаем активное участие: «Педагогический навигатор», «Арктур» (конкурс программ развития организаций дополнительного образования детей), «Студенческий лидер», «Лучшая первичная профсоюзная организация» — название само за себя говорит. Большое значение мы придаем совместной работе с Кубанской митрополией в лице настоятеля храма Рождества Христова отца Александра Игнатова. Итогом этой работы является «Благовещенский православный педагогический форум», собирающий учителей основ православной культуры, кубановедения, русского языка и литературы.
Нужно отчетливо понимать, что самая большая и наипервейшая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не проблемы в экономике, не политическая система, не экология и прочие, а разрушение личности. Вот начало всех проблем. Бездуховность, безнравственность порождают зло, которое разрушает человека и общество.
Благодаря духовному опыту святых отцов церковь собрала огромное богатство в области педагогики и антропологии. Не использовать этот опыт, не руководствоваться им было бы по меньшей мере неразумно. Поэтому нужно объединять наши усилия и на этом важном поприще.
— Несомненно, все эти мероприятия важны. Однако педагоги не ропщут? Ведь подготовка к ним забирает драгоценное время, которое у учителей и так сжато в пружину?
— Скажу больше: инициаторами некоторых конкурсов, форумов, мероприятий выступают сами педагоги, особенно молодежь. Ведь наша задача — еще и обучение, помощь в аттестации и профориентации. Установленное повышение квалификации раз в три года — этого все же мало. Жизнь, а с ней технический прогресс буквально бегут и обгоняют. Конкурсы, форумы, «круглые столы», семинары, которые устраиваем, — это дополнительный стимул к самообразованию, профессиональному росту.
Педагоги, воодушевленные новыми идеями и планами на конкурсах, творческие, активные, эрудированные, возвращаются и стремятся использовать полученный опыт в своей работе. Отраслевой профсоюз, помимо всего, выделяет значительные денежные средства на организацию и проведение такого рода мероприятий. Да вот недавний пример. Мы уже второй год проводим среди молодых педагогов края интелектуальную викторину «Что? Где? Когда?».
В этом году думали-сомневались: а стоит ли отрывать учителей, нагружать их дополнительно? Но здесь немаловажную роль сыграла инициатива совета молодых педагогов краевой организации профсоюза и нашего студенческого координационного совета. Тогда мы точно решили: викторине быть! В этом году тематика игры была посвящена Победе в Великой Отечественной войне. Такого накала страстей в финале никто не ожидал! Интеллектуальная игра получила высокую оценку участников и зрителей. Молодежь благодарила за возможность пополнить свой багаж знаний, азарт и драйв на мероприятии.
— И все же как бы ни поощряли молодых педагогов, проблема кадров в школах стоит остро. И главенствующую роль в том, чтобы туда шли выпускники педвузов, играет зарплата. Одна из инициатив бюджетников, причем не только учителей, но и медиков, — это установление правительством базовых ставок (окладов). Как она продвигается?
— Я уже говорил, что качество образования во многом зависит от качества жизни учителя. Безусловно, существуют такие понятия, как призвание. И если бы хотели учителя заработать, то пошли бы в бизнес. Это мы уже слышали. Но…
Педагогический труд нужно оценивать достойно и справедливо. Тогда можно и нужно спросить и дать оценку труду. Майские указы президента (2012 год), которые требуют довести зарплату учителей до средней по экономике региона, наш край давно выполнил и выполняет из года в год. Но думаю, что настало время двигаться дальше и внести поправки в критерии.
Необходимо сравнять со средней зарплатой по экономике зарплату педагога, которую он получает за норму часов педнагрузки. Все понимают, что такой подход гораздо справедливее. Сейчас же, чтобы получить «среднюю» в 28 тысяч рублей, многие учителя работают на полторы-две ставки, выполняют дополнительную работу по классному руководству, внеурочной деятельности, подготовке многочисленных отчетов и прочее.
— А базовая ставка (оклады) — это другое?
— Общероссийский профсоюз образования выступает за то, чтобы, во-первых, на всей территории нашей страны были единые, гарантированные базовые ставки (оклады), а во-вторых, чтобы их размер составлял не менее 70 процентов от всего состава зарплаты. О необходимости такого подхода заявила и О. Ю. Васильева, министр образования РФ. Более того, это закреплено в рекомендациях Российской трехсторонней комиссии в декабре 2016 года. Но сделать это непросто. К сожалению, Министерство образования России утратило полномочия по контролю за установлением условий и размеров оплаты труда педагогов.
Полномочия передали регионам. И теперь за один и тот же объем работы в одних и тех же условиях учителя получают совершенно разную зарплату. На Кубани — 28–30 тысяч рублей, в Адыгее — 23, в Калмыкии — 20, в Дагестане — 19, а в Москве — 60–70 тысяч рублей. Вполне справедливы вопросы учителей: почему? Возникает парадоксальная ситуация: федеральное министерство своим приказом устанавливает норму работы учителя, воспитателя, преподавателя, а регион — плату за выполнение этой нормы. Кроме того, действующая система расчета заработной платы учителя в зависимости от числа учеников в классе противоречива и необоснованно сложна. Уверен, что мы вернемся все же к проверенной временем тарифной системе начисления заработной платы.
— Российские профсоюзы постоянно добиваются повышения размера МРОТ. Это важно для работников сферы образования?
— В образовательных организациях трудится более 48 тысяч работников учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала. Это, к сожалению, низкооплачиваемая категория работников, их зарплата ориентирована на размер МРОТ. Труд этих работников в системе образования тоже трудно переоценить. От них зависит санитарное состояние организаций, питание и безопасность наших детей. Но в любом случае не может быть у работающего человека зарплата ниже прожиточного минимума, который обеспечивает минимальную потребительскую корзину. Проблема осложнена еще и тем, что МРОТ не дотягивает до прожиточного минимума. Как показывает мониторинг, у 19 процентов от общего числа названной категории работников в крае заработная плата ниже прожиточного минимума.
— С какими конкретными жалобами обращаются педагоги? И как соблюдаются их права?
— Самые многочисленные жалобы касаются начисления заработной платы. Да, механизм сложный, и мы часто выезжаем на проверки. У нас есть эксперты, которые оказывают помощь и руководству, и бухгалтерам образовательных организаций. Вторые по количеству обращений — жалобы по назначению досрочных пенсий по достижении 25-летнего педагогического стажа. Пенсионный фонд часто отказывает в этом педагогам. Но у нас огромная правозащитная практика по многим проблемам, в частности и по этим. В судебных разбирательствах мы успешно их решаем в пользу работников. Ежегодно более двухсот дел выигрываем.
— Ведь эти дела с Пенсионным фондом из года в год. Нельзя уже прийти к консенсусу? Почему обязательно нужно пройти через суд?
— Да, сами удивляемся. Уже предлагали создать совместную комиссию по досудебному урегулированию споров, ведь чаще всего отказывают по формальным признакам. Но Пенсионный фонд продолжает нести убытки от судебных издержек, тратит бюджетные деньги, кроме того, это же еще и время.
Экономическая эффективность нашей правозащитной работы в прошлом году составила почти 400 миллионов рублей. Мы провели около двух тысяч проверок работодателей по соблюдению трудового законодательства и выполнению условий коллективных договоров. Кроме того, нашему профсоюзу удалось не без помощи Верховного суда России инициировать внесение поправок в краевое законодательство о мерах социальной поддержки педагогов села. В прошедшем году на обеспечение гарантий сельским педагогам было дополнительно направлено из бюджета края средств в три раза больше, чем в 2015 году, — более 150 миллионов рублей.
— Мы с вами беседуем перед каникулами. Июль — август — время отпусков учителей. Многие ли смогут отдохнуть по льготным путевкам в вашем центре «Рассвет»?
— Ежегодно в «Рассвете» отдыхают более двух тысяч педагогов. Кроме того, как я уже говорил, бесплатно отдыхают все победители и лауреаты всевозможных конкурсов. Факторами оздоровления здесь являются воздух, природа и море. Однако в планах нам бы хотелось, чтобы учителя проходили минимальные лечебные процедуры: массаж, грязелечение и др. У нас даже есть договоренность с санаторием «Ейск» о помощи с его стороны. Уже в этом году хотим запустить в работу бассейн с подогревом, продлить работу центра и за пределами курортного сезона. В планах также строительство нового благоустроенного корпуса. На все это нужны средства, поэтому затянули пояса и стараемся экономить.
— А какая стоимость путевки в «Рассвет»?
— На восемь дней отдых со сбалансированным, вкусным и полезным четырехразовым питанием — 13 тысяч рублей. Мы еще говорили об оздоровлении педагогов. Так вот на это наша организация за прошлый год направила около 25 миллионов рублей. Это приобретение путевок в лучшие профсоюзные санатории по льготной цене с 20-процентной скидкой. Кроме того, 113 человек прошли льготное оздоровление благодаря договорам краевой организации с санаториями «Ейск» и «Русь» в Горячем Ключе. Договор со страховой компанией «Альфа-страхование» дает возможность работникам образовательных организаций в глубинке проходить медицинские обследования. Выезжает специальная машина в школу, где медики снимут кардиограмму, проведут анализ крови, другие исследования и дадут рекомендации.
В спортивно-оздоровительных центрах, туристических базах, турпоходах, турслетах, оздоровительных мероприятиях, поездках выходного дня отдохнули около 60 тысяч членов профсоюза.
По инициативе наших районных организаций профсоюза заключены договоры с предприятиями сферы торговли, услуг и санаторно-оздоровительного комплекса на предоставление льготных скидок для наших членов профсоюза. Льгота распространяется на 35 тысяч человек.
— Если проранжировать три главных направления работы вашего профсоюза на перспективу, то какие вы считаете наиболее важными?
— Во-первых, по закону профсоюз — это институт общественного контроля, защитник социально-трудовых прав работников. И в этом направлении мы собираемся свою работу только усиливать и совершенствовать. Во-вторых, продолжим повышать профессиональный уровень профработников. Особое внимание будет уделено молодежи — педагогам и студентам, будем способствовать привлечению и закреплению их в отрасли. И в-третьих, будем развивать инновационные формы работы. Сюда входят и наш кредитный потребительский кооператив, и взаимодействие с отраслевым пенсионным фондом «Образование и наука», ставшим частью корпорации «Сафмар». Безусловно, все это невозможно реализовать без конструктивного взаимодействия и сотрудничества с нашими социальными партнерами.
— Спасибо за беседу.
Инна МОЧАЛОВА.
Цифры и факты
- Краснодарская краевая организация Общероссийского профсоюза образования насчитывает более 180 тысяч человек.
- В ее составе 3109 первичек.
- Проведено около двух тысяч проверок работодателей по соблюдению трудового законодательства и выполнению условий коллективных договоров за 2016 год.
- В спортивно-оздоровительных центрах, туристических базах, турпоходах, турслетах, оздоровительных мероприятиях, поездках выходного дня отдохнуло около 60 тысяч членов профсоюза.
- Ежегодно более 200 выигранных дел в судах.
- Экономическая эффективность правозащитной работы профсоюза в прошлом году составила почти 400 миллионов рублей.