Сергей Даниленко: Высокий социальный статус педагога — залог качественного образования

Сергей Даниленко: Высокий социальный статус педагога — залог качественного образования

Председатель Краснодарской краевой организации Общероссийского профсоюза образования Сергей Даниленко о региональном педсовете, статусе педагога и о помощи молодым учителям.

— Сергей Николаевич, после дистанта стали говорить, что обучение в школе не станет прежним, о том, что качество образования хромает. Есть разные мнения по поводу его повышения в наших школах. На ваш взгляд, что нужно делать?

— Система образования нацелена на развитие, обучение будет совершенствоваться, никакого перехода на дистант не будет, об этом уже несколько раз говорил министр просвещения России Сергей Кравцов, цифровые технологии будут только помогать и дополнять учебный процесс при необходимости. А если говорить о качестве образования, то лично мое убеждение — для его повышения важно создать в отрасли конкурентную среду, а это возможно только при высоком социальном статусе педагога.

Некоторые ученые рассматривают качество образования как взаимосвязанную структуру из трех главных компонентов: качество условий, качество процесса и качество результата. Все они влияют друг на друга.

В крае созданы и продолжают создаваться благоприятные условия функционирования системы образования. Но главной фигурой всегда остается учитель, его личностные качества и, конечно, наличие у него возможности постоянно повышать свой профессиональный уровень (ведь один раз в три года, как записано в законе, явно недостаточно). Должно быть время и средства на самообразование: повышение культурного кругозора — театры, музеи, выставки, кино, путешествия для познания мира через собственные впечатления. Ведь не секрет, что дети любят интересных учителей. Кроме того, конечно же, нужно уделять внимание поддержанию своего здоровья. Я считаю это очень важным элементом, безусловно влияющим на качество образования.

Сейчас же основное внимание учителя сфокусировано на учебной нагрузке (большая часть педагогов работает на полторы и две ставки), поскольку только так можно повысить размер зарплаты, плюс ко всему сюда добавляется время для проверки работ, подготовки к урокам, а еще журналы, отчетность. В итоге очевидно, что времени катастрофически не хватает, страдает качество образования.

Поэтому я убежден в том, что, решая вопрос качества образования, нужно в первую очередь сделать серьезный прорыв в повышении социального статуса педагога.

— А начинать, вероятно, надо с четкой и прозрачной системы оплаты труда?

—Безусловно. Введенная в 2008 году, она оказалась крайне неудачной, запутанной и несправедливой — это признано законодательной властью страны и Правительством РФ. М. В. Мишустин дал поручения Минпросвещения России совместно с Минтрудом, Минфином, Общероссийским профсоюзом образования в срок до 1 ноября 2020 года представить предложения по установлению единых требований к оплате труда педагогических работников с учетом формирования базовой ставки заработной платы, исходя из установленной продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы).

Сейчас оклады педагогов за выполнение нормы труда — ниже прожиточного минимума и в составе всей зарплаты составляют лишь от 27 до 36 процентов.

У воспитателя, мастера производственного обучения — 9349 рублей, преподавателя — 9434 рубля. У школьного учителя ситуация еще сложнее, так как зависит от числа учеников в классе. Средний показатель — 12197 рублей — даже не гарантирован каждому учителю.

— Эта причина чаще всего становится препятствием притоку в школы молодых педагогов. Какая поддержка в крае именно для этой категории?

— Да, несмотря на прилагаемые усилия на всех уровнях власти, реализацию совместных с министерством проектов, проблема с низкими окладами не способствует привлечению молодых кадров в систему образования. По нашим данным, количество вакансий по итогам 2019 — 2020 года на должность «учитель» — 957, должность «воспитатель» — 173. В целях оказания помощи педагогам в поиске работы на сайте профсоюза действует база данных вакантных должностей в отрасли образования края, которая актуализируется на начало, середину и конец учебного года.

Значимыми для молодых специалистов являются ежемесячные выплаты в размере трех тысяч рублей. В отдельных муниципалитетах (Динском, Ленинградском, Каневском, Курганинском, Отрадненском, Темрюкском) молодым педагогам вручаются единовременные выплаты от пяти до пятидесяти тысяч. В Краснодаре, Павловском, Новокубанском районах для молодых педагогических работников предусмотрены гранты. Наиболее значительный размер грантов — 25 и 50 тысяч в Краснодаре, в Мостовском, Усть-Лабинском районах, Новороссийске выплачиваются дополнительные ежемесячные доплаты молодым педагогам. Результативность принимаемых мер очевидна. В Мостовском районе программа поддержки молодых действует семь лет, с 2013 года. За этот период 81 процент от числа педагогов, получавших доплаты в размере двух тысяч, продолжают работать в отрасли, хотя в 2013 году отток молодых специалистов составлял более 50 процентов. В Темрюкском районе единовременную выплату в размере 15 тысяч рублей в начале учебного года выплачивали молодым педагогам в 2018 и 2019 годах, сейчас из них около 76 процентов продолжают работать.

Мониторинг, проведенный нашей краевой организацией, показал, что за год число молодых педагогических работников в школах увеличилось на 1,4 процента. Положительная динамика присутствует, но она явно недостаточна для омоложения отрасли образования.

— Знаем, что краевой профсоюз образования активно поддерживает молодежное движение в образовании, помогает молодым педагогам в профессиональном развитии. Расскажите о самых значимых проектах.

— Мы ежегодно проводим региональные и межрегиональные педагогические форумы, спортивно-туристические мероприятия. Ярким событием этого года стал региональный образовательный форум «Я — педагог», в котором приняли участие студенты выпускных курсов педагогических специальностей Армавирского государственного педагогического университета, Кубанского государственного университета, филиала Кубанского государственного университета в городе Славянске-на-Кубани.

В июне текущего года краевая организация профсоюза стала победителем конкурса на предоставление грантов Президента РФ с проектом «Образование и карьера: шаг в будущее». Наш проект направлен на стимулирование и привлечение студенческой молодежи к работе педагогами в образовательные организации Краснодарского края, а также на содействие личностному росту, социальной адаптации, формированию значимости педагогической профессии.

— Затрагивая эту болезненную тему, стоит отметить важное решение, которое приняли недавно, — повышение оплаты за классное руководство в школах. Пять тысяч рублей федеральных плюс четыре тысячи рублей краевых — это хорошее подспорье…

— Это действительно хорошая поддержка учителям, на чьих плечах большой груз воспитательной работы. Вместе с тем у нас есть и другая категория педагогов, которая выполняет ту же работу, что и классные руководители в школах, — кураторы учреждений среднего профобразования. У них оплата составляет в среднем 1700 рублей.Краевой комитет профсоюза обратился в отраслевое министерство, профильный комитет ЗСК с предложением оказать содействие в решении вопроса оплаты труда кураторов групп профессиональных образовательных организаций, а именно - установить краевую выплату в размере четырех тысяч рублей в месяц. В настоящее время согласованный с краевой организацией профсоюза проект постановления губернатора о выплатах кураторам студенческих групп СПО находится на рассмотрении в профильных министерствах, юстиции.

— На краевом педсовете вы подняли еще одну злободневную тему — жилье для педагогических работников. Расскажите, в чем губернатор поддержал профсоюз?

— Законом об образовании педагогическому работнику гарантировано право на обеспечение жильем. К сожалению, названное право практически не реализуется.

Частично проблема решается в рамках краевого закона от 23.07.2015 г. № 3232, согласно которому выделяются земельные участки для строительства жилья (в 2019 году земельные участки были предоставлены 23 педагогам в Красноармейском, Успенском районах, Анапе, Новороссийске).

В Брюховецком, Динском, Крымском, Темрюкском, Туапсинском районах и Геленджике педагогам частично компенсируется оплата коммерческого найма жилого помещения. Компенсация в размере от четырех до восьми тысяч рублей в Туапсинском районе, пять тысяч рублей в Геленджике способствовала привлечению специалистов по востребованным специальностям. И как следствие, число вакансий в названных территориях незначительное.

Профсоюз направил в Государственную Думу предложения по внесению дополнений в Жилищный кодекс РФ, предусматривающих внеочередное предоставление педагогическим работникам жилых помещений по договорам социального найма.

Начать активно работать над решением проблемы можно с создания на местах жилищно-строительных кооперативов с предоставлением им на безвозмездной основе земельных участков с необходимыми инженерными коммуникациями. Как показала практика в других регионах (Воронеж, Калмыкия, Удмуртия, Тверь), создание ЖСК может быть одним из основных условий обеспечения жильем работников образовательных организаций. Такая работа требует больших организационно-правовых усилий, профсоюзная сторона готова взять на себя весь этот объем. Мы разработали специальную программу, но без поддержки краевого уровня в этом вопросе не обойтись.

На краевом педсовете губернатор нас поддержал. Он согласился на пилотный проект пока в некоторых районах края, где жилищный вопрос у педагогов стоит наиболее остро. Также он поручил включить в эту программу еще и медицинских работников.

Замечательная инициатива! Надеемся, что она осуществится. Спасибо за беседу.