Майский Указ президента, или Параметры новой экономики

Майский Указ президента, или Параметры новой экономики

Традиционно после инаугурации Президент России подписывает так называемые майские указы — стратегию экономического и социального развития на срок его полномочий и дальнейший период. 7 мая был опубликован Указ президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

Сравнивать документ с аналогичным указом 2018 года, а тем более с «недовыполненным» правительством Медведева указом от 2012 года смысла нет. Слишком многое изменилось вокруг. Нынешний майский указ нужно, безусловно, рассматривать в первую очередь как конкретизацию поручений, изложенных главой государства в его Послании Федеральному Собранию. К тому же, как и Послание, данный документ фактически декларирует строительство НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. Причем, на мой взгляд, по большей части ПЛАНОВОЙ, а не святой для либерального блока рыночной.

Поэтому не имеет смысла вспоминать многие прорывные для, будем полагать, бывшей экономической модели стратегии и планы, в которых их составители обещали россиянам к 2020 году и квартиры каждой семье, и зарплату в 2,5 тысячи долларов. Обещали не поднимать налоги, не повышать пенсионный возраст и многое другое. Поэтому сейчас, даже несмотря на очевидные прорывы в экономике последних лет (она не разорвана в клочья, мы на пятом месте в мире), Россия все же остается, мягко говоря, несколько более бедной страной, чем могла бы быть — с ее возможностями и ресурсами. И непреложное намерение исправлять это противоречие — или, как утверждают, некоторые экономисты, искусственное сдерживание — очень четко прослеживается и в новом майском указе главы государства, и в его недавнем Послании.

Кроме того, НОВАЯ СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА также видится выстраиваемой под эти цели. Согласитесь, впервые минимум лет за десять первым замом премьера становится не экономист, а вице-премьер, курирующий промышленность. Также указ президента четко дает установки на приоритетное развитие собственной промышленности и внутреннего потребления (в ЦБ, наверное, паника), обеспечение технологического суверенитета. Это принципиальный момент. Потому что до этого во главу угла ставились приоритеты внешней торговли, встроенность экономики РФ в глобальную, международное разделение труда и тому подобное. Примечательно, что в новом майском указе нет термина «импортозамещение». Согласно документу государство будет не только уменьшать зависимость от импорта и его долю в экономике, но и менять структуру экспорта. К 2030 году его объем в отношении несырьевых, неэнергетических товаров должен вырасти минимум на две трети по сравнению с прошлым годом. Совершенно очевидно, что должны быть предусмотрены и условия для производства таких товаров внутри страны, тем более востребованных на зарубежных рынках.

В этой связи, наверное, многим в РФ хотелось бы, чтобы страна вышла из ряда кабальных обязательств, принятых на себя в рамках участия в этой пресловутой глобальной экономике. К примеру, по обеспечению переселения мигрантов из Центральной Азии в РФ и повышения толерантности коренного населения к этому. Но это так, к слову об уже начавшихся с новой силой заявлениях о том, что нехватка дешевой рабочей силы не даст выполнить поставленные президентом цели и т. д. Предположу, что это утверждение верно лишь в условиях полного подчинения экономики той или иной страны глобальной западной концепции нового порядка. По определению исключающей экономический суверенитет того или иного государства. Кроме, разумеется, США и его сателлитов.

Сможет ли новое, но, по большому счету, старое правительство выйти из такой повестки (хотя бы для начала из ВТО, ВОЗ, Международной организации по миграции и т. д.), покажет время. Но цели национального развития, определенные президентом, на мой взгляд, прямо требуют если не выхода из многих глобальных проектов, то более ограниченного участия в них с учетом собственного суверенитета и исключительно национальных интересов. И логика, так сказать, текущего момента должна объективно к этому привести. В том числе и санкции, и попытки международной изоляции России, и по большей части вынужденный с недавних пор массовый вывод из зарубежных юрисдикций активов уже встроенной в этот пресловутый глобализм значительной части российского олигархата и сбежавшего чиновничества.

Одной из важнейших целей новой экономической политики государства обозначена БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ. В нынешнем указе эта задача закреплена в национальном проекте «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи». Ее решение должно уменьшить бедность до уровня ниже семи процентов населения к 2030 году и ниже пяти процентов к 2036 году (по итогам 2023 года, согласно данным Росстата, доходы ниже прожиточного минимума имели 13,5 миллиона россиян, или 9,5 процента населения). В этой связи подумалось, что неплохо было бы установить и персональную ответственность министров и вице-премьеров за этот показатель. И пусть отчитываются не раз за шесть лет, а ежегодно. Но это так, к слову пришлось о том, что программы борьбы с бедностью у нас на протяжении десятилетий — самые лучшие в мире, а повышения реальных доходов населения и зарплат со времен кризиса 2008 года, по мнению многих экономистов, ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ПРОИСХОДИТ НА ФОНЕ РОСТА ЦЕН И КУРСА ДОЛЛАРА.

Ну действительно, даже в прошлом году величина прожиточного минимума в РФ на душу населения составляла 14375 рублей в месяц, в 2024 году он вырос до 15453 рублей. Попробуйте прожить на эти деньги в Краснодарском крае или другом регионе. Вот то-то и оно…

В указе президента планируется также и повышение минимального размера оплаты труда не менее чем до 35 тысяч рублей к 2030 году. Но думается, что даже если бы такая зарплатная минималка была установлена, скажем, в прошлом году, то это вряд ли привело бы к снижению бедности и решению всех связанных с этим проблем, в том числе и демографических, в 2024-м или хотя бы в следующем году. А как вырастут цены к 2030 году, или тот же курс доллара, или коммуналка — трудно себе представить. Тем не менее практика последних лет показывает, что исполнение приоритетных национальных проектов, обозначенных в предыдущем указе президента, шло четко и весьма успешно. Во всяком случае, о каком-то их недовыполнении и речи сейчас идти не может.

Предусмотрены в указе также цели повышения за шесть лет суммарного коэффициента рождаемости до 1,6, продолжительности жизни до 78 лет, обеспечения граждан жильем общей площадью не менее 33 квадратных метров на человека к 2030 году и не менее 38 квадратных метров к 2036 году (пояснений, за чей счет это должно быть выполнено, в указе нет), вхождения в четверку экономик мира по ВВП (паритету покупательной способности), роста стоимости российских компаний, стимулирования инвестиционной активности россиян, повышения капитализации российского фондового рынка до 66 процентов ВВП с нынешних 33 и многое другое.

Впрочем, совершенно очевидно, что выполнение указа президента в полной мере, тем более в долгосрочной перспективе, увязано и С ЗАВЕРШЕНИЕМ СПЕЦОПЕРАЦИИ. И, судя по успешным действиям Вооруженных Сил РФ, оно не за горами.

Какой будет возможная «формула мира», в четверг начали, как утверждают СМИ, обсуждать на закрытой встрече Председатель КНР Си Цзиньпин и Президент России Владимир Путин, который прибыл в Китай с двухдневным государственным визитом. Это его первая зарубежная поездка после переизбрания главой государства и формирования обновленного российского правительства, что еще раз подчеркивает крепкие партнерские отношения двух стран, постоянно наращивающих сотрудничество в нынешних неблагоприятных условиях санкционных войн.

И логично, что вместе с Президентом РФ на переговоры прибыл и новый министр обороны Андрей Белоусов, перед которым стоит задача максимально эффективно интегрировать военную составляющую российской экономики в, так сказать, гражданскую ее часть. Это на сегодняшний день, наверное, и есть ключевая, ПРИОРИТЕТНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ, пусть и не включенная прямо в указ президента. И которая должна быть достигнута гораздо раньше 2030 года.

А вы как считаете?

Ранее мы писали: Наемники как провокация большой войны: будут ли введены войска НАТО на Украину? Знаковым для европейской дипломатии называют зарубежные СМИ начавшийся вчера визит председателя КНР Си Цзиньпина во Францию. Макрон заявлял, что надеется установить самые теплые личные отношения с высоким китайским гостем.

Взятка или госизмена: неприкасаемый Иванов начал угрожать всей системе, и его решили убрать? Вы только вдумайтесь: задержан заместитель министра обороны РФ! Во время СВО! За огромнейшую взятку! Многие телеграм-каналы пишут о том, что эту новость, как говорится, с большим пониманием и одобрением встретили в войсках, особенно в зоне спецоперации. Этот чересчур ответственный за управление имуществом, материально-техническое снабжение и строительство военных объектов эффективный управленец на генеральской должности не раз становился объектом внимания специализирующихся на коррупционных темах информресурсов. Особенно по кейсам в Крыму, в Мариуполе. Еще в 2019 году, после декларационной кампании, он даже признавался самым богатым чиновником Минобороны.

Читайте также: Сколько стоит патриотизм, или Должны ли пионеры играть в гольф? Не позднее чем через две недели после инаугурации президента будет сформировано новое правительство. Владимир Путин на встрече с лидерами думских фракций вскоре после выборов сказал, что его новый состав должен быть отобран по деловым и профессиональным качествам, а не по партийной или корпоративной принадлежности. Будут ли руководствоваться многочисленные провластные кланы и элитные группы этим принципом при продвижении своих протеже во власть, покажет время. Но любому назначению на значимую федеральную должность предшествует неминуемая аппаратная борьба, очень редко проявляющаяся в публичном поле.