Аласдер Фостер. Social art и краснодарская меланхолия


«ВК Пресс»  в рамках V Международного фестиваля фотографии PhotoVisa узнал у австралийского фотографа  Аласдера Фостера об особенностях австралийской фотографии и о сходстве краснодарских и шотландских фотографов.

V Международный фестиваль фотографии PhotoVisa стартовал в Краснодаре. Уникальность этого проекта заключается в том, что всего за пять лет своего существования фестиваль сумел заслужить признание в мировом сообществе фотографов. Именно поэтому сейчас в столицу Кубани приехали ведущие фотохудожники из разных стран мира. Об особенностях австралийской фотографии и о сходстве краснодарских и шотландских фотографов рассказал «ВК Пресс» специалист в сфере международных проектов, исследователь теории искусств, а также представитель жюри номинации «Фотография/Фотосерия» австралиец Аласдер Фостер.


- В своих исследованиях вы большое внимание уделяете австралийской фотографии. Расскажите, в чем особенность фотоискусства в Австралии?

- Одна из основных черт – изоляция. Австралия развивается вдалеке от своих соседей и их культурных влияний. Помимо этого - даже города в нашей стране находятся на большом расстоянии друг от друга. Это означает, что культура функционирует как бы сама в себе и, следовательно, очень отличается от культуры «внешнего» мира. Вторая черта заключается в особенности идеи австралийской фотографии: мы стараемся показать правду. И это не столько документальная фотография, сколько работа, состоящая из множества образов и деталей, которые и позволяют прийти к истине. Я работаю в разных странах. И, на мой взгляд, самое сложное для художника - передать идеи другой нации. Разница велика, например, между странами Тихого и Атлантического океанов. В первом случае - каждая страна уникальна, во втором - культура их во многом похожа. С другой стороны, изобразительная фотография более универсальна. Представители разных стран с разной культурой, разнообразным background’ом, могут зацепить одну и ту же главную мысль.


- Чему посвящены ваши работы?

- Я предпочитаю говорить об изменениях, но об изменениях в метафорическом, аллегорическом смысле. Для своей выставки я выбрал четырех фотохудожников, которые используют аллегорию для того, чтобы говорить об изменениях, происходящих в современном мире. В первую очередь это проблемы эмиграции и таяние ледников вследствие глобального потепления - как метафора человеческой смертности. О сложной жизни меньшинств, которые преодолевают различные препятствия для сосуществования с большинством. О преодолении этнических стереотипов и том, как эти процессы влияют на индивидуума. Наш мир меняется, не так быстро и заметно, но, тем не менее, достаточно значительно. Так как все эти изменения вызваны людьми, я верю, что справиться с ними могут также люди.


- Вы говорите о фотоискусстве как зеркале социальных проблем. А как Вы относитесь к «чистому» искусству?

- Я думаю, что это проблема языкового различия. Дело в том, что в английском языке практически не разделяются искусство (art) и социальные проблемы. Это нечто общее. Искусство обязательно имеет некоторый социальный подтекст, их нельзя развести.


- Вы наверняка уже видели работы краснодарских фотографов. Как можете их оценить?

- Я видел несколько работ. Но могу сказать, что все они очень поэтичны. Они несколько темные, меланхоличные. Но так как я родился в Шотландии, мне это близко. В Австралии совсем другое дело – там больше солнца и радости.

- Чем, на Ваш взгляд, вызвана эта меланхолия?

- Я думаю, она связана с климатом. Я приехал из Шотландии, там темно и холодно. Это влияет на психологические особенности: мы очень тяжело сходимся с людьми. В Шотландии есть маленькие социальные группы. И нам нужно очень доверять людям, чтобы впустить их в свой круг. Я думаю, что здесь все то же самое. Отсюда и идет эта любовь к меланхолии и темноте. В то время как на юге, где тепло, более тесные отношения между людьми. Возьмем, например, людей, живущих, в средиземноморье. Их отношение строится на чувствах. Если их возбуждает что-то, они хотят это понять. Если их чувства остались не задеты, они теряют интерес к предмету. Я думаю, здесь задействованы сложные социальные, физиологические и климатические процессы.

Анастасия Воронович

Специально для «ВК Пресс»