Маркус Миллер: «Политикам есть чему поучиться у музыкантов»


В Краснодаре стартовал II Международный фестиваль GG Jazz (Garanian Gatov). Готовились к этому событию на протяжении всего года. Именно поэтому фестиваль удалось расширить с трех дней до шести и пригласить еще больше звезд джаза с мировым именем.

В Краснодаре стартовал II Международный фестиваль GG Jazz (Garanian Gatov). Готовились к этому событию на протяжении всего года. Именно поэтому фестиваль удалось расширить с трех дней до шести и пригласить еще больше звезд джаза с мировым именем.

На открытии выступил прославленный музыкант, живая легенда джазового мира Маркус Миллер. Он представил россиянам новую программу Renaissance.

- Я рад представить публике новый альбом и молодой состав. Мы играем Renaissance уже около года, и я могу сказать, что эта музыка вышла за пределы стандартной записи, она действительно развивается. Кроме того, в Краснодаре солнечная погода. А мы-то были уверенны, что замерзнем здесь, но нас ждал очень приятный сюрприз. Поэтому у музыкантов прекрасное настроение, и они будут играть особенно хорошо.


В музыкальном отношении Renaissance означает возвращение. А что это слово значит для самого Маркуса? Хочет он вернуться к истокам джаза или к началу своей карьеры?

- Для меня Renaissance имеет несколько значений. Одно из них, действительно, возвращение. И главное, к чему я вернулся – к простоте. Мы записали этот альбом за пять дней. Над другими альбомами я работал около месяца. Мы были как ученые в лаборатории: что-то меняли, добавляли, смешивали. А на французском языке Renaissance означает возрождение, новое рождение. В этом и заключается еще одно значение, очень важное для меня: когда я играю с молодыми музыкантами, я как будто заново рождаюсь.


Действительно, на сцене совсем молодой еще состав музыкантов. Удивительно, как Маркусу удается находить такие дарования. Ведь они должны быть под стать Маэстро.

- Четыре года назад у меня был семинар в Калифорнийском университете Беркли (нечто похожее на тот семинар, который состоялся в краснодарском Межшкольном эстетическом центре). Однако в Беркли я провел неделю. Все студенты были замечательными, но один саксофонист, Алекс Хан, просто поразил меня. И я, конечно, пригласил его в свою команду. Правда, Алексу оставался год в университете. Не поверите, но мне пришлось ждать. Тогда я готовил тур, посвященный Майлзу Дэвису, и попросил Алекса присоединиться, а еще порекомендовать мне других молодых музыкантов. С тех пор я играю с новым составом. И мне очень нравится с ними работать. Renaissance - это первый альбом, который играет мой новый состав. Собственно под него я и написал эту музыку.


Маркус Миллер владеет многими музыкальными инструментами. Но именно бас-гитара наиболее близка ему.

– Да, это именно тот инструмент, с помощью которого я могу выразить и донести до вас то, что действительно чувствую. Когда я был еще ребенком, учитель музыки – замечательный педагог - давал мне ключ от оркестрового класса. Там я мог играть на самых разных инструментах, представляя, что нахожусь в настоящем оркестре. Когда я играл на кларнете, то был ближе всего к дирижеру. Затем уходил назад, туда, где находится ударник. Тогда я понял, что играя на разных инструментах в оркестре, испытываешь самые разные ощущения.

Мой отец - пианист. И раньше я пытался повторять за ним. Также я играю на кларнете, саксофоне, органе. Но именно бас-гитара позволяет мне найти самого себя.


Сегодня Маркус признан не только самым успешным, но и, бесспорно, одним из самых талантливых джазменов в мире. Однако, даже он наверняка, испытывает на себе влияние критики.

- Знаете, после того, как Майлз Дэвис говорит: «Мне нравится то, что ты делаешь!» - вся остальная критика значения не имеет. Его мнение освободило меня от необходимости волноваться о какой-то критике. Я просто отдаюсь музыке и работаю. Если я что-то чувствую в музыке, то именно это и есть правда. Разумеется, как по-человечески не все могут меня принимать, так же не всем нравится и моя музыка. Но это вовсе не значит, что я должен под кого-то подстраиваться. Наверное, эта философия подходит и к жизни.


Конечно, одним из главных вопросов, который не перестает волновать всех и каждого: сохранит ли джаз свою популярность в будущем или, как и многие другие направления уйдет в историю?

- Как популяризировать джаз среди молодежи? Ритм здесь все. Джаз был чем-то невероятным в шестидесятые. Тогда появился джазовый бит бугалу. И по сей день многие его используют. Современная молодежь танцует под него и считает, что это здорово. Это и есть возрождение джаза. В семидесятые джаз переживал тяжелые времена. Тогда к нему присоединили элементы рока и фанка. И он обрел новое рождение. Я был одним из тех, кто в 1970-е приобщился к джазу благодаря этим элементам. Сегодня многие совмещают джаз с хип-хопом. Я считаю, что это тоже один из способов привлечь молодежь. По-моему, если сравнить ритм джаза и ритмом современной жизни, они будут очень похожи.


Сказал несколько слов музыкант и о биг-бэнде имени Георгия Гараняна.

- Я много слышал о биг-бэнде. В последние годы у них проходят великолепные выступления. С удовольствием познакомлюсь с их творчеством. Сотрудничество – тоже один из способов привлечь людей к джазу. Я как раз подумываю над тем, чтобы начать сотрудничать с российскими музыкантами. Как артист мира ЮНЕСКО, я думаю, это один из способов показать возможности взаимодействия людей разных стран. У нас, музыкантов, нет никаких проблем в общении с людьми других культур. Мы должны научить этому политиков.

Анастасия Воронович.