Анатолий Пахомов: «Подготовка к ОИ-2014 преобразила Сочи!»
В Сочи завершается подготовка к зимним Олимпийским играм 2014 года. Спортивные объекты готовы, минувшей зимой на них были проведены тестовые испытания. Построен целый комплекс объектов инженерной инфраструктуры. В массовом масштабе начались работы по благоустройству улиц и парков приморского города. С огромным интересом следят за реализацией этого проекта граждане России. Всем хочется, чтобы зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи не просто состоялись, но и превратились бы в большой международный праздник, оставили богатое наследие. Что делается для этого? Об этом корреспонденту «ВК Пресс» рассказал глава города Сочи Анатолий Пахомов.
- Анатолий Николаевич, недавно в Сочи завершилась целая серия тестовых турниров по зимним видам спорта. Каков итог этих проверочных соревнований? Готовы ли спортивные объекты к состязаниям лучших атлетов разных стран мира?
- Тестовые соревнования в ледовых дворцах и на склонах горнолыжных комплектов Сочи проходили минувшей зимой, с декабря по апрель. Руководство страны придавало этим событиям огромное значение, на турнирах по фигурному катанию и хоккею присутствовал Президент России Владимир Путин. Если не считать ряда мелких недочетов, вызванных крайне теплой зимой, тестовые соревнования прошли успешно. Можно смело сказать, что спортивные соревнования в рамках зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи можно будет провести без проблем, в ледовых дворцах это можно сделать хоть сейчас, а в горах – как только выпадет снег. Но спортивная часть Олимпиады – это еще не все! Очень хочется, чтобы зимние Олимпийские игры 2014 года запомнились миру, чтобы в Сочи было интересно не только болельщикам, но и всем туристам. Чтобы все наши гости смогли полюбоваться одним из красивейших городов России, навсегда его запомнить. Словом, к спортивным состязаниям мы готовы, сейчас завершаем работы по модернизации города Сочи и приведению его в образцовый порядок.
- Всем уже ясно, что в рамках подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года наша страна смогла решить более серьезную проблему, она привела в порядок свой лучший приморский курорт. В Сочи этот эффект уже заметен. Какие из свершений считаете самыми важными?
- Вы правы, выделяя крупные средства на подготовку к зимним Олимпийским играм 2014 года, руководство страны надеялось провести серьезную модернизацию инженерной инфраструктуры Черноморского побережья Кавказа. Во многом это сделать удалось! Не будь олимпийской программы, еще много лет не появилось бы нового подводного газопровода «Джубга – Сочи», благополучие нашего города по-прежнему зависело бы от работы старых, давно изживших себя линий газопровода «Майкоп – Самурская – Сочи». Эти линии проложены через горные перевалы, в последнее время они часто рвались из-за оползней. Сейчас, благодаря подводному газопроводу «Джубга – Сочи», надежность системы жизнеобеспечения в городе повысилась многократно! На газовое топливо уже переводятся оставшиеся мазутные котельные. Появилась возможность построить Сочинскую и Адлерскую электростанции, они с избытком обеспечены газовым сырьем. Городу Сочи уже хватает энергии собственного производства, уже никогда больше не повторится страшный энергетический кризис 1997 года. Тогда из-за аварии на высоковольтной линии «Новокубанск – Сочи» целую неделю город влачил жалкое существование без электричества. Сейчас потребности города в электроэнергии, это 1.200 мегаватт, будут полностью замещаться за счет собственной генерации.
В рамках олимпийской программы построены новые комплексы очистных сооружений в Адлере и на Красной Поляне, модернизированы такие же сооружения на Бзугу. Их общая пропускная способность – 257 тысяч кубометров стоков в сутки. Все сточные воды стали очищаться намного качественнее, чем раньше, это улучшило состояние морской воды и воздуха на Черноморском побережье. Одновременно с этим завершено строительство новых водозаборов общей мощностью в 127 тысяч кубометров, водоводов, протяженностью в 74 километра, реконструированы существующие водопроводные сети на участках, протяженностью в 80 километров.
Много лет нуждалась в реконструкции автодорожная сеть Сочи. Порой даже приходилось удивляться, как долго существовал 400-тысячный город, занимаясь только модернизацией построенного еще в XIX веке Новороссийско-Сухумского шоссе. Начавшаяся подготовка к зимним Олимпийским играм 2014 года заставила вернуться к решению застарелой проблемы. В 2009 году завершилось строительство дороги «Обход центра Сочи». Крупные автомобильные развязки появились на Краснодарском кольце, возле стадиона имени Славы Метревели, в Адлере, на развилке трасс ведущих к Олимпийскому парку и горному поселку Красная Поляна. Сдан в эксплуатацию первый участок трассы «Дублер Курортного проспекта». Это уже стало положительно отражаться на развитии курортной сферы Сочи. В прежние годы из-за автомобильных пробок гости здравниц просто отказывались от поездок на процедуры в бальнеологический комплекс «Мацеста», неохотно ездили на экскурсии. Сейчас ситуация начала улучшаться.
Вообще в решении транспортных проблем произошел серьезный сдвиг к улучшению. Модернизированы железнодорожные линии на участке «Туапсе – Адлер», появилась железнодорожная ветка, ведущая в Красную Поляну. Скоростные электрички вскоре станут в Сочи внутригородским транспортом. Подготовка к зимним Олимпийским играм 2014 года заставила заняться и развитием морского транспорта. Расширяется Сочинский морской порт, вскоре здесь появится причалы для океанских лайнеров. Начнут прибывать огромные круизные суда. Это оживит всю экскурсионную сферу Сочи, ведь участникам морских путешествий захочется побывать в самых красивых местах города. Кроме того, в рамках олимпийской подготовки восстановлено несколько причалов для прогулочных катеров, построен порт Сочи-Имеретинский», который со временем станет первой яхтенной мариной у кавказских берегов Черного моря.
- В горах важными олимпийскими центрами стали поселки Красная Поляна и Эсто-Садок. Какие работы по модернизации системы жизнеобеспечения проводились здесь?
- Еще год тому назад в Красной Поляне существовал лишь один слабый источник электроэнергии – Краснополянская ГЭС. Сейчас к нему добавились подстанция 110 кВ «Лаура» и 220 кВ «Поселковая», Здесь проложено 57 километров кабельных линий, построено 43 трансформаторных подстанции. В поселке полностью решена проблема водоснабжения и водоотведения. Введен в эксплуатацию магистральный канализационный коллектор, его протяженность более 20 километров. Построен магистральный водовод, соединяющий между собой новые водозаборы на реках Бешенка и Мзымта, это позволяет полностью обеспечить питьевой водой Красную Поляну и Эсто-Садок. Такие преобразования инженерных сетей позволяют строить тут новые гостиницы, расширять номерной фонд. К тому же сейчас эти горные поселки, можно сказать, стали намного ближе к центру Сочи. Вступает в строй ветка железной дороги на участке от Адлера до Красной Поляны, на электричках туда можно будет доехать за 20 – 25 минут.
- Порой складывается впечатление, что если работы на спортивных объектах зимних Олимпийских игр 2014 года завершились, то в центре города они только начинают разворачиваться. На главных улицах курорта – сплошные разрытия, всюду что-то прокладывается. Что это за работы?
- Наибольшее количество разрытий в городе связаны с заменой разводящих кабельных электрических сетей. Некоторые траншеи – это устройство новых водопроводных и канализационных сетей. В самом центре Сочи прокладывается одна крупная теплотрасса. В Адлерском районе часть разрытий связана с модернизацией газовых коммуникаций. Если в предыдущие годы главный акцент олимпийских программ делался на крупных объектах, то сейчас речь пошла уже о работах средних и мелких объемов, без которых, впрочем, тоже не обойтись. Особенно наглядно это заметно в энергетической сфере. Новые генерирующие электростанции уже построены, но чтобы подать электричество в микрорайоны, требовалось заменить 800 километров кабельных сетей. Это значит – 800 километров разрытий! Сейчас большая часть этих работ уже выполнена, но при этом сделано еще не все!
- Напротив здания администрации Сочи сейчас вырыта огромная канава? Что за работы ведутся здесь? Неужели нельзя было отложить их на послеолимпийский период?
- Нет, отложить было нельзя! И дело даже не в олимпийской подготовке. Еще в 60-х годах прошлого века через самый центр города была проложена линия теплотрассы. С ее помощью снабжались теплом и горячей водой сотни зданий на улицах Воровского, Навагинской, Кубанской, Орджоникидзе, Островского, Роз. За половину века трубы износились, во многих местах покрылись ржавчиной, на них появились дыры. В итоге отопление жилых домов в центре Сочи и подача сюда горячей воды осуществлялись просто безобразно! В любой момент была возможна авария, кипящая вода могла залить улицу. Помните случай, произошедший минувшей зимой в Санкт-Петербурге? Допустить такого в Сочи мы не могли! И решили устранить проблему в рамках олимпийской программы. Прокладка новой теплотрассы от 14-й котельной к строящемуся комплексу зданий Российского Международного Олимпийского Университета (РМОУ) позволит серьезно улучшить подачу тепла и горячей воды в жилых зданиях центра Сочи. Диаметр труб новой линии коммуникаций увеличен по сравнению с прежними трубами в два раза. Осуществляется теплоизоляции линий современными пластиковыми материалами. Потерь тепла при доставке горячей воды в жилые дома центральной части Сочи в дальнейшем не будет. К тому же сделать все удалось в очень сжатые сроки, работы там уже завершаются.
- А вам не кажется, что пора уже не коммуникации прокладывать, а начинать работы по благоустройству городских парков и улиц? Ведь на это тоже потребуется немало времени?
- Сейчас это самая сложная задача, которую нам предстоит решить! На завершение работ по модернизации инженерных сетей требуется еще несколько недель, а работы по благоустройству уже пора начинать, и как можно скорее. Стараемся все синхронизировать самым тщательным образом. Если положим свежий асфальт по улице, то прокладывать канав там там уже не станем ни в коем случае! Во всех районах Сочи создали оперативные штабы, в которые включены представители всех инженерных служб и организаций, отвечающих за благоустройство. Если где-то возникает трудность у коммунальщиков, требуем закладывать в землю стальные гильзы, кольца для прокладки коммуникаций. Но затягивать начало работ по благоустройству города не позволим никому! В массовых объемах работы они должны начаться в последних числах мая.
- А что будет включать в себя программа благоустройства Сочи в рамках подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года?
- В центральной части Сочи предстоит отремонтировать и заасфальтировать 23 улицы, в Адлерском районе – 58 улиц, в Красной Поляне – 35 улиц, в Эсто-Садке – 10 улиц, в Хосте – 10 улиц. Кроме асфальта на этих улицах будет закладываться новая плитка. Одновременно с этим начнется восстановление скверов, закладка новых клумб, высадка деревьев, кустарников и посадка цветов. Уже ремонтируются подземные переходы в различных частях Сочи. Весь город будет приведен к единому архитектурному облику. Объемы работ очень большие, и мы надеемся, что на помощь к нам придут бригады рабочих и озеленителей из различных городов Кубани. С просьбой об этом мы обратились в администрацию Краснодарского края, и уже получили ответ – нам готовы помочь многие кубанцы. Заранее спасибо им за это!
- Анатолий Николаевич, когда, на ваш взгляд, можно будет все работы завершить, траншеи засыпать, улицы заасфальтировать, новые клумбы разбить, цветы посадить? Когда город предстанет в том виде, в котором будет принимать гостей Олимпиады?
- Мы рассчитываем, что это произойдет к 1 сентября 2013 года. Такой срок поставлен Президентом России Владимиром Путиным и губернатором Кубани Александром Ткачевым. Тогда до начала зимних Олимпийских игр будет оставаться еще пять месяцев, это уже резервное время, можно будет все довести до окончательного блеска. Чтобы город Сочи встречать гостей зимних Олимпийских игр 2014 года в самом лучшем виде!
- Успеем к сентябрю?
- Надо успеть! Вся страна на нас смотрит с надеждой! Значит успеем! Да и нет у меня на этот счет особых сомнений…
Игорь Сизов.
Специально для «ВК Пресс».