Люди дописывают картины Никаса Сафронова
Никас Сафронов привез в Геленджик свои работы. И свои присутствием – моральным и материальным – поддержал всех, кто пострадал во время наводнения.
Надо жить дальше…
Журналист «ВК Пресс» поговорила с художником о том, как он, человек светский, может оставаться таким глубоко верующим? В чем он черпает свою духовность?
- В любви народа, в общении с интересными людьми, - ответил Никас Сафронов. - Я вообще не понимаю, что значит, растерять свою духовность?! Она или есть, или ее нет. Вообще во всем должна быть легкость бытия, формула внутренней сохранности. Например, когда ты тусуешься, даешь интервью, общаешься, а ночью возвращаешься домой, сосредотачиваешься и работаешь. Надо умудриться сохранить духовность и остаться светским человеком.
А вообще моя муза - это народ, продолжил признания Никас. Простые люди, фильм какой-нибудь старый, священник, случайные встречи, влюбленность в кого-нибудь.
Не обошли мы в своем разговоре с Никасом Степановичем и страшную тему недавней трагедии в Крымске. Люди раздавлены, не знают, как справиться со своим горем…
- Надо обратиться в веру: мусульмане – в свою, православные – в свою, буддисты – в свою… Не важно. Люди должны обратиться к чему-нибудь, что их, как бумерангом спасет, выручит, вернет назад, в нормальную жизнь. Надо всегда думать: времена не выбирают, в них живут и умирают. В эти времена мы живем, и должны принимать это как должное. Кто-то жил во времена Наполеона, во времена инквизиции и Сталина, Гитлера. Это тоже трагедия. А еще надо представить, что другим еще хуже.
Это не специальный геноцид, - считает Никас Сафронов. Потоп - это природное явление, оно не зависит от нас. А если Солнце приблизится к нам, Земля начнет плавиться? Вообще трагедия! Надо сохранить веру в себя, найти себе занятие, отдать себя кому-нибудь в этот момент. Детям, внукам, родителям.
Господь дает нам возможность анализировать то, что происходит. Это опыт. Надо сохранять то, что осталось – друзей, родных. Дома – это все ничто, понимаете? Моя мама говорила: вырастите, женитесь, может быть, дом будет свой, машина. Решили развестись? Найдите «фуфайку» и идите в ней и зарабатывайте все снова. Все жалко, понятно. Страховаться надо на будущее. Но самое главное – сохранить семью.
- А вы не побоялись приехать в Геленджик и привезти свои работы? – не смогла не задать этот вопрос.
- Нет, не побоялся. Многие ходят на похороны. Это уже стало традицией. Смотришь по телевизору, они везде - профессиональные плакальщики. Но при этом люди в жизни нехорошие. Надо держать это внутри, и при этом помогать людям, поддерживать их. Многие на кладбище говорят: «Я с ним дружил». А надо говорить это тогда, когда человек в этом нуждается.
Я приехал, чтоб поддержать вас, быть с вами рядом в эти минуты. Меня спрашивали, зачем я поехал, ведь сейчас не до меня. Но здесь люди живут своими житейскими проблемами. У людей должны быть радости, они ж не зарывают себя живьем, они хотят купаться в море, общаться с друзьями, получать удовольствие от жизни. Я хочу подарить своей выставкой эту радость, философию, глубину. Помочь людям задуматься и понять, что мир прекрасен, что радость не заканчивается.
На прощанье, Никас Сафронов написал несколько добрых слов для всей команды «ВК Пресс»: «От Никаса с любовью. Спасибо за то, что вы делаете для своей страны! Ваш друг! Сафронов. 11.02.2012».
«От колючих людей картины съеживаются»
Вообще в этот день, на встрече с людьми, Никас много говорил о благотворительности. Он рассказал о том, что он частый гость в одной из больниц, где находятся дети, рожденные с плавниками, двумя головами. «До слез» - так Никас Сафронов описал свое состояние, когда он попадает в это место. Именно поэтому он сейчас оформляет всю больницу своими работами, чтоб подарить несчастным детям хоть немного радости.
Вообще, по мнению талантливого художника, надо поддерживать всех детей, а талантливых – особенно. Однако, считает Никас, все рождаются талантливыми, просто не каждому помогают все лучшее, что в них есть, развить и довести до совершенства.
«Здесь столько красивых лиц!» - эту фразу Никас Степанович повторял много раз, словно хотел подчеркнуть, как ему приятно здесь находиться, как он здесь отдыхает душой, несмотря на то, что очень устал и хочет спать. Ведь перед тем, как прилететь в свой любимый южный город он работал всю ночь. Но при этом он никого не торопил, даже, обратившись в одному мужчине, сказал: «А вы наш человек». И предложил ему задать вопрос, но мужчина, скрестив руки на груди, ответил: «Пока не время». Сложилось ощущение, что они оба знают, о чем идет речь.
- Станут ли события на Кубани сюжетом одной из ваших картин? – спросили у Никаса.
- Сто процентов, уже даже начал работу, - ответил художник. И сразу уточнил, что у него другое восприятие происходящего. – Мне однажды заказали картину, связанную с 11 сентября в Америке. Но я не стал рисовать разорванные животы, кишки. Я нарисовал на развалинах плачущего ангела. В искусстве должна быть какая-то духовность, которая заставляет задуматься больше, чем развороченные животы.
Никас Сафронов рассказывал на встрече не только свои жизненные истории, которые сформировали его мировоззрение. Но и истории его картин, а также поведал об уникальной технике, которую он открыл не так давно, но она уже успела попасть в книгу рекордов Гиннеса. Дрим вижн, за 15 минут до пробуждения, когда сон, такой четкий еще несколько минут назад, начинает испаряться, растворяться.
- Никто не знает, как это делается, - признался Никас. И добавил, что от своего прежнего стиля он не отошел. – Я очень эклектичен во всем – в искусстве, в жизни, в людях. У меня друзья монахи, священники, рабочие, спортсмены – не важно. Есть разные люди, которые мне интересны.
А Никас интересен людям. Одна женщина сказала художнику, что он – помазанник божий. А другая спросила, правда ли, что его картины исцеляют?
- Картины наполнены вами, - так ответил Никас Сафронов. – Вот как вы на них смотрите – как на икону – так они и живут. Когда приходят ко мне люди колючие, так и картины словно съеживаются. А если приходят доброжелательные люди, то картины расцветают, живут. После выставки картины становятся более дописанными, в них появляется что-то такое, что сложно уловить. Они дописаны вами.
Никас Сафронов рассказал, что некоторые его иконы начинают мироточить. Картины, конечно, лечат, но больше лечат люди, которые заряжают эти иконы и картины.
Художник рассказал и другие мистически истории, связанные с его работами. В Оренбурге после закрытия выставки охрана зафиксировала разноцветные шары, которые вылетали из картин Никаса.
Шары – вообще частый атрибут работ Никаса. Даже на тех картинах, которые художник привез на выставку, их много. Он вспомнил, что, будучи мальчишкой, он увидел, лежа на сеновале, красивый огромный шар, который играл разными цветами. Как завороженный, он смотрел на него и хотел даже потрогать. Но брат истошно закричал: «Коля, беги!». Убежали, спрятались в сарае, а после прозвучал взрыв. После оказалось, что это была шаровая молния.
Никас необычный, нестандартный. И много говорит о взаимосвязях одного с другим. О принципе бумеранга – что ты пошлешь в мир, то тебе и вернется.
- Если в Австралии сломают куст, то в Лондоне в центре города на кого-то упадет шкаф. Все взаимосвязано, - сказал художник.
На встрече люди пытались выяснить тайны Сафроновских картин. Одна женщина спросила, почем на одной из картин пять рук, которые охраняют колыбель младенца. На что Никас с улыбкой рассказал историю:
- Я недавно написал картину: на заднем плане графичная Москва, а на переднем плане Христос общается с апостолами. Я писал-писал-писал. А потом посчитал, а их 15! Вот теперь думаю, убрать некоторых или нет, еще не решил. Не знаю, почему рук пять… Все случайно и все закономерно. Иногда делается что-то по наитию, не задумываясь.
Что касается работы с людьми, то тут для Никаса все понятно. После 30-ти человеческое лицо меняется. Человек красивый от природы, но негодяй внутри после 30-ти становится некрасив. И наоборот, человек некрасивый внешне, но благородный внутри, становится красив. Глаза – зеркало души, там можно увидеть все.
- Я вообще позитивный человек, стараюсь найти лучшие черты даже в негодяях.
Никас Сафронов легко и просто рассказывал интересные истории из своей жизни и жизни своих друзей и коллег. Аллы Пугачевой, Владимира Жириновского, Михаила Жванецкого, даже короля Брунея, которому он писал картину. Он вспомнил, как ждал его в одной из залов дворца, и к нему навстречу вышел невысокий щупленький человек и предложил пройти в другую комнату. На что Никас сказал, что не может, что должен находиться здесь. Маленький человек вновь предложил пройти в другую комнату, но Никас был непреклонен и «отшил» назойливого человека.
Через час ожиданий, он поинтересовался у служащих, где же король? На что они ответили: «Он к вам приходил, а вы его прогнали».
Задали вопрос художнику о том, а какие же наши первые лица государства.
- Все люди нормальные, когда они находятся наедине с тобой, - ответил Никас Сафронов. – Особенно в загородных домах. Там на какое-то время забываешь, что это – глава государства. Все мы рождаемся голыми и уходим голыми.
- Девочки, мальчики, какие ж вы хорошие! И как я рад, что к вам приехал, – так завершил встречу с поклонниками и журналистами известный российский художник Никас Сафронов.
Марина Краснокутская.
Специально для «ВК Пресс».