Рената Литвинова: Мое кино - не одноразовое!
Фильм о трех подругах - трех состояниях души: любви, смерти и поиска счастья. О том, что люди не одиноки, у них есть небесные кураторы. Главная идея, пожалуй, в том, что перестали мы в постоянной суете замечать знаки, которые предупреждают нас о будущем, готовят к бедам и радостям. Тем не менее есть некоторые силы, которые заставляют нас по-иному взглянуть на жизнь.
- Изначальный сценарий переписывался и под актеров и под бюджет. Я признаю, что рамки иногда даже полезны для творчества, но при условии абсолютной творческой свободы, которой я обладала, - признается режиссер. - У нас все в картине было частное, многое мое. Что-то мы брали напрокат. Например, стулья нам сдавали в аренду по сходной цене.
Некоторые роли Рената писала специально для актрис. Например, для Оли Кузиной (Маргарита Готье в фильме) и Тани Друбич (Надя). Но больше всего в фильме было, конечно же, самой Ренаты. Не ошибется тот, кто скажет, что у этой актрисы есть свой неповторимый стиль. Нельзя утверждать, что во всех ролях она одинакова. Но во всех - одинаково органична. Так и здесь она как будто шагнула из нашей реальности на экран. Кстати, перевоплощается она и в фильме. В "Сказке…" она играет, ни больше ни меньше, саму Смерть. Она приходит в мир людей, полностью подчиняется житейским законам, чтобы ничем не выдать себя настоящую. И приходит с той лишь целью, чтобы проводить в вечность "душу, умеющую любить". По словам ее героини, если смерть уважает душу, она должна лично прийти к ней заранее, подготовить ее.
Впрочем, не так все мрачно, как может показаться на первый взгляд. В фильме много юмора. Вообще, умение синтезировать разные жанры и стили - фирменный прием Ренаты. И "Последняя сказка Риты" получилась, так сказать, в "стиле Ренаты". Шарм актрисы отразился во всем: в образе Смерти, в голосах других героев, в операторской работе, в сценах, в освещении, в символах. (Кто-то скажет: слишком много Литвиновой, но убери ее -и фильм будет уже не тот.) Впрочем, в музыке ее нет. Эта ниша полностью отдана Земфире. Кстати, о символах. "Сказка Риты" пропитана ими насквозь. Выбивается из этой череды таинственных знаков, пожалуй, только хорек - он просто друг героини Ренаты. У Смерти не может быть друзей. Но оставлять ее совсем одинокой как-то непорядочно. А этот зверек, то превращаясь в чучело, то оживая, так и сопровождает всегда свою хозяйку.
Роль Тани Неубивко, так зовут героиню Ренаты, когда она попадает в мир людей, Литвинова писала вовсе не под себя. Изначально ее должна была играть другая актриса. Но в последний момент передумала.
А на вопрос, не возникали ли у Литвиновой-режиссера разногласия с Литвиновой-актрисой в творческом процессе, ответила:
- Мне было с собой очень легко. Это, можно сказать, одно из самых идеальных отношений. Я не имею амбиций сниматься у известных режиссеров. Я лучше у себя поснимаюсь.
Съемки шли два года. И это была настоящая пытка: приходилось многое переснимать из-за брака в операторской работе. Потом был длительный процесс монтажа и озвучания. Наконец, не один час работы съемочной группы полетел в корзину - режиссер нещадно резала фильм, оправдывая себя тем, что это пойдет только на благо картине. "Под нож" попала сцена, которая рассказывала, как у героини появился таинственный шрам на шее. А на самом деле его Таня получила от одного из своих поклонников. Не будем забывать, ведь она очень старалась походить на людей и не всегда была разборчива в выборе приключений.
Специально для "ВК Пресс".